Пособие от 16.01.2014
Автор: Белокопытов В.

Изменения в законодательстве о семеноводстве


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СЕМЕНОВОДСТВЕ

Селекционная деятельность и семеноводство - одни из видов экономической деятельности государства, которые позволяют в полной мере реализовать одно из важнейших социальных прав граждан - право на достойный уровень жизни, составной частью которого является достаточное питание (часть вторая ст.21 Конституции Республики Беларусь).

В целях обеспечения реализации данного конституционного права государство активно развивает, в частности, семеноводство основных сельскохозяйственных культур, поддерживает гарантированный уровень продовольственной безопасности. Это выражается, в первую очередь, в принятии нормативных правовых актов, направленных на создание правовых, организационных, финансовых, технических и иных условий для развития указанной подотрасли сельского хозяйства.

В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 29.04.2008 № 625 реализовывалась Программа развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008-2013 годах (далее - Программа), разработанная в связи с необходимостью обеспечения страны такими основными сельскохозяйственными культурами, как зерно, картофель, сахарная свекла, рапс, и создания прочной кормовой базы для животноводства.

 

Справочно

Заказчики Программы: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - Минсельхозпрод), Национальная академия наук Беларуси и областные исполнительные комитеты.

За время реализации мероприятий Программы созданы и внедрены в производство новые пивоваренные сорта ячменя, рапса, что позволило в последние годы полностью обеспечивать потребности пивоваренной и маслоперерабатывающей отраслей отечественным сырьем, что соответственно привело к сокращению закупок по импорту.

Кроме того, получена прибавка урожая зерновых и зернобобовых культур (+6,1 ц/га к 2007 г.), рапса (+4,5 ц/га к 2007 г.), сахарной свеклы (+99 ц/га), кукурузы на силос (+40 ц/га), кукурузы на зерно (+22 ц/га), овощей (+29 ц/га к уровню 2007 г.).

Выполнение Программы обеспечило внутренний рынок страны собственным сырьем для мукомольной, крупяной, пивоваренной, маслоперерабатывающей и иных отраслей сельского хозяйства, а также выявило необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области семеноводства.

Ежегодно за пределы республики экспортируется более 500 т семян зерновых культур, рапса более 50 т.

Производство собственных семян кукурузы гибридов первого поколения обеспечивает ежегодную экономию валютных средств в сумме более 30 млн.долл. США.

 

Одновременно согласно п.29 Плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента РБ от 06.01.2011 № 10, осуществлялась разработка Закона РБ от 02.05.2013 № 20-З «О семеноводстве» (далее - Закон о семеноводстве), который действует в настоящее время вместо Закона РБ от 14.02.1997 № 14-З «О семенах» (утратил силу с 9 ноября 2013 г.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2021 г. следует руководствоваться Законом от 07.05.2021 № 102-З «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений». Комментарии см. здесь.

 

Нормативное регулирование семеноводства

Закон о семеноводстве расширил правовую базу для регулирования общественных отношений, связанных с семеноводством сельскохозяйственных и лесных растений, в т.ч. генно-инженерных.

Положения Закона о семеноводстве определяют полномочия государственных органов, государственных организаций, занимающихся семеноводством, правовые и организационные основы семеноводства как деятельности, связанной с производством, хранением, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также проведением мероприятий по определению сортовых и посевных качеств семян растений.

Вместе с тем анализ содержания норм Закона (ст.13-15, 19, 20, 22, 23) свидетельствует о наличии в них определенного числа бланкетных норм. Такой подход законодателя обусловлен предметом правового регулирования, объективным характером общественных отношений.

Это вызвало необходимость приведения нормативных правовых актов в области семеноводства в соответствие с Законом о семеноводстве, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими указанные отношения.

В этой связи были приняты:

постановление Минсельхозпрода РБ от 01.10.2013 № 50 «Об установлении перечня сельскохозяйственных растений, семена которых в случае реализации подлежат обязательному грунтовому контролю и (или) лабораторному сортовому контролю».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2021 г. следует руководствоваться постановлением Минсельхозпрода от  01.07.2021 № 51 «Об установлении перечней сельскохозяйственных растений и организаций»;

 

постановление Минсельхозпрода РБ от 10.09.2013 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения реестра производителей семян сельскохозяйственных растений, установлении формы заявления и признании утратившим силу постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30 июня 2012 г. № 41» (далее - постановление № 46, Инструкция, утвержденная постановлением № 46);

постановление Совета Министров РБ от 08.11.2013 № 961 «О некоторых вопросах государственного регулирования семеноводства» (далее - постановление № 961).

В частности постановлением № 961 внесены:

• изменения в Положение о надзоре в области карантина и защиты растений, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2006 № 881 (далее - Положение о надзоре в области карантина и защиты растений), и в Положение о надзоре в области семеноводства, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.09.2006 № 1135 (далее - Положение о надзоре в области семеноводства, постановление № 1135).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. вместо Положения о надзоре в области карантина и защиты растений следует руководствоваться главой 6 Закона РБ от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений»;

 

• дополнение в постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - Единый перечень);

• изложено в новой редакции Положение о порядке проведения государственного испытания сортов, о порядке включения сортов в государственный реестр, исключения их из него и порядке его ведения, утвержденное постановлением № 1135;

• утверждены прилагаемые:

- Положение о порядке проведения апробации сельскохозяйственных растений;

- Положение о порядке проведения лабораторного сортового контроля;

- Положение о порядке выдачи удостоверения о качестве семян растений;

- Положение о порядке выдачи разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр сортов;

- Положение о порядке формирования и использования государственного страхового фонда семян сельскохозяйственных растений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 мая по 31 декабря 2019 г. действие вышеназванного Положения приостановлено на основании п.4 постановления Совета Министров РБ от 03.05.2019 № 278;

 

• признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в т.ч. Положение о Государственном реестре производителей, заготовителей семян, утвержденное постановлением № 1135.

Основные изменения в законодательстве о семеноводстве

Суть основных изменений состоит в следующем.

1. В связи со вступлением в силу Указа Президента РБ от 03.06.2013 № 253 «О некоторых вопросах государственной ветеринарной службы Республики Беларусь» у Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода (далее - Департамент) больше нет полномочий по осуществлению надзора в области семеноводства, карантина и защиты растений, поэтому постановлением № 961 внесены изменения в Положение о надзоре в области карантина и защиты растений и Положение о надзоре в области семеноводства из их редакций исключены нормы о полномочиях Департамента по осуществлению надзора, а также приведены в соответствие с Законом о семеноводстве применяемые в нормативных правовых актах юридические термины.

2. Постановлением № 961 Единый перечень дополнен положениями, регулирующими вопросы проведения административных процедур, связанных с получением разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений в хозяйственных целях.

Статья 6 Закона о семеноводстве обязывает Совет Министров РБ установить соответствующие процедуры, среди которых: порядок проведения государственного испытания сортов, порядок включения сортов в государственный реестр сортов и исключения их из него (далее - Порядки).

В настоящее время проведение сортоиспытания в Республике Беларусь регулируется Положением о порядке проведения государственного испытания сортов, порядке включения сортов в государственный реестр сортов, исключения их из этого реестра и порядке его ведения, утвержденным постановлением № 1135.

На основании указанного Положения осуществляется также включение сортов растений древесно-кустарниковых пород в государственный реестр сортов.

В связи с утверждением новых Порядков возникает необходимость внесения изменений в административные процедуры, осуществляемые организацией.

 

Обратите внимание!

Условием включения сорта в государственный реестр сортов является прохождение государственного испытания сортов. Только после включения сорта в государственный реестр сортов возможно его использование на территории Республики Беларусь (ст.15 Закона о семеноводстве).

 

Ведение государственного реестра сортов осуществляет государственное учреждение (ГУ) «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений». Таким образом, именно процедура включения сорта в государственный реестр сортов является административной, так как осуществляется уполномоченным органом, устанавливает определенные права субъекта семеноводства и заканчивается включением (регистрацией) сорта в государственный реестр сортов, а проведение государственного испытания сортов - только условие осуществления указанной административной процедуры. Поэтому постановлением № 961 внесено соответствующее изменение в п.7.17 Единого перечня.

3. Законом о семеноводстве определено, что порядок ведения реестра производителей семян сельскохозяйственных растений определяется Минсельхозпродом. В связи с этим постановление № 961 признает утратившими силу некоторые постановления Совета Министров РБ.

С целью создания в Республике Беларусь максимально благоприятных условий для развития предпринимательской и иной экономической деятельности независимо от форм собственности ст.13 Закона о семеноводстве предусмотрено только ведение реестра производителей семян сельскохозяйственных растений и формирование его на уведомительном принципе, что исключает разрешительный порядок и тем самым предоставляет больше возможностей для развития семеноводства.

В настоящее время порядок ведения реестра производителей семян сельскохозяйственных растений установлен Инструкцией, утвержденной постановлением № 46.

 

Справочно

До принятия постановления № 961 данная процедура была административной, так как по заявлению заинтересованных лиц предоставлялось право на производство, заготовку и реализацию семян, что подтверждалось выдачей паспорта на право производства, заготовки и реализации семян.

Так, производители оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений были обязаны направлять в ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» не позднее чем за 1 месяц до начала осуществления деятельности по производству оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений сведения для включения в реестр производителей семян сельскохозяйственных растений.

 

Вместе с тем ст.13 Закона о семеноводстве закреплено, что реестр производителей семян сельскохозяйственных растений включает сведения о юридических и физических лицах, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством только оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений. Реестр производителей семян сельскохозяйственных растений несет информационный характер без предоставления каких-либо прав. Соответственно с принятием Закона о семеноводстве включение в реестр производителей семян сельскохозяйственных растений административной процедурой уже не является.

В связи с этим постановлением № 961 из Единого перечня исключен п.7.12.

4. Одновременно законодатель в целях защиты прав покупателей семян устанавливает запрет на производство, реализацию и использование семян растений сортов, не включенных в государственный реестр сортов, на которые нет удостоверения о качестве семян растений, акта их апробации, свидетельства на семена сельскохозяйственных растений, удостоверения о качестве семян лесных растений (ст.16 Закона о семеноводстве). При реализации указанных семян юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, выдают покупателю документ, подтверждающий сортовые и посевные качества реализуемых семян сельскохозяйственных растений (свидетельство на семена сельскохозяйственных растений), который оформляется на основании акта апробации, протокола лабораторного сортового контроля и удостоверения о качестве семян растений (либо ранее выданного свидетельства на семена сельскохозяйственных растений).

5. Сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений должны соответствовать требованиям, установленным Минсельхозпродом, и подтверждаться при их реализации актом апробации сельскохозяйственных растений и удостоверением о качестве семян сельскохозяйственных растений (ст.21 Закона о семеноводстве).

В ст.6 Закона о семеноводстве закреплено, что Совет Министров РБ устанавливает порядок выдачи удостоверения о качестве семян растений и порядок проведения апробации сельскохозяйственных растений.

Сортовые качества семян сельскохозяйственных растений определяются путем проведения обязательного лабораторного сортового контроля на основании заявления заинтересованного лица (ст.22 Закона о семеноводстве).

Положением о порядке проведения лабораторного сортового контроля, утвержденным постановлением № 961, непосредственно регулируется процедура подтверждения сортовых качеств семян путем проведения лабораторного анализа семян сельскохозяйственных растений.

В ст.23 Закона о семеноводстве закреплено, что посевные качества семян растений при производстве подтверждаются удостоверением о качестве семян, которое выдается на основании заявления заинтересованных лиц в соответствии с Положением о порядке выдачи удостоверения о качестве семян растений, утвержденным постановлением № 961.

Выдача удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений и продление его срока действия осуществляется ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальными организациями, на основании заявления заинтересованного лица, по результатам проведенных анализов.

В зависимости от вида сельскохозяйственных растений срок действия удостоверения варьируется от 30 дней до 12 месяцев. Это связано с изменением посевных показателей качества семян сельскохозяйственных растений в период их хранения. Для продления срока действия удостоверения необходимо до истечения его срока действия повторно провести анализ на подтверждение посевных качеств семян сельскохозяйственных растений. В связи с различным объемом анализа семян для выдачи удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений и для продления срока действия удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений существует необходимость осуществления двух разных административных процедур. В данной связи Единый перечень дополнен пп.7.23 и 7.24.

6. Апробация сельскохозяйственных растений проводится по заявительному принципу (ст.22 Закона о семеноводстве). При апробации растений, включенных в перечень сельскохозяйственных растений, семена которых в случае реализации подлежат обязательному грунтовому и (или) лабораторному сортовому контролю, установление сортовой чистоты или сортовой типичности на основании результатов грунтового и (или) лабораторного сортового контроля обязательно. В этой связи представление заявителем протокола грунтового контроля или лабораторного сортового контроля - обязательное условие для проведения апробации сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации. Конкретный метод установления сортовой чистоты или сортовой типичности при проведении апробации сельскохозяйственных растений определяет Минсельхозпрод.

В ходе проведения апробации посевов (посадок) сельскохозяйственных растений кроме сортовой чистоты или типичности оцениваются такие важные параметры пригодности посевов на семенные цели, как засоренность посева сорными и иными растениями, пораженность посева болезнями и его поврежденность вредителями.

По окончании проведения апробации сельскохозяйственных растений составляется и передается заявителю акт апробации сельскохозяйственных растений.

Процедура установления сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений, произведенных в Республике Беларусь, включая процедуру проведения грунтового контроля, а также оценки пригодности использования посевов на семенные цели регулируется Положением о порядке проведения апробации сельскохозяйственных растений, утвержденным постановлением № 961.

Таким образом, процедура проведения апробации сельскохозяйственных растений административная, в связи с чем Единый перечень дополнен п.7.25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 декабря 2014 г. следует руководствоваться пп.7.23-7.25 Единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 05.12.2014 № 1139.

 

7. Статья 6 Закона о семеноводстве обязывает Совет Министров РБ утвердить также следующие порядки:

- порядок формирования и использования государственного страхового фонда семян сельскохозяйственных растений;

- порядок выдачи разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр сортов, так как в настоящее время законодательно указанные порядки не установлены.

Это обусловлено реализацией положений Закона о семеноводстве, выступающих в качестве гарантий, обеспечивающих надлежащую экономическую деятельность производителей сельскохозяйственной продукции и семян сельскохозяйственных растений, предусматривающих оказание на возмездной основе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, помощи семенами сельскохозяйственных культур из государственного страхового фонда в случае гибели либо повреждения посевов (посадок) сельскохозяйственных растений в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. гидрометеорологических явлений, чрезвычайных ситуаций, а также при недостатке или отсутствии семян в государственном страховом фонде.

Постановлением № 961 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих сортам, не включенным в государственный реестр сортов.

Выдача разрешений на использование семян сельскохозяйственных растений принадлежащих сортам, не включенным в государственный реестр, позволит проводить сев юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, при отсутствии районированных сортов, семенами сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр в оптимальные сроки с соблюдением технологических регламентов и получать сельскохозяйственную продукцию в планируемых объемах.

Государственный страховой фонд представляет собой запасы семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, включенным в государственный реестр сортов, и формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству семян сельскохозяйственных растений, в объемах не менее 20 % от общей годовой потребности в соответствующих семенах, используемых для посева (посадки) данными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Указанные законодательные меры обеспечивают стабильность производства сельскохозяйственной продукции, защиту прав и интересов соответствующих участников гражданского оборота.

Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями семян сельскохозяйственных растений, принадлежащих к сортам, не включенным в государственный реестр сортов, осуществляется с разрешения Минсельхозпрода, в связи с чем внесены изменения в п.7.20 Единого перечня.

Таким образом, Закон о семеноводстве и принятые в его развитие нормативные правовые акты направлены на дальнейшее совершенствование правовой основы государственного управления в области семеноводства для повышения ответственности государственных органов за развитие семеноводства, усиление координации государственной экономической деятельности в социальных целях.

 

Справочно

В процессе реализации Программы контролирующие органы выявили многочисленные и даже системные нарушения выполнения отдельных ее мероприятий, а также законодательства при предоставлении сельхозпредприятиям государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета. Подробнее см. http://www.belta.by/ru/all_news/society/Kontrolirujuschie-organy-vyjavili-narushenija-vypolnenija-programmy-razvitija-selektsii-i-semenovodstva_i_/docs/650574l.

 

16.01.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»