Комментарий от 29.01.2016
Автор: Фомичёва Т.

Изменения, внесенные в термины и их определения, используемые в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Уточненные термины

Введенные новые термины

Из определений терминов «инженер (инженерная организация)», «подрядчик в строительной деятельности», «разработчик проектной документации» исключаются слова «физическое лицо»

Термин «обоснование инвестирования в строительство» исключен

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 05.07.2004 № 300-З «ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ».
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З

В целях совершенствования порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также управления строительной отраслью, повышения роли и ответственности всех участников этого вида экономической деятельности, сокращения сроков проектирования и строительства объектов, снижения их стоимости, сокращения административных процедур принят Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26).

Нормы Указа № 26 также потребовалось отразить в Законе Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее - Закон № 334-З).

Закон № 334-З вносит изменения в ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З). Согласно этим изменениям уточняются некоторые термины и их определения. Проанализируем их в данном материале.

Уточненные термины

В частности, потребовалось уточнение определения термина «строительная деятельность (строительство)» в части дополнения данного определения таким видом деятельности, как оказание инженерных услуг в строительстве, а в новой редакции Закона № 300-З излагаются определения терминов:

капитальный ремонт объекта строительства - совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий;

ремонт объекта - совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных, потребительских и улучшению эстетических качеств объекта, устранению мелких повреждений и неисправностей, а также по предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий;

строительный проект - проектная документация, обеспечивающая реализацию решений утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами (абзацы 17, 32, 43 ст.1 Закона № 300-З).

Введенные новые термины

Законом № 334-З также вводятся некоторые новые термины и даются их определения в соответствии с нормативными предписаниями Указа № 26:

документация на типовые строительные конструкции, изделия, узлы - система взаимоувязанных проектных документов на строительные конструкции, изделия, узлы капитальных строений (зданий, сооружений), отобранные из числа разработанных аналогов или специально разработанные для многократного применения в строительстве;

проект, рекомендованный для повторного применения, - разработанная проектная документация на строительство жилых домов, объектов социально-культурного, производственного и коммунально-бытового назначения, технико-экономические показатели которых удовлетворяют типовым потребительским качествам и социальным стандартам, получившая положительное заключение государственной экспертизы, не имеющая замечаний при приемке объекта в эксплуатацию и рекомендованная Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь для повторного применения;

республиканский банк данных объектов-аналогов на строительство объектов - организационно-техническая система, включающая информационную базу данных, содержащую объемно-планировочные, инженерно-технические и технологические решения, стоимостные и иные показатели объектов строительства, индивидуальные для каждого объекта и усредненные для множества;

республиканский фонд проектной документации - систематизированное собрание комплектов копий проектных документов (типовые проекты, проекты, рекомендованные для повторного применения, документация на типовые строительные конструкции, изделия, узлы, индивидуально разработанная проектная документация);

руководитель (управляющий) проекта по возведению, реконструкции и реставрации объекта - специалист, назначаемый заказчиком, застройщиком из числа работников, имеющих квалификационный аттестат, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абзацы 11, 26, 33, 34, 36 ст.1 Закона № 300-З).

Из определений терминов «инженер (инженерная организация)», «подрядчик в строительной деятельности», «разработчик проектной документации» исключаются слова «физическое лицо»

Законом № 334-З предусматривается исключить из определений терминов «инженер (инженерная организация)», «подрядчик в строительной деятельности», «разработчик проектной документации» слова «физическое лицо».

Необходимость внесения данного изменения обусловлена следующим.

Согласно ст.1 Закона № 300-З (в редакции до внесения изменений Законом № 334-З) подрядчик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившее договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности.

В отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданином, следует отметить, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с нарушением требований, установленных ст.22 ГК, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности (ст.22 ГК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. на основании Закона от 05.01.2024 № 344-З п.1 ст.22 ГК дополнен частью следующего содержания: «Законодательными актами могут быть установлены иные запреты на осуществление предпринимательской деятельности.».

 

Предметом договора строительного подряда является строительство объекта строительства или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику (п.2 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450)).

В случае когда выполняемые подрядчиком работы входят в Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, стороны при заключении договора строительного подряда обязаны руководствоваться Правилами № 1450.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться перечнями основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, капитальном ремонте, модернизации зданий и сооружений, приведенными в приложениях А-В к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106.

 

Обратите внимание!

Согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь к сделкам, совершаемым физическими лицами, применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности. Кроме того, Правилами № 1450 установлены единые подходы к порядку заключения таких договоров. В частности, требование о необходимости наличия у подрядчика в штате аттестованных специалистов распространяется на всех подрядчиков независимо от их юридического статуса.

 

Таким образом, учитывая в совокупности нормы действующего законодательства, договор строительного подряда может быть заключен с физическим лицом, получившим специальный статус с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Договор заключается при наличии у подрядчика:

• документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;

• в штате аттестованных специалистов (подп.8.2 п.8 Правил № 1450).

Кроме того, заявителем на сертификацию работ (услуг) в строительстве является юридическое лицо, в том числе иностранное, или индивидуальный предприниматель, обратившееся с заявкой на сертификацию работ (услуг) в строительстве (данная норма закреплена в ТКП 5.3.13-2007 (03220)* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения» (утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 № 67)) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=203340).

Следовательно, физические лица не могут пройти процедуру сертификации работ.

Термин «обоснование инвестирования в строительство» исключен

Законом № 334-З предусматривается исключить термин «обоснование инвестирования в строительство» и его определение.

Необходимость данного изменения обусловлена следующим.

Статьей 1 Закона № 300-З (в редакции до внесения изменений Законом № 334-З) определено, что обоснование инвестирования в строительство - это стадия разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, в ходе которой в целях определения стоимости оценки хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой и экономической целесообразности вложения инвестиций в строительство объекта принимаются принципиальные объемно-планировочные решения, проводятся альтернативные проработки, расчеты по определению эффективности вложения инвестиций, социальных, экологических и других последствий осуществления строительства и эксплуатации объекта.

Закрепление названной нормы в Законе № 300-З было обусловлено необходимостью сокращения сроков строительства, возможностью осуществлять параллельное проектирование и строительство объектов.

Вместе с тем, как показала практика применения данной нормы, в обосновании инвестирования на недостаточном уровне прорабатывались вопросы технологии, использования оборудования, что впоследствии приводило к дополнительным затратам, внесению изменений в проектную документацию.

Таким образом, практика применения параллельного проектирования и строительства объектов себя не оправдала, а, наоборот, в отдельных случаях негативно сказалась как на качестве проектирования и строительства, так и на сроках из-за необходимости постоянной корректировки проектной документации.

Учитывая негативную практику параллельного проектирования и строительства (а фактически - опережающего строительства и разработки проектной документации по факту построенного), возникла необходимость внести соответствующие изменения в законодательство по исключению такого варианта строительства объектов.

В целях повышения качества разработки проектной документации на строительство объектов, сокращения сроков ее разработки, в том числе и стоимости, подп.1.9 п.1 Указа № 26 запрещается выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта), за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2021 г. Указом от 26.02.2021 № 58 подп.1.9 п.1 Указа № 26 изложен в следующей редакции: «выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта (параллельное проектирование и строительство) допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь;». Комментарии см. здесь.

 

Исходя из изложенного, Законом № 334-З из Закона № 300-З исключаются нормы, регулирующие вопросы параллельного проектирования.

Решение о стадиях проектирования объектов принимается заказчиком, застройщиком (подп.1.5 п.1 Указа № 26).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2021 г. следует руководствоваться подп.1.5 п.1 Указа № 26 с учетом изменений, внесенных Указом № 58. Комментарии см. здесь.

 

По заданию заказчика, застройщика в проектной документации на объект строительства, прошедшей государственные экспертизы и утвержденной в установленном порядке, разработчиком проектной документации могут выделяться пусковые комплексы, а этапы работ исключаются из стадий проектирования (подп.1.8 п.1 Указа № 26), что также нашло отражение в Законе № 334-З. Принятие данной нормы позволит сократить расходы и сроки на разработку проектной документации.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

29.01.2016

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь