Комментарий от 08.02.2016
Автор: Амельченя Ю.

Изменения законодательства о государственных закупках. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 68


 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 68

Для сферы государственных закупок постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 778) значимо по ряду причин. В частности, постановлением № 778 утверждены:

• Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений;

• Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте;

• Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее - постановление № 395), которым утверждено Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке (комментарий см. здесь), а также постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7, которым утверждено Положение о комиссии по государственным закупкам (комментарий см. здесь).

 

Помимо этого постановление № 778 определяет официальный сайт для размещения информации о государственных закупках (http://www.icetrade.by) (далее - официальный сайт), пороговые значения для проведения процедуры запроса ценовых предложений, устанавливает преференциальную поправку и порядок ее применения, определяет операторов электронных торговых площадок и порядок оплаты их услуг, а также порядок оплаты услуг организатора по организации и проведению процедур государственных закупок.

Не менее важно и то, что постановлением № 778 утверждены перечни:

• товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;

• товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;

• товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность;

• вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника;

• товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

 

Обратите внимание!

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 68 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778» (далее - постановление № 68) вступило в силу 27 января 2016 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г. (п.2 постановления № 68).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. постановление № 68 на основании постановления № 395 утратило силу.

Внесены изменения в связи со вступлением в силу нового ОКРБ

В вышеуказанных перечнях, утвержденных постановлением № 778, приведены товары (работы, услуги) с кодами по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 (далее - ОКРБ 007-2007) (кроме перечня вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника). Поскольку ОКРБ 007-2007 с 1 января 2016 г. утратил силу, постольку одной из причин внесения изменений в постановление № 778 как раз и было приведение в соответствие кодов ранее действовавшего и ныне действующего классификаторов.

Так, с 1 января 2016 г. применяется общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее - ОКРБ 007-2012).

В свою очередь, помимо приведенных выше перечней введение в действие нового классификатора повлияет и на ведение годового плана государственных закупок. В этой связи следует учитывать, что если заказчик разработал и утвердил годовой план государственных закупок в 2015 году на 2016 год, то при разработке он должен был руководствоваться ОКРБ 007-2007 и на основании его при необходимости еще в 2015 году проводить процедуры государственных закупок на 2016 год. Однако с 1 января 2016 г. ввиду действия нового классификатора ОКРБ 007-2012 годовой план государственных закупок должен быть приведен в соответствие с ним. Для этого заказчику необходимо внести изменения в части изменения кодов классификатора. И до 8 марта 2016 г. на официальном сайте для размещения информации о государственных закупках должен быть размещен годовой план с изменениями в соответствии с ОКРБ 007-2012.

Также обратим внимание на различия между ОКРБ 007-2007 и ОКРБ 007-2012 к определению подвида, что важно, поскольку согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) однородные товары (работы, услуги) - это товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2007.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. Закон на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

 

В ОКРБ 007-2007 подвид определялся по девяти цифровым знакам кода, в ОКРБ 007-2012 - по восьми цифровым десятичным знакам кода (девятый знак - это группировка).

Изложены в новой редакции перечни, в которых приведены наименования товаров (работ, услуг) с указанием кодов по ОКРБ

Постановлением № 68 изложены в новой редакции те перечни, утвержденные постановлением № 778, в которых приведены наименования товаров (работ, услуг) с указанием кодов по классификатору, а именно:

• перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (подп.1.3 п.1 постановления № 68);

• перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (подп.1.4 п.1 постановления № 68);

• перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность (подп.1.5 п.1 постановления № 68);

• перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (подп.1.6 п.1 постановления № 68).

Утвержден в новой редакции годовой план государственных закупок

Постановлением № 68 утвержден в новой редакции годовой план государственных закупок. Здесь следует отметить исключение из формы таблицы графы «Единицы измерения в соответствии с кодом ОКРБ», очевидно, по той причине, что не все позиции в ОКРБ 007-2012 имеют единицы измерения и как такового единообразия не может быть. Иными словами, конкретные единицы измерения будут определяться при проведении процедур государственных закупок заказчиками (организаторами).

Внесены изменения, касающиеся размещения сведений о договорах на государственную закупку

Постановлением № 68 внесены изменения в Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденное постановлением № 778, касающиеся размещения сведений о договорах на государственную закупку, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, а также об изменениях и дополнениях договоров и результатах исполнения. В частности, такие сведения должны размещаться на официальном сайте в течение 20 календарных дней (подп.1.2 п.1 постановления № 68). Момент начала течения срока для размещения - это момент наступления тех или иных фактов, а именно, заключения договора, изменения или дополнения договора, результата исполнения по факту исполнения обязательств.

При этом сведения размещаются независимо от суммы договора на государственную закупку, поскольку исключены нормы, устанавливавшие минимальный предел для размещения сведений (3 000 базовых величин (БВ) и более) (подп.1.2 п.1 постановления № 68).

В п.11 названного Положения указаны ссылки на новый классификатор вместо утратившего силу ОКРБ 007-2007.

Внесены изменения в пороговые значения ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для применения процедуры запроса ценовых предложений

Внесены изменения в подп.1.5 п.1 постановления № 778. Так, на основании постановления № 68 процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки следующим образом:

• товаров - более 300, но не более 1 000 БВ;

• работ (услуг) - более 300, но не более 3 000 БВ.

Ранее данные предельные значения указывались по принципу «от… до».

С точки зрения правовых последствий предложенная постановлением № 68 формулировка ограничивает применение запроса ценовых предложений, если ориентировочная стоимость годовой потребности равна 300 БВ, если 301 и более, то основания для проведения запроса ценовых предложений у заказчика (организатора) имеются (равно как и предельный размер ориентировочной стоимости годовой потребности может быть равным 1 000 и 3 000 БВ, но не должен их превышать).

Изменение порядка применения преференциальной поправки

Еще одно изменение норм постановления № 778 коснулось порядка применения преференциальной поправки. Так, с учетом постановления № 68 уточнено, что преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки, при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений (абзац 3 части пятой подп.1.7 п.1 постановления № 778 в редакции постановления № 68).

Дело в том, что неприменение преференциальной поправки в отсутствие оговорки о том, что речь идет о конкурсах и процедуре запроса ценовых предложений, означало, что и при проведении электронного аукциона она не должна была применяться, если все участники заявили о ее применении.

Однако при проведении электронного аукциона участники, имеющие право на применение преференциальной поправки, должны в первом разделе своего предложения заявить о ее применении (часть вторая п.2 ст.45 Закона). В любом случае независимо от того, сколько участников и все ли они имеют право на применение преференциальной поправки, начальная цена электронного аукциона определяется по правилам подп.1.7 п.1 постановления № 778.

Так, начальная цена электронного аукциона, определяемая как ориентировочная стоимость государственной закупки, устанавливается путем деления ориентировочной стоимости закупки, предлагаемой заказчиком (организатором), соответственно на 1,15 или 1,25. Начальная цена электронного аукциона, определяемая по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам, устанавливается путем выбора наименьшей из цен этих участников, при этом цены участников, заявивших о своем праве на применение преференциальной поправки, уменьшаются путем деления соответственно на 1,15 или 1,25. И в ходе торгов для участников, заявивших о своем праве на применение преференциальной поправки, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 или 25 % соответственно.

В случае выбора участником-победителем участника, заявившего о своем праве на применение преференциальной поправки, договор на государственную закупку с таким участником заключается по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.

Тем самым случай, когда все участники электронного аукциона заявили о своем праве на применение преференциальной поправки, предполагает действие части третьей подп.1.7 п.1 постановления № 778.

В свою очередь, при проведении открытого и закрытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений преференциальная поправка не применяется в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на ее применение. Но необходимо сделать оговорку: неприменение допустимо, если участниками заявлено о праве на применение преференциальной поправки в одинаковом размере (например, все заявили о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 %). Если же все участники заявили о применении данной поправки в размере 15 %, а один участник - в размере 25 %, то, полагаем, преференциальная поправка должна применяться для целей сравнения и оценки предложений участников в заявленном каждом из них размере.

Таким образом, постановлением № 68 разрешены вопросы в части применения перечней товаров (работ, услуг) на основании кодов вступившего в силу с 1 января 2016 г. ОКРБ 007-2012, уточнена форма годового плана государственных закупок, а также применение преференциальной поправки и основания для проведения запроса ценовых предложений. При этом необходимо обратить внимание на порядок и случаи размещения сведений о договорах на государственную закупку на официальном сайте.

 

08.02.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»