


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ С 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» и письму Министерства торговли Республики Беларусь от 18.01.2016 № 14-07/49К «О процедурах закупок с 1 января 2016 г.»
Законодательство о государственных закупках основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), акты Президента Республики Беларусь и принятые на основании и во исполнение их акты законодательства, регулирующие отношения в области государственных закупок, а также международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь (ст.3 Закона).
Тем самым регулирование отношений, связанных с проведением процедур государственных закупок, допустимо актами Президента Республики Беларусь, включая Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590).
На сегодняшний день Указ № 590 действует с некоторыми особенностями, обусловленными тем, что нормы в пп.2, 3 Указа № 590 носили временный характер и действовали до 1 января 2016 г., а нормы в п.1 Указа № 590 продолжают действовать, поскольку не являются срочными.
Так, п.2 Указа № 590 предусматривались следующие нормы:
№ п/п | Норма Указа № 590 (срок действия до 1 января 2016 г.) |
Комментарий |
1 |
Не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере | То есть с 1 января 2016 г. участие лиц, включенных в указанный реестр, в процедурах государственных закупок разрешено и не ограничивается, несмотря на то, что правовые последствия заключения с лицами, включенными в названный реестр, договора могут быть неблагоприятными для заказчика |
2 |
В случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника: 1) по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик; 2) на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся |
Приведенный упрощенный порядок согласования процедуры государственной закупки из одного источника с 1 января 2016 г. не применяется, и как отмечено в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 18.01.2016 № 14-07/49К «О процедурах закупок с 1 января 2016 г.», на основании п.7 приложения к Закону и в соответствии с п.2 ст.26 Закона в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся и заказчиком принято решение о переходе к процедуре закупки из одного источника после 1 января 2016 г., то процедура закупки из одного источника проводится по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. Справочно Уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство торговли Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 Указа № 590).От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп.1.1 п.1 Указа № 590 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188). Порядок согласования процедуры закупки из одного источника с Министерством торговли регламентирован Инструкцией о порядке согласования Министерством торговли Республики Беларусь проведения заказчиком (организатором) процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 11 |
3 |
Периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий определяются заказчиками самостоятельно | Неприменение данного правила о периодичности изменения состава комиссии, создаваемой для организации и проведения процедур государственных закупок, означает действие общего правила, а именно, нормы п.2 ст.19 Закона: заказчик (организатор) обеспечивает включение в состав комиссии специалистов в области предмета государственной закупки и ежегодную замену не менее 1/3 состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя. На наш взгляд, данная норма Закона не требует от заказчика принятия или изменения уже принятых приказов (распоряжений) в части периодичности изменения состава комиссии. Полагаем, при применении нормы в п.2 ст.19 Закона в течение 2016 года состав комиссии может быть прежним, как и было предусмотрено приказом (распоряжением) руководителя заказчика, а на 2017 год состав комиссии должен быть изменен по правилам п.2 ст.19 Закона |
4 |
При государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3 000 базовых величин, путем проведения процедуры открытого конкурса срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте | Вместо приведенного правила с 1 января 2016 г. действуют общие положения Закона, согласно которым срок для подготовки и подачи предложений должен составлять в случае проведения открытого конкурса не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (п.1 ст.22 Закона) |
5 |
Заказчик вправе осуществлять государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника в случаях, указанных в приложении к Закону, а также в иных случаях по перечню согласно приложению к Указу № 590 | Ввиду истечения срока действия нормы закупка из одного источника по основаниям, указанным в приложении к Указу № 590, не может быть проведена |
Помимо приведенных правил, которые содержались в п.2 Указа № 590 и утратили силу в связи с истечением срока действия, исключения, установленные для сферы строительства, а именно, неприменение законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве, также отсутствуют. Следовательно, с указанной даты для сферы строительства применяются общие правила законодательства о государственных закупках.
![]() |
Справочно См. также письмо от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве». Указанное разъяснение размещено на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь http://www.mas.by/ru/uch_v_zak. |
Таким образом, можно констатировать, что законодательство о государственных закупках включает Закон, Указ № 590 (кроме пп.2, 3), иные нормативные правовые акты, действие которых не ограничено временным интервалом.
Примечание. Указанное письмо размещено на официальном сайте Министерства торговли Республики Беларусь http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1671&Itemid=691.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (подп.1.1 п.1 Указа № 380). До 1 января 2019 г. нормы законодательства о государственных закупках при строительстве не применяются (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.2017 № 04-3-05/1944 «О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве»). |
17.02.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»