



Изменены правила для международных автомобильных грузоперевозчиков.
Комментарий к постановлению Минтранса от 12.05.2025 № 39
В комментарии проанализированы изменения, внесенные постановлением № 39 в Инструкцию о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок, утв. постановлением Минтранса от 30.11.2018 № 28.
Разделы:
Требования к документам и перевозчикам
Постановлением № 39 внесены значимые коррективы в перечень и содержание сведений, предоставляемых автомобильными перевозчиками для получения разрешений. Данные изменения направлены на усиление контроля за финансовой состоятельностью и кадровым обеспечением перевозчиков.
![]() |
Обратите внимание! Законодатель предусмотрел поэтапное вступление в силу нормативных предписаний. Основная часть изменений начала действовать с 5 июля 2025 г. Однако наиболее значимые и системные нововведения, касающиеся учета арендованного транспорта и жестких санкций за неиспользование разрешений, отложены до 1 января 2026 г. (п.2 постановления № 39). Такой подход предоставляет субъектам хозяйствования временной промежуток для адаптации своих бизнес-процессов к новым, более строгим требованиям. |
Изменение правил подачи бухгалтерского баланса
Подпунктом 1.1 п.1 постановления № 39 изложена в новой редакции ч.6 п.6 Инструкции № 28, уточняющая требования к документальному подтверждению финансового состояния. Теперь автомобильный перевозчик, являющийся юридическим лицом, обязан предоставлять в структурное подразделение Транспортной инспекции бухгалтерский баланс за отчетный период январь - декабрь предыдущего года. В случаях, определенных налоговым законодательством, при отсутствии бухгалтерского баланса допускается предоставление иного документа, подтверждающего наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств и иных долгосрочных активов, указанных в абз.2 ч.1 п.3352 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970. Для индивидуальных предпринимателей сохранилось требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие в собственности имущества, указанного в абз.3 ч.1 п.3352 Правил № 970. Данная норма унифицирует подход к оценке финансовой стабильности и материальной базы перевозчиков, делая процедуру более прозрачной.
Требования к водительскому составу
Одним из ключевых нововведений, внесенных подп.1.1 п.1 постановления № 39, является дополнение ч.18 п.6 Инструкции № 28, устанавливающее императивное требование о том, что в список водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, включаются только водители, состоящие в штате автомобильного перевозчика. Эта норма направлена на пресечение практики привлечения к перевозкам физических лиц без официального трудоустройства, что затрудняет контроль за соблюдением режима труда и отдыха, а также снижает степень ответственности перевозчика.
Ограничения для ИП
Для ИП введено прямое количественное ограничение. Согласно новой редакции ч.18 п.6 Инструкции № 28 количество водителей, включенных в список автомобильным перевозчиком, являющимся ИП, не должно превышать количество привлеченных физических лиц, определенное абз.3 ч.2 п.1 ст.22 ГК (не более трех). При этом сам ИП не учитывается в данном количестве в случае исполнения им обязанностей водителя. Фактически это ограничивает возможность ИП привлекать более трех наемных водителей, что соответствует общим положениям гражданского законодательства о предпринимательской деятельности.
Борьба с «раздутыми» автопарками
Системной проблемой отрасли долгое время оставалось наличие так называемых бумажных перевозчиков - субъектов, которые формально наращивали свой автопарк за счет краткосрочных или фиктивных договоров аренды с единственной целью - получения большего количества разрешений. Постановление № 39 ввело две действенные нормы, призванные искоренить данную практику. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2026 г. (п.2 постановления № 39).
Временный мораторий на учет арендованных транспортных средств
Подпунктом 1.2 п.1 постановления № 39 п.9 Инструкции № 28 дополнен новой ч.2, согласно которой грузовые автомобильные транспортные средства, используемые перевозчиком на основании договоров аренды (безвозмездного пользования), не включаются в количество используемых для выполнения перевозок транспортных средств, учитываемых при выдаче разрешений, в течение 30 календарных дней, следующих за датой представления в Транспортную инспекцию копий соответствующих документов.
Данная норма делает экономически нецелесообразным заключение краткосрочных договоров аренды исключительно на период подачи заявления на разрешения. Перевозчик должен будет доказать не только наличие договора, но и фактическое использование транспортного средства в течение продолжительного времени.
Установление корреляции между автопарком и штатом водителей
Наиболее значимой нормой в данном блоке является дополнение п.9 Инструкции № 28 новой ч.4. Она устанавливает прямое ограничение: «Количество используемых для выполнения международных автомобильных перевозок грузовых автомобильных транспортных средств, учитываемых при выдаче разрешений либо разрешений ЕКМТ, не может превышать количество водителей, указанных автомобильным перевозчиком в списке водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов»
Это правило создает неразрывную связь между материальными активами (транспортными средствами) и кадровыми ресурсами (водителями в штате). Оно лишает смысла содержание «бумажного» автопарка, поскольку для каждого транспортного средства, заявленного для получения разрешений, должен иметься официально трудоустроенный водитель. Это не только повышает прозрачность, но и стимулирует перевозчиков к созданию реальных рабочих мест и уплате соответствующих налогов и отчислений.
Стимулирование эффективного использования разрешений
Дефицит разрешений на проезд по территориям отдельных государств является постоянным вызовом для транспортной отрасли. Неэффективное использование уже полученных разрешений усугубляет эту проблему. Новые нормы направлены на то, чтобы заставить перевозчиков более рационально подходить к планированию своей деятельности и своевременно возвращать неиспользованные разрешения в систему для их перераспределения.
Понижающий коэффициент за нарушения при возврате
Подпунктом 1.3 п.1 постановления № 39 изложена в новой редакции ч.4 п.11 Инструкции № 28, которая ужесточает ответственность за нарушения, связанные с возвратом разрешений. В случае возврата разрешения, которое не было использовано, было заполнено с нарушениями, утеряно или возвращено с нарушением установленного срока, количество разрешений данного вида, подлежащих выдаче этому перевозчику, понижается на одно разрешение за каждый такой случай. Данное основание фиксируется в протоколе заседания комиссии. Эта мера направлена на повышение ответственности перевозчиков при работе с документами строгой отчетности.
Жесткие санкции за неиспользование («Правило 50 %»)
Ключевой и наиболее строгой мерой, которая также вступила в силу с 5 июля 2025 г. (п.2 постановления № 39), является введение новой ч.6 в п.11 Инструкции № 28 (подп.1.3 п.1 постановления № 39). Согласно данной норме, если автомобильный перевозчик по состоянию на 23 декабря текущего года не возвратил или возвратил неиспользованными 50 % и более от количества разрешений определенного вида, с даты выдачи которых прошло 180 и более календарных дней, то на него налагается серьезная санкция. Разрешения данного вида на следующий календарный год в период по 31 марта включительно будут выдаваться ему в размере не более 5 % от количества используемых им для выполнения международных автомобильных перевозок грузовых автомобильных транспортных средств.
Это чрезвычайно жесткая мера, которая фактически блокирует для неэффективного перевозчика работу на данном направлении в I квартале следующего года - самом активном периоде для планирования перевозок. Цель данной нормы очевидна - пресечь практику накопления разрешений «про запас» или для их теневой перепродажи. Государство посылает четкий сигнал: разрешения являются дефицитным государственным ресурсом, который должен работать.
Изменения в формулах расчета и распределения
Помимо введения новых регуляторных механизмов, постановление № 39 вносит коррективы в математическую модель распределения разрешений и систему ответственности за предоставление ложных данных.
Корректировка расчетных коэффициентов
Подпунктом 1.5 п.1 постановления № 39 внесены изменения в ч.5 п.18 Инструкции № 28. Предельное отношение объемов выручки (e/E) для перевозчиков повышается с 1,15 до 1,25. Одновременно введено специальное правило для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные перевозки для собственных нужд: если более 50 % их выручки сформировано на основании данных справки, предельное отношение (e/E) для них составляет 1,0. Эти изменения направлены на более точную и справедливую калибровку формулы распределения, учитывающую специфику различных категорий перевозчиков.
Ужесточение ответственности за предоставление недостоверных сведений
Подпунктом 1.8 п.1 постановления № 39 п.29 Инструкции № 28 дополнен новой частью. Установлена прогрессивная шкала ответственности за предоставление недостоверных сведений. Ранее (до 5 июля 2025 г.) за такое нарушение применялся понижающий коэффициент 0,5. Новая редакция (с 5 июля 2025 г.) предусматривает коэффициент, равный 0,7, однако в случае выявления недостоверных сведений в течение 3 календарных лет, следующих за годом, в котором уже был применен коэффициент 0,7, к перевозчику будет применяться еще более жесткий коэффициент 0,5. Такая мера призвана повысить ответственность перевозчиков за достоверность подаваемой ими информации и минимизировать риски искажения данных при распределении разрешений.
Порядок и сроки вступления в силу
Для полного понимания реформы автомобильным перевозчикам крайне важно учитывать, что законодатель предусмотрел поэтапное введение нововведений. Изменения вступают в силу в два этапа (п.2 постановления № 39), что дает рынку время на адаптацию к наиболее серьезным из них.
С 5 июля 2025 г. начали действовать большинство поправок:
• новые правила подачи финансовой отчетности;
• императивное требование о нахождении водителей в штате компании;
• ограничение на количество наемных водителей для ИП;
• ужесточение ответственности за предоставление недостоверных сведений;
• неиспользование разрешений и изменения в расчетных коэффициентах.
Эти нормы требуют от перевозчиков оперативной корректировки кадровой и финансовой документации.
С 1 января 2026 г. начнут действовать:
• правило о 30-дневном моратории на учет транспортных средств, используемых по договорам аренды (ч.2 п.9 Инструкции № 28);
• требование о привязке количества транспортных средств к числу водителей в штате (ч.4 п.9 Инструкции № 28).
Вывод
Анализ изменений, внесенных постановлением № 39 в Инструкцию № 28, позволяет сделать вывод о системном и комплексном характере реформы. Законодатель не ограничился точечными правками, а предложил целый ряд взаимосвязанных норм, направленных на достижение нескольких стратегических целей.
1. Повышение прозрачности. Требования о штатных водителях и корреляции автопарка со штатом делают структуру перевозчиков более понятной для регулятора.
2. Борьба с фиктивной деятельностью. Мораторий на арендованные транспортные средства и привязка к числу водителей создают эффективные барьеры для «бумажных» перевозчиков.
3. Стимулирование эффективности. Жесткие санкции за неиспользование разрешений заставят перевозчиков более рационально планировать свою деятельность и способствуют возврату дефицитного ресурса в систему.
4. Усиление ответственности. Прогрессивная шкала наказаний за предоставление недостоверных сведений повышает юридическую и финансовую ответственность субъектов хозяйствования.
Для участников рынка международных автомобильных перевозок новые правила означают необходимость пересмотра и адаптации существующих бизнес-процессов. Руководителям компаний следует провести внутренний аудит на предмет соответствия новым требованиям: проанализировать кадровый состав, структуру автопарка, внедрить строгую систему учета и контроля за использованием разрешений. Несмотря на очевидное увеличение административной нагрузки, в долгосрочной перспективе данные изменения должны привести к оздоровлению рынка, созданию более конкурентной и справедливой среды, в которой преимущество получат добросовестные и реально действующие перевозчики.