Комментарий от 04.05.2018
Автор: Ерилин Г.

Изменились требования в области охраны окружающей среды. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.04.2018 № 280


СОДЕРЖАНИЕ

 

Не проверки, а контроль

Изменился перечень министерств, имеющих право взыскивать ущерб, нанесенный окружающей среде

Уточнен порядок расчета ущерба, нанесенного окружающей среде

Уточнено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Изменился порядок уведомления компетентных органов при регистрации объектов содержания и разведения диких животных

Уточнен порядок получения нового свидетельства о регистрации объекта содержания и (или) разведения диких животных

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНИЛИСЬ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.04.2018 № 280

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.04.2018 № 280 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» внесены изменения в следующие нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды:

1) в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 № 963 «О некоторых вопросах контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (далее - постановление № 963);

2) в Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042;

3) в Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 503 (далее - Положение);

4) в Положение о порядке и условиях регистрации объектов содержания и (или) разведения диких животных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2016 № 255.

Не проверки, а контроль

В п.2 постановления № 963 слова «при проведении проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды» заменены на «при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». Законодательным актом, регулирующим контрольно-надзорную деятельность в Республике Беларусь, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510).

В соответствии с Указом № 510 государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

• выборочных проверок;

• внеплановых проверок;

• мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

• мер профилактического и предупредительного характера.

Таким образом, проверки не являются единственной формой контроля в области охраны окружающей среды.

Изменился перечень министерств, имеющих право взыскивать ущерб, нанесенный окружающей среде

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод) больше не может устанавливать и фиксировать факт причинения ущерба окружающей среде, так как это не относится к его полномочиям.

Полномочия Минсельхозпрода в области контрольно-надзорной деятельности в соответствии с Указом № 510

Орган Выполняемая функция
Минсельхозпрод Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза
Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Государственный надзор за племенным делом, надзор в области ветеринарии
Государственные организации, подчиненные Минсельхозпроду Надзор в области семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2020 г. следует руководствоваться п.16 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утв. Указом № 510, с учетом изменений, внесенных Указом от 28.06.2019 № 252.

Уточнен порядок расчета ущерба, нанесенного окружающей среде

Уточнены особенности применения понижающего коэффициента при начислении ущерба при незаконной рубке сухостойной древесно-кустарниковой растительности (при расчете получившееся значение ущерба перемножается на данный коэффициент - Кu1), то есть расчет производится по формулам:

(Т × Кu1) × SUM Ku × Pi или (Т × Кu1) × Ku × Pi,

где C - размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

T - таксы, установленные указами Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 и от 24.06.2008 № 348 (далее - Указы № 580 и № 348), умноженные на размер базовой величины, установленной законодательством на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;

Ku - соответствующие коэффициенты, установленные Указами № 580 и № 348;

SUM Ku - сумма соответствующих коэффициентов, установленных Указами № 580 и № 348;

Pi - показатель количества деревьев, кустарников, саженцев, сеянцев, соответственно в экземплярах.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2022 г. действует постановление Совмина от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления». Комментарий см. здесь.

С 29 июля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 21.07.2021 № 284 «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве». Комментарий см. здесь.

Уточнено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Подпункт 5.6 п.5, подп.6.14, 6.20 п.6 Положения сформулированы в уточненной редакции - гидрометеорологическая деятельность, а также использование и охрана недр не выделены из охраны окружающей среды в целом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 декабря 2018 г. подп.6.20 п.6 Положения исключен на основании постановления Совмина от 14.12.2018 № 894.

С 27 сентября 2019 г. подп.6.14 п.6 Положения изложен в новой редакции постановлением Совмина от 12.09.2019 № 617: «осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в форме проверок в сферах, определенных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, и в иных формах контроля, предусмотренных законодательством», в подп.5.6 п.5 Положения внесены изменения, не повлиявшие на суть материала.

 

справочно

Справочно

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», актов законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.2 данного Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 декабря 2020 г. следует руководствоваться ст.2 вышеназванного Закона с учетом изменений, внесенных Законом от 18.12.2019 № 272-З.

 

Таким образом, законодательство о гидрометеорологической деятельности и об охране и использовании недр является частью законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Также откорректирован подп.6.53 и исключен подп.6.47 п.6 Положения, так как Минприроды осуществляет управление деятельностью организаций, входящих в систему Минприроды, а не только их контроль.

В соответствии с новой редакцией подп.7.2 п.7 Положения специалисты министерств, иных республиканских органов государственного управления и организаций могут быть привлечены к проведению государственной экологической экспертизы и выдаче соответствующих заключений, проведению других работ, связанных с осуществлением контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, только с согласия руководителей.

Подпункты 7.4 и 7.7 п.7 Положения изложены в соответствии с требованиями Указа № 510 в части порядка обращения Минприроды в суд по вопросу приостановления деятельности предприятий и вручения предложений о приостановлении (запрете) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) такого предложения; вынесения требования (предписания) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. подп.7.4 п.7 Положения изложен в новой редакции постановлением № 617: «предъявлять претензии юридическим лицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции, заявлять требования в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке приказного производства, иные иски (заявления, требования), предусмотренные законодательными актами», в подп.7.2 п.7 Положения внесены изменения, не повлиявшие на суть материала.

Изменился порядок уведомления компетентных органов при регистрации объектов содержания и разведения диких животных

Минприроды уведомляет Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в случае регистрации объекта содержания и (или) разведения диких животных, только если этот объект находится на землях лесного фонда, землях под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), кроме древесно-кустарниковой растительности в границах населенных пунктов, и (или) содержания, и (или) разведения на данных объектах диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Уточнен порядок получения нового свидетельства о регистрации объекта содержания и (или) разведения диких животных

Действие свидетельства прекращается с момента выдачи нового свидетельства в случае дополнения перечня видов диких животных, содержащихся и (или) разводимых на объектах содержания и (или) разведения диких животных.

 

04.05.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»