


Материал помещен в архив
ИЗМЕНИЛСЯ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАССОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПЛАТЕЖНЫХ ТЕРМИНАЛОВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 03.03.2017 № 181/5
Для упрощения первоначальных условий ведения ИП предпринимательской деятельности, а также обеспечения планомерной работы по установке в кассовое оборудование средств контроля налоговых органов (далее - СКНО) Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 3 марта 2017 г. принято комментируемое постановление (далее - постановление № 181/5), которое внесло изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее - постановление № 924/16).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться постановлением № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9. |
Постановление № 181/5 вступило в силу 9 марта 2017 г.
Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога могут принимать наличную выручку без использования кассового оборудования и не использовать платежные терминалы в течение 3 месяцев после регистрации
В указанных целях постановлением № 181/5 для ИП - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (за исключением ИП - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении деятельности такси) предусмотрена возможность в течение 3 месяцев с даты их государственной регистрации:
• при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимать наличные денежные средства (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без применения кассового оборудования при условии оформления в соответствии с законодательством каждого факта приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
![]() |
Справочно Приходный кассовый ордер будет оформляться только в случае приема наличных денежных средств в кассу индивидуального предпринимателя (п.4 Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38). В остальных случаях прием наличных денежных средств будет осуществляться с оформлением каждому покупателю (потребителю) квитанции, форма которой установлена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34. Реализация бланков приходных кассовых ордеров и квитанций осуществляется посредством электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Приходный кассовый ордер и квитанция являются документами, подтверждающими факт приобретения товаров (работ, услуг), и в случае необходимости позволят покупателям (потребителям) защитить свои права.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2017 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2017 № 703 приходный кассовый ордер исключен из перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденного постановлением № 912. С 23 апреля 2021 г. следует руководствоваться формой квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов согласно приложению, утвержденному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 25; |
• осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с Перечнем объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы (приложение 1 к постановлению № 924/16), а по истечении данного срока - в течение 2 месяцев при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала.
![]() |
Справочно В указанный Перечень входят: 1. Павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец. 2. Объекты общественного питания, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением объектов, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах - училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях. 3. Объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену). 4. Автомобильные стоянки. 5. Автозаправочные станции. 6. Кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи), кассовые залы станций метрополитена. 7. Пункты взимания дорожных сборов. 8. Пункты подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи (при наличии в данном пункте кассового оборудования). 9. Объекты почтовой связи и электросвязи (отделения и пункты почтовой связи, сервисные центры, пункты коллективного пользования). 10. Аптеки. 11. Гостиницы, санатории, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры (комплексы). 12. Игорные заведения. 13. Кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги. 14. Автомобили-такси. 15. Диагностические станции, осуществляющие технический осмотр транспортных средств. 16. Объекты технического обслуживания и ремонта автомобилей. 17. Объекты оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами. 18. Розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме). |
Изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным СКНО
Напомним, что СКНО будет использоваться для подключения к системе контроля кассового оборудования (далее - СККО) - технологии организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных.
![]() |
Справочно С помощью СККО будут осуществляться: • учет и регистрация кассового оборудования; • учет состояния кассового оборудования; • учет субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование; • получение, фиксирование и обработка информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании. |
Для надлежащего обеспечения функционирования в Республике Беларусь СККО постановлением № 181/5 перенесен срок установки СКНО в кассовое оборудование для:
1) юридических лиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, - с 1 октября 2017 г. на 1 января 2018 г.;
2) юридических лиц (за исключением указанных в абзацах 2-5 части первой подп.2.6 п.2 постановления № 924/16), находящихся:
- в городах областного подчинения и г. Минске, - с 1 апреля на 1 августа 2017 г.;
- в городах районного подчинения, - с 1 июля на 1 декабря 2017 г.;
- на остальной территории Республики Беларусь, - с 1 октября 2017 г. на 1 января 2018 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31.07.2017 № 571/9 внесено изменение в абзац 5 подп.2.6 п.2 постановления № 924/16. Перенесен срок установки СКНО в кассовое оборудование для юридических лиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования, - на 1 июля 2018 г. |
![]() |
Справочно В абзацах 2-5 части первой подп.2.6 п.2 постановления № 924/16 указаны юридические лица, осуществляющие: • торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги; • деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси; • продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более; • оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования; |
3) индивидуальных предпринимателей (за исключением указанных в абзацах 2-4 части первой подп.2.6 п.2 постановления № 924/16), находящихся:
- в городах областного подчинения и г. Минске, - с 1 февраля на 1 июня 2018 г.;
- в городах районного подчинения, - с 1 мая на 1 июля 2018 г.
![]() |
Справочно В абзацах 2-4 части первой подп.2.6 п.2 постановления № 924/16 указаны индивидуальные предприниматели, осуществляющие: • торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на автозаправочных станциях услуги; • деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси; • продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более. |
Прежним остался предельный срок использования кассового оборудования без установленного СКНО (1 августа 2018 г.) для иных ИП, находящихся на остальной территории Республики Беларусь и не указанных выше.
После указанных дат прием юридическими лицами и ИП наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без установленного СКНО запрещен, за исключением субъектов хозяйствования, заключивших гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО. Такие юридические лица и ИП вправе принимать наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования без СКНО еще в течение 4 месяцев по истечении установленных сроков.
![]() |
Справочно Согласно подп.2.3 п.2 постановления № 924/16 установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а также юридические лица и (или) ИП, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством, заключившие с этим предприятием соответствующий договор. |
При этом постановлением № 181/5 увеличен срок, в течение которого юридические лица и ИП, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без СКНО:
• с 4 до 8 месяцев, - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более;
• с 4 до 6 месяцев, - для юридических лиц (за исключением осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими на автозаправочных станциях услуги, деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси, продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, а также оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования).
Для остальных юридических лиц и ИП, заключивший указанный договор, такой срок остался прежним - 4 месяца.
Как и прежде, требование по установке СКНО не распространяется на Национальный банк Республики Беларусь, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на юридические лица и ИП, использующих специальные компьютерные системы.
Перенесен срок замены кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин
Предусмотрен перенос срока замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1 октября 2017 г. на 1 января 2018 г.
Напомним, что кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов), зарегистрированные в налоговом органе, могут использоваться в течение 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (п.7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16.
При этом согласно п.24 названного Положения установлен запрет на использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе.
14.03.2017
Марина Константинова, экономист