


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

К вам пришла проверка: рекомендации адвоката
При проведении проверки цель любого субъекта - минимизировать возможные негативные последствия проверки, защитить себя, используя законные методы и способы.
В материале рассмотрены виды проверок, права и обязанности проверяющих, рекомендации адвоката по выбору стратегии общения с контролирующими органами.
Разделы материала:
Виды проверок
Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь:
• Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
• Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510;
• методика формирования системы степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43;
• НК;
• постановление МНС от 30.04.2019 № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов».
Выборочные проверки |
|
С 1 января 2018 г. вместо плановых проверок производятся выборочные проверки (п.9 Указа № 510). План проверок публикуется на сайте КГК два раза в год. Дополнительно по теме См. рубрику «Полезные ссылки». Как организации узнать, запланирована ли в отношении нее проверка контролирующим органом? Проверка назначается с учетом критериев Методики № 43 и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается в том числе информация: - представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу); - административные данные; - аудиторское заключение (при его наличии); - полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера; - полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу; - судов по находящимся в их производстве делам; - полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица (ч.1 п.9 Указа № 510). Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки определяются государственными органами (организациями), указанными в ч.1 п.15 Положения по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании методики формирования системы оценки риска (ч.2 п.9 Указа № 510). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. приказом ОАЦ от 29.12.2022 № 210 внесены изменения в вышеназванные Критерии оценки, изменилось название: «Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки выполнения лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований».Такие критерии содержатся: в приказах: - Минюста от 20.02.2018 № 25. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 декабря 2022 г. следует руководствоваться приказом Минюста от 01.12.2022 № 486 «О критериях оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки»;- Минтруда и соцзащиты от 16.02.2018 № 19; - Госкомимущества от 15.02.2018 № 27; - МНС от 09.02.2018 № 20; - Минсельхозпрода от 20.02.2018 № 60; постановлении Правления Нацбанка от 27.02.2018 № 82 и др. Срок проведения проверки - не более 30 рабочих дней (абз.3 ч.1 п.26 Положения). Основной принцип проверки - любое лицо признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное (ч.2 п.3 Указа № 510) | ||
Внеплановые проверки |
|
Проверки: - проводятся без включения в план проверок; - назначаются по закрытому перечню оснований. Обратите внимание! Анонимные заявления не являются основанием для проведения внеплановой проверки (ч.4 подп.12.2 п.12 Указа № 510).В ходе внеплановой проверки изучаются только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки (ч.1 п.11 Указа № 510). Внеплановые проверки назначаются по поручению органов, указанных в п.12 Указа № 510. Подвиды внеплановых проверок: дополнительные. Проводятся: - для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений; - для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу; - судами по находящимся в их производстве делам; - при несоблюдении проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок); встречные. Используется для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются; внеплановые тематические оперативные. Применяется при необходимости оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Внеплановые тематические оперативные проверки проводят в случаях, когда необходимо оперативно пресечь нарушение законодательства в момент его совершения | ||
Мероприятия технического (технологического, проверочного) характера |
|
Перечень таких мероприятий утв. постановлением Совмина от 30.11.2012 № 1105. По результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции: - в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок; - в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде: вручают (направляют) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения; выносят требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания). Об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений. В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются. При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством (п.6 Указа № 510) | ||
Меры профилактического и предупредительного характера |
|
К таким мерам относятся: - проведение мониторинга. Дополнительно по теме Положение о порядке проведения мониторинга, утв. Указом № 510. Мониторинг и проверка хозяйственной деятельности. Разбираем ситуацию. Мониторинг организации по вопросу правильности определения стоимости строительно-монтажных работ, выполненных за счет средств бюджета. Практика работы органов финансовых расследований; - направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга; - проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике; - информирование субъектов (включая использование сети Интернет, СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; - проведение семинаров, круглых столов и др. (ч.5 п.3 Указа № 510) |
Рекомендация
Необходимо изучать план выборочных проверок, размещенный в сети Интернет, в целях подготовки к ее проведению.
Чтобы работники проверяемой организаций знали, как правильно вести себя при проверках, желательно разработать в организации положение о проверках и ознакомить с ним каждого работника под подпись.
В положении о проверках целесообразно прописать алгоритм взаимодействия с проверяющими. По мнению автора, в положении о проверках должны быть отражены следующие вопросы:
• полномочия работников (кто и что должен делать, говорить, кто и какие документы должен предъявлять проверяющим);
• в каких случаях необходимо отказать проверяющим в доступе на территорию или в помещение организации, в обследовании транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности, а равно в использовании технических средств при проведении контрольных мероприятий;
• кто имеет право подписывать процессуальные документы, связанные с проверкой;
• какие документы специалисты организации вправе не предъявлять проверяющим;
• как правильно оформить изъятие документов, как не допустить изъятия их оригиналов и т. д.
Важно, чтобы работники проверяемого подразделения готовились к проверке также путем самоанализа своей деятельности.
Контрольные действия проверяющих и рекомендации проверяемым организациям
Методы и способы проведения проверок налоговыми органами установлены постановлением № 24.
Ответственность за воспрепятствование проведению проверки установлена ст.24.2 КоАП.
![]() |
Дополнительно по теме • Методы и способы проведения проверок налоговыми органами. • Всё о выборочных проверках. • Порядок проведения и организации проверок. |
Уведомление о назначении выборочной проверки
О назначении выборочной проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п.22 Положения).
Уведомление направляется по форме, утв. постановлением Совмина от 18.03.2010 № 383.
Уведомление |
|
Должно содержать: - наименование контролирующего органа и проверяемой организации; - месяц начала проверки; - проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке); - основания проведения проверки; - исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (п.23 Положения) |
Рекомендации
Организация вправе только один раз перенести срок выборочной проверки при наличии у нее причин, которые препятствуют проведению проверки в установленное время.
В таком случае не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления необходимо направить в контролирующий орган заявление с указанием причин, по которым проверка не может быть проведена.
Контролирующий орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления принять решение по вопросу о переносе проверки (п.31 Положения).
Внесение сведений в книгу учета проверок
Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги) (ч.1 п.17 Указа № 510).
![]() |
Справочно Форма книги утв. постановлением № 383. С 30 ноября 2021 г. постановлением Совмина от 29.10.2021 № 618 внесены изменения в Правила ведения книги учета проверок, утв. постановлением № 383, утверждена новая форма книги учета проверок. Используемая до 30 ноября 2021 г. форма книги учета проверок, утв. постановлением № 383, применяется до полного заполнения всех страниц книги учета проверок (п.2 постановления № 618). |
Сведения о проведении проверки не вносятся в книгу учета проверок в случаях, предусмотренных в ч.3 п.17 Указа № 510, п.241 Положения, а также при проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) (ч.2 п.17 Указа № 510).
Рекомендации
1. Представить книгу учета проверок для внесения записи о проверке. В противном случае это не остановит проверку, а проверяющие в акте проверки напишут, что книга учета проверок не представлена.
Если проверяющие не требуют книгу учета проверок либо отказываются сделать запись в ней, можно составить в произвольной форме акт с удостоверением этого факта, в котором чем больше людей распишутся, тем лучше.
2. Проверить, все ли сведения внесены в книгу учета проверок:
- наименование органа, пришедшего на проверку;
- вид проверки, основания проверки;
- номер, дата выдачи предписания;
- фамилии, имена, отчества, должности проверяющих;
- дата начала проверки.
3. Контролировать, вносятся ли соответствующие дополнения в книгу учета проверок.
4. Отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию в случае невнесения записи в книгу учета проверок.
![]() |
Обратите внимание! Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги) - основание для признания проверки незаконной, для должностного лица контролирующего органа является грубым нарушением требований Указа № 510 (ч.1 п.231 Указа № 510). |
![]() |
Дополнительно по теме • В организации внеплановая выборочная проверка должна быть проведена в марте (с 1-го по 31-е). Проверяющий зарегистрировался в книге учета проверок 14 марта. Имеет ли он право проводить проверку в апреле? |
Предъявление служебного удостоверения и предписания на проведение проверки
Проверяющие обязаны перед началом проверки предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (абз.3 п.6 Положения).
Типовая форма служебного удостоверения приведена в приложении 6 к Положению о порядке выдачи и использования служебных удостоверений в государственных органах (организациях), утв. Указом от 18.03.2008 № 159.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 сентября 2022 г. следует руководствоваться приложением 6 к Положению № 159 в ред. Указа от 09.09.2022 № 319. |
Если проверяющие не представили удостоверение, представители организации вправе требовать его представления, а при его отсутствии - отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию.
![]() |
Обратите внимание! Представители организации вправе: • проверить предъявленные удостоверения; • переписать, сфотографировать их; • сравнить сведения из удостоверений с данными, указанными в предписании о проведении проверки. |
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке (ч.1 п.24 Положения).
Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом.
Предписание |
|
Должно содержать: - основание проведения проверки; - наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку; - наименование (Ф.И.О.) проверяемого субъекта; - Ф.И.О. и должность проверяющего (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность); - проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке); - срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки); - иные сведения (при необходимости) (ч.3 п.24 Положения) |
Особенности содержания предписания на проведение внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в п.85 Положения.
Организациям при изучении предписания необходимо учитывать следующие нюансы их оформления:
1. В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов предписание оформляется в одном экземпляре.
В этом предписании указываются темы проверки и вопросы, подлежащие проверке у каждого проверяемого субъекта, сроки проведения проверки у каждого проверяемого субъекта и проверяемые периоды.
2. Предписание не оформляется в случае проведения контрольного обмера в качестве одного из способов (методов) проведения проверки при наличии предписания на проведение проверки, то есть предписание на контрольный обмер в рамках выборочной проверки не оформляется.
3. Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения, если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки (ч.8 п.24 Положения).
![]() |
Дополнительно по теме • Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица ИМНС М. по назначению внеплановой проверки по предписанию, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оснований для признания оспариваемых действий М. незаконными не имеется ввиду совершения их в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями законодательства (постановление судебной коллегии по экономическим делам от 14.09.2021 по делу № 152ЭАП2117). |
Рекомендации
1. Необходимо требовать предъявления предписания о проведении проверки «правильному» лицу: руководителю юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, работнику проверяемого субъекта или иному лицу, уполномоченному в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (либо по доверенности, либо назначен приказом).
Так как проверка будет считаться начатой только тогда, когда предписание о проведении проверки предъявлено уполномоченному лицу, о чем проверяющие делают запись в самом предписании, то отсутствие в день начала проверки на работе по каким-либо причинам (например, уход во внеочередной отпуск по семейным обстоятельствам) директора организации делает невозможным начало проверки и совершение проверяющими любых проверочных мероприятий.
![]() |
Справочно Представитель проверяемого субъекта - руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта. При проведении внеплановой оперативной тематической проверки представителями проверяемого субъекта являются лица, принимающие участие в совершении проверяемым субъектом хозяйственных и иных операций (абз.10 п.2 Положения). Понятым может быть дееспособное совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе проверки в отношении проверяемого субъекта и не являющееся должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, участвовавшее на каком-либо этапе проверки для удостоверения факта контрольного (надзорного) мероприятия, его хода и результатов в случаях, установленных Положением (абз.9 п.2 Положения). |
Вариант. Субъект может приказом назначить, например, юриста, заместителя директора по юридическим вопросам в качестве лица, уполномоченного представлять организацию проверяющим при проведении любых проверок. Об этом изначально при проведении проверки сообщает проверяющий, представляется копия приказа. Тогда любое проверочное мероприятие, любые действия (вручение предписаний, актов, писем, требований и т. д.) проверяющие обязаны будут проводить с участием назначенного уполномоченного лица.
2. Отказаться от получения предписания, если предписание проверяющие пытаются вручить неуполномоченному лицу (например, бухгалтеру, юристу, заместителю директора).
Поскольку законодательно не предусмотрено, что проверяющие в обязательном порядке в предписании должны сделать отметку, кому вручено предписание, они могут на предписании написать, что с предписанием ознакомлен уполномоченный представитель субъекта, и начать проведение проверки. Это затруднит впоследствии возможность доказать, что как раз уполномоченное лицо и не было ознакомлено с предписанием. Поэтому можно предложить следующее: лицо, которого знакомят с предписанием о проведении проверки и от которого проверяющие не хотят слышать, что он не уполномоченное лицо, на предписании делает запись: «Мне предъявлено предписание о проведении проверки, от ознакомления с которым я отказываюсь, так как я не являюсь руководителем или уполномоченным лицом. От предъявления предписания о проведении проверки уполномоченному лицу проверяющие отказываются. Дата, подпись».
3. Отказать в проведении проверки, представлении документов, в допуске на территорию в случае непредставления надлежащего предписания либо вручения предписания неуполномоченному лицу. Попросить удалиться из проверяемого помещения.
4. Требовать вручить копию предписания после того, как сделаны необходимые записи.
Так как проверяющие не обязаны вручать копию предписания, нужно самим попросить выдать копию предписания. Это важно, так как позже можно внимательно изучить содержание предписания, сопоставить его с нормами Указа № 510 и Положения и сделать вывод: законно ли пришла проверка, есть ли основания для ее обжалования.
5. Проверять содержание предписания на предмет следующего:
- уполномоченное ли лицо подписало предписание (руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель), заверено ли печатью контролирующего (надзорного) органа, оформлено ли на фирменном бланке;
- тот ли орган проводит проверку, который указан в предписании;
- те ли лица пришли проверять, которые указаны в предписании (если пришли на проверку еще и лица, не указанные в предписании, попросить их покинуть помещение. В противном случае - вызвать сотрудников милиции);
- имеет ли право этот орган проводить проверку;
- указано ли основание проверки;
- законно ли основание проверки;
- период проверки;
- законен ли данный период;
- проводились ли ранее проверки по данным вопросам, по данным периодам;
- какие вопросы подлежат проверке;
- имеют ли право проверять по указанным вопросам.
6. Заявить отвод проверяющим.
Проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:
• является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;
• является близким родственником проверяемого субъекта - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;
• являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки;
• имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки (ч.1 п.10 Положения).
При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее 2 рабочих дней со дня начала проверки (ч.2 п.10 Положения).
7. Контролировать, чтобы в предписание внесли необходимые изменения, дополнения.
Если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки, руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения (ч.8 п.24 Положения).
О приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.
8. Контролировать, чтобы проверка проводилась в рабочее время проверяемого субъекта.
9. Представлять проверяющим только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.
10. Требовать присутствия уполномоченного лица субъекта при проведении проверки.
11. Обеспечивать проверяющих помещением, пригодным для проведения проверки, в случае его наличия.
Представление документов
Проверяющие имеют право требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий) (абз.4 п.4 Положения).
В отношении таких документов проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов (их копий). В требовании о представлении документов указываются дата, время, когда необходимо представить конкретные документы.
При этом, если документы должны находиться в месте проверки, проверяющий должен представить их незамедлительно.
Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам, указанным в п.84 Положения. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий) (ч.1 п.88 Положения).
Рекомендации
1. Если назначенного проверяющими времени недостаточно, необходимо заранее сказать им об этом. Если проверяющие уже в требовании указали неудобное для проверяемого время, необходимо в самом требовании написать: «Предоставленного времени недостаточно для представления документов. Документы объективно могут быть представлены к ________».
2. Представлять лишь те документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке. Если, например, проверяющие пришли проверять вопрос уплаты единого налога индивидуальным предпринимателем, а требуют представить все товарно-транспортные накладные на реализуемый товар, то такое требование проверяющих незаконно. Проверяемый имеет право не представить затребованные документы.
3. Представлять документы должны лишь те сотрудники, которые имеют непосредственное отношение к этим документам в силу своих должностных обязанностей.
Изъятие документов
Проверяющие вправе изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий (абз.11 п.4 Положения).
При этом оригиналы документов, иных носителей информации изымаются лишь в следующих случаях:
• невозможно снять с них копии (представить выписки из них);
• при отказе проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них);
• при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;
• для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку;
• если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время, когда эти ценности остались без движения или отсутствуют) (п.40, ч.1 п.42 Положения).
В этих случаях изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится с соблюдением требований п.41 Положения в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (а в случае их отсутствия - в присутствии не менее двух понятых) на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, подписанного проверяющим, производящим изъятие, с последующим утверждением его руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации. При изъятии таких документов, иных носителей информации проверяемый субъект изготавливает их копии за свой счет.
Изъятые документы перечисляются в акте изъятия, копия которого вручается под подпись проверяемому.
Рекомендации
1. Получить постановление об изъятии документов, подписанное проверяющим, где указано, что изымаются подлинники или копии документов. Постановление должно быть утверждено руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации.
2. Изготовить копии изымаемых документов за свой счет.
3. Изъятие документов производится в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии - в присутствии не менее двух понятых.
4. Оригиналы документов, иных носителей информации изымаются в определенных случаях.
5. Передать проверяющим для изъятия подлинники лишь тех документов (иных носителей информации), которые имеют отношение к выявленным нарушениям.
6. Передавать проверяющим документы по акту изъятия либо по прилагаемым к нему описям с точным указанием наименования и количества изъятых документов, иных носителей информации.
7. Получить копию акта изъятия документов, иных носителей информации под подпись.
Требование объяснений, пояснений
Дача объяснений может производиться как во время проведения проверки, так и путем вызова в контролирующий орган.
Проверяющие имеют право требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (абз.15 п.4 Положения).
Проверяющие имеют право вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта (абз.9 п.4 Положения). Вызов осуществляется заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться. Уведомление вручается лицу под подпись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение (абз.11 п.6 Положения).
При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия (абз.11 ч.1 п.8 Положения).
Рекомендации
1. Проинструктировать работников организации, что каждый работник должен давать объяснения только по вопросам, относящимся к предмету проверки, к его должностным обязанностям.
2. Если работник не знает, что можно говорить, лучше сказать: «Сейчас не могу ответить на заданный вопрос. Письменные пояснения представлю дополнительно». За такой ответ ни к какой ответственности привлечь нельзя.
Доступ проверяющих на территорию или в помещение проверяемого субъекта и осмотр помещений
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) в порядке, установленном в п.38 Положения, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с ч.2-4 п.38 Положения.
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.
При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения им составляется акт.
При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.
Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта либо иных объектов для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него) (ч.5 п.38 Положения).
Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам (п.39 Положения).
Рекомендации
1. Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.
2. Если проверяющие на законном основании не допускаются в помещение, в акте следует указать, что в данном помещении нет документов бухгалтерского учета и что такие документы хранятся в бухгалтерии по другому адресу.
Личный досмотр, досмотр вещей, автомобилей
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств (абз.3 п.4 Положения).
Часто при проведении внеплановой проверки проверяющие, прибыв в офис организации, на торговую точку, начинают проверять не только бухгалтерские документы, но и личные вещи сотрудников (сумочки, пакеты и т. д.). При этом акт личного досмотра не составляется. По результатам такого личного досмотра изымаются, например, деньги из личного пакета бухгалтера, продавца, которые затем рассматриваются проверяющими как средства, не внесенные в кассу организации (реализация товара, оказание услуг за наличные денежные средства). По результатам проверки составляется акт проверки, где отражается факт реализации товара за наличный расчет.
Возможные последствия - применение санкций согласно ст.13.14 КоАП: нарушение порядка приема средств платежа при реализации товаров (работ, услуг). Это влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ.
Еще хуже обстоит дело, если в личных вещах находят валюту. Проверяющие факт нахождения валюты могут расценить как принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, ответственность предусмотрена в ст.12.1 КоАП.
Как правило, проверяемые не оказывают никакого противодействия незаконному поведению контролирующих органов.
Личный досмотр - исключительная форма контрольного мероприятия, которая проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и товарно-материальные ценности, обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.
При производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым.
При проведении досмотра составляется акт личного досмотра, досмотра находящихся при проверяемых вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно установленной форме. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых.
Рекомендация
При изъятии личных денег, вещей без проведения вышеуказанной процедуры нужно писать жалобу на неправомерные действия проверяющих, доказывая, что изъятые деньги - личные, а изъятие проведено с грубыми нарушениями законодательства.
Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта
Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта (далее - опечатывание) производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии - не менее двух понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания.
Акт опечатывания |
|
Должен содержать: - должность, фамилию, имя, отчество проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание; - наименование проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), фамилию, имя, отчество представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании; - основание для опечатывания; - описание способа опечатывания; - расписку проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места (п.54 Положения) |
Если в опечатанном помещении находится имущество на сумму, превышающую 1 000 БВ, и (или) имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем принимаются меры по обеспечению выставления охраны из числа сотрудников подразделения Департамента охраны МВД, на территории которого находится опечатанное помещение. Выставление охраны производится подразделением Департамента охраны МВД на безвозмездной основе (п.55 Положения).
Рекомендация
Если опечатывание производится без участия уполномоченного лица проверяемого субъекта, можно обжаловать действия проверяющего органа как незаконные.
Приостановление (запрет) деятельности
Приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Положением или иными законодательными актами (ч.1 п.5 Положения).
Специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом, например, может быть Госпромнадзор. Для выполнения своих задач и функций в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде он вправе:
• вручать (направлять) предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъектов промышленной безопасности (их цехов, производственных участков), перевозки опасных грузов, объектов строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
• выносить требования (предписания) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания) (подп. 8.21 п.8 Положения о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утв. Указом от 29.12.2006 № 756.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться подп.10.3 п.10 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утв. Указом от 14.11.2022 № 405. |
Требование о приостановлении (запрете) деятельности выносится в день выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.
Указанное требование (предписание):
• подписывается проверяющим (руководителем проверки);
• вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемой организации или ее представителю;
• вступает в силу с момента его получения проверяемой организацией или ее представителем.
Факты, изложенные в этом требовании (предписании), включаются в акт проверки. Требование (предписание) не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его вручения (направления), утверждается должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки (ч.2 п.74 Положения).
Рекомендация
Следует обеспечить знание и соблюдение работниками законодательства, чтобы не допустить причинение убытков субъекту хозяйствования в связи с запретом осуществления деятельности.
Использование технических средств с целью фиксации хода проверки
Работники проверяемой организации, участвующие в проверке, должны заранее предупреждаться проверяющим о применении технических средств (в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, идентификаторов скрытых изображений), за исключением ксерокопирования и сканирования документов.
Факт уведомления удостоверяется подписями каждого из участников проверки и не предполагает отказ в применении технических средств. Если же проверяемая организация или ее представитель все-таки отказались удостоверить факт уведомления своей подписью, запись об этом производится в акте (справке) проверки (п.56 Положения).
Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения (п.58 Положения).
Исключение составляет проведение такой формы контроля, как мониторинг. На основании п.3 Положения о порядке проведения мониторинга, утв. Указом № 510, должностные лица контролирующего (надзорного) органа вправе использовать доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора) только с согласия проверяемого субъекта.
При использовании должностным лицом налогового органа технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, копирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, при проведении проверки:
• в предписании на проведение проверки проставляется отметка об уведомлении проверяемого субъекта об использовании технических средств;
• в акте (справке) проверки указываются наименования и серийные номера (при наличии) используемых технических средств и носителей, на которые записана (сохранена) полученная в ходе использования технических средств информация (подп.7.1 п.7 Положения о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами технических средств, утв. постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1924).
Обжалование результатов проверки
В случае выявления проверяющими нарушений в деятельности организации они составят акт проверки, при отсутствии нарушений - справку проверки.
После подписания акта проверки организации необходимо определиться со своими дальнейшими действиями. На практике возможны два варианта:
1) согласиться с результатами проверки. Как правило, этот вариант возможен, когда организация на стадии проведения проверки ознакомилась с предварительным актом проверки, согласовала все спорные моменты с проверяющими и готова уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штрафы;
2) подготовить возражения по акту проверки, обжаловать решение по акту проверки.
Представление возражений на акт проверки
Акт проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается:
• проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки (ч.2 п.59 Положения);
• руководителем проверенной организации (проверенного обособленного подразделения организации) или ее представителем (при отсутствии руководителя).
Проверяемая организация (ее представитель) может обжаловать акт проверки:
• в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу (административный порядок);
• в суде.
Однако прежде ей следует направить в контролирующий орган, который проводил проверку, мотивированные возражения на акт проверки. Для этого организации (ее представителю) необходимо:
1) сделать об этом запись перед своей подписью в акте проверки, например: «С возражениями», «По акту проверки будут представлены возражения».
![]() |
Обратите внимание! Отказ от подписания акта проверки сам по себе юридических последствий не имеет. Он не свидетельствует о несогласии с отраженными в акте нарушениями и не исключает привлечение к административной ответственности за нарушения, указанные в акте проверки. В случае отказа от подписания акта об этом будет сделана отметка. Акт все равно будет вручен проверяемой организации (ее представителю) - его направят заказным письмом с уведомлением о вручении. |
2) представить не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта в письменном виде возражения по его содержанию (ч.1 п.71 Положения).
Возражения представляются в тот контролирующий (надзорный) орган, который проводил проверку.
![]() |
Дополнительно по теме • Возражение на акт проверки инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. |
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое:
• либо направляется проверяемой организации (ее представителю) заказным письмом с уведомлением о вручении;
• либо вручается проверяемой организации (ее представителю) под подпись.
Заключение может быть учтено при вынесении решения по акту проверки.
По общему правилу акт проверки подписывает лишь руководитель организации. Тем не менее возражения по акту проверки может направить любое заинтересованное лицо.
Как следует из ч.1 п.78 Положения, каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
При этом в обязательном порядке в жалобе нужно указать обстоятельства, по которым организация является заинтересованным лицом, что дает ей право на обжалование.
![]() |
Обратите внимание! Если контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, откажет организации и не примет возражения по акту проверки, у организации еще есть время: • на обжалование акта проверки в суде - 1 год; • на обжалование решения и (или) требования (предписания) об устранении нарушений по акту проверки в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу) и суде. |
Обжалование решения и (или) требования об устранении нарушений по акту проверки в вышестоящий контролирующий орган и суд
На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверенной организации (ее представителю), а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверенной организации (ее представителю) заключения по этим возражениям, руководитель (его заместитель) налогового или иного контролирующего органа в пределах его компетенции выносит решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.
Это правило не действует в отношении акта проверки, в котором фиксируется только факт совершенного административного правонарушения и не производится доначисление налогов, сборов (пошлин) и (или) начисление пеней.
Решение по акту проверки вручается под подпись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверенной организации (ее представителю).
При неявке организации (ее представителя) в налоговый или иной контролирующий орган для получения решения по акту проверки, либо отказе от его получения под подпись, либо отсутствии организации (ее представителя) по месту нахождения, указанному в учредительных документах и (или) последнему известному контролирующему органу, в решении по акту проверки делается соответствующая запись. После этого решение по акту проверки направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному контролирующему органу месту нахождения организации (ее представителя). В таком случае решение по акту проверки считается полученными организацией (ее представителем) по истечении 3 дней со дня такого направления (п.73 Положения).
![]() |
Обратите внимание! Обжалование решения по акту проверки оформляется в виде жалобы. |
Жалоба подается:
• либо в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган. Например, жалоба на решение инспекции МНС по району (городу, району в городе) подается в инспекцию МНС по области, г. Минску (по территориальности); по области, г. Минску - в МНС;
• либо в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (на действия проверяющих), в суд:
1) не приостанавливает исполнение решения по акту проверки;
2) не исключает права на подачу жалобы в суд.
![]() |
Дополнительно по теме • Жалоба в МНС о признании проверки незаконной (пример). |
Рекомендация
Необходимо письменно попросить приостановить исполнение решения, указав, какие негативные последствия для организации наступят при исполнении решения по акту проверки. Вынесение решения по акту проверки влечет со стороны проверяющих возможность:
• наложения ареста на счета (что происходит одновременно с вынесением решения), наложения ареста на имущество;
• принудительного взыскания доначисленных налогов, сборов (взыскание за счет средств дебиторов, наличных денежных средств, денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика (иного обязанного лица) - организации, за счет имущества организации).
Обжалование решения по акту проверки в вышестоящий контролирующий орган
Жалоба подается в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения по акту проверки и рассматривается в месячный срок со дня ее получения
Пропуск срока подачи жалобы - основание для отказа в ее рассмотрении.
![]() |
Обратите внимание! В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине необходимо подавать заявление о восстановлении срока. |
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:
• оставить решение по акту проверки без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
• отменить решение полностью или частично;
• отменить решение и назначить дополнительную проверку;
• внести изменения в решение.
Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под подпись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались (п.83 Положения).
Обжалование решения по акту проверки и действий проверяющих в судебном порядке
Жалоба на решение по акту проверки оформляется в виде заявления о признании решения по акту проверки недействительным.
Жалоба на действия должностных лиц контролирующего органа оформляется в виде заявления об обжаловании действия (бездействия) контролирующего органа.
![]() |
Обратите внимание! Жалоба на решение контролирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения). Срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. |
Подача заявления об оспаривании ненормативного правового акта в суд, рассматривающий экономические дела, и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия оспариваемого ненормативного правового акта.
Рекомендация
В обязательном порядке в самом заявлении (в просительной части) или в виде отдельного документа нужно заявить просьбу о приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Экономический суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе принять меры по обеспечению иска (ст.113 ХПК).
Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного процесса, если непринятие мер по его обеспечению может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В связи с этим в заявлении о приостановлении исполнения решения по акту проверки в обязательном порядке необходимо указать, по какой причине неприостановление исполнения решения по акту проверки приведет к затруднению исполнения решения суда.
Особенности оформления заявления в суд:
1. Заявление подается в экономический суд по месту нахождения заявителя.
2. В заявлении указываются наименование органа, должностного лица, издавших акт, дата его издания.
3. В заявлении в обязательном порядке указывают:
- каким требованиям законодательства не соответствует обжалуемое решение или действие;
- какие ваши права и законные интересы нарушаются.
4. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта.
5. Заявление оплачивается государственной пошлиной.
![]() |
Дополнительно по теме • Жалоба в экономический суд о признании недействительным решения ИМНС по акту проверки (пример). • Заявление в экономический суд о признании недействительным решения налоговой инспекции по акту выездной внеплановой налоговой проверки. |
Особенности рассмотрения дела в суде:
1. Экономический суд в судебном заседании проверяет:
- компетенцию органа (должностного лица), вынесшего решение по акту проверки (действия которого обжалуются);
- соответствие решения по акту проверки (действий) положениям законодательным и иным нормативным правовым актам.
2. Бремя доказывания соответствия обжалуемого решения или действия возлагается на контролирующий орган или должностное лицо, проводившее проверку. Но это не означает, что заявитель не должен приводить аргументы, доказательства в обоснование своего заявления.
3. Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлениях об оспаривании ненормативного правового акта или об обжаловании действий (бездействия).
4. Установив, что оспариваемое решение или обжалуемые действия (бездействие) не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, суд принимает решение, в резолютивной части которого признается решение (действие) недействительным. При этом решение (действие) признаются недействительными с даты его издания (совершения).
5. Судебное решение обязывает (и это в нем указывается) контролирующий орган (его должностное лицо) устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя. Решение суда направляется руководителю контролирующего органа или должностному лицу, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) которых были оспорены (обжалованы), либо в вышестоящий в порядке подчиненности контролирующий орган или должностному лицу для устранения допущенных нарушений законодательства в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда, рассматривающего экономические дела.
![]() |
Дополнительно по теме • Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. • Выборочные проверки: оценка степени рисков в строительстве. • Обжалование решения налоговой инспекции по акту проверки. • Типичные нарушения при исчислении налога на прибыль, выявляемые в ходе выездных проверок. • Доказательства использования схем работы с контрагентом - резидентом Российской Федерации с целью уменьшения налога на прибыль и НДС. Практика работы органов финансовых расследований. • Незаконная предпринимательская деятельность по оказанию медицинских услуг. Практика работы органов финансовых расследований. • Осуществление деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. Практика работы органов финансовых расследований. • Неправомерное использование льгот по налогу на прибыль и НДС. Практика работы органов финансовых расследований. • Привлечение к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения при совершении правонарушения до 1 марта 2021 года. Практика работы органов финансовых расследований. • Допускается ли принятие решения о назначении проверки в виде письма, содержащего поручение нижестоящему органу провести проверку? • При контрактной стоимости объекта по каким документам (смета или акт С-2б) делать контрольные обмеры? |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»