


Материал помещен в архив
К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЦЕПОВ НА МАЯТНИКОВЫХ МАРШРУТАХ С ОБРАТНЫМ ХОЛОСТЫМ ПРОБЕГОМ
Маятниковый маршрут - такой маршрут движения, при котором путь следования автомобиля между двумя и более грузопунктами неоднократно повторяется.
Маятниковые маршруты бывают следующих видов:
- с обратным холостым пробегом;
- с обратным не полностью груженым пробегом;
- с обратным груженым пробегом.
На рисунках 1, 2 и 3 отображены графические представления маятниковых маршрутов.
Графическое представление маятникового маршрута с обратным холостым пробегом |
||||||
|
||||||
А |
lег
|
► | В | |||
◄ | ||||||
lх
|
где А - товарная база (место загрузки транспорта);
В - потребитель товара;
lег - груженая ездка;
lх - холостой (порожний) пробег.
Рисунок 2 |
|||||||||
Графическое представление маятникового маршрута с обратным не полностью груженым пробегом |
|||||||||
А |
lег1
|
► | В | ||||||
▲
|
|||||||||
С | ◄ | ||||||||
lх
|
lег2
|
где А - товарная база;
В - потребитель одного товара и одновременно поставщик другого товара;
С - потребитель товара.
Рисунок 3 |
||||||
Графическое представление маятникового маршрута с обратным полностью груженым пробегом |
||||||
А |
lег1
|
► | В | |||
◄ | ||||||
lег2
|
где А и В - поставщики и одновременно потребители соответствующих товаров (разных видов).
Необходимо отметить, что груженая ездка (lег) - это движение автомобиля с грузом; холостой (порожний) пробег (lх) - движение автомобиля без груза; оборот (lо) - выполнение автомобилем одной или нескольких транспортных работ (ездок) с обязательным возвращением его в исходную точку; ездка - законченная транспортная работа, включающая погрузку товара, движение автомобиля с грузом, выгрузку товара и подачу транспортного средства под следующую погрузку. При этом для маятникового маршрута с обратным холостым пробегом характерно, что время оборота равно времени ездки.
Как свидетельствует практика, самым распространенным видом маятниковых маршрутов как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях национальной экономики является маршрут с обратным холостым пробегом (см. рисунок 1). В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема целесообразности применения прицепов на маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом.
Из анализа рисунка 1 следует, что время одного оборота (tо) для данного вида маршрута включает время на погрузку (tп), время движения с грузом (tег), время на разгрузку (tр), время на холостой пробег (tх) (см. рисунок 4).
Рисунок 4 |
|||||||||
Структура времени одного оборота на маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом |
|||||||||
А
|
В | А | |||||||
|
|
|
|||||||
tп
|
tег
|
tр
|
tх
|
||||||
|
|||||||||
tо
|
Величины структурных составляющих времени одного оборота зависят от характера выполняемой транспортной работы и определяются следующим рядом факторов:
- видом транспортной работы;
- расстоянием транспортировки;
- типом используемого транспорта (автомобили, тракторы);
- состоянием дорожного полотна.
Вид транспортной работы во многом определяет время погрузки и разгрузки. Так, например, на заготовке силоса, когда скашиваемая и измельчаемая зеленая масса подается в автотранспорт или прицепы в составе тракторо-транспортных агрегатов, время на погрузку зависит от урожайности сельскохозяйственной культуры, производительности кормоуборочной техники (комбайна), а также емкостей грузовых платформ. В этой связи время на погрузку на подобных работах может варьировать в значительных пределах: от 5 до 30 и более минут.
В свою очередь, время движения с грузом и время на холостой пробег определяются исходя из расстояния транспортировки, вида используемого транспорта (скорость движения автотранспорта обычно в два и более раз превышает скорость тракторо-транспортных агрегатов), а также с учетом состояния дорожного полотна.
Соотношение величин структурных составляющих времени одного оборота позволяет определить целесообразность применения прицепов в автотранспорте (дополнительных прицепов в составе тракторо-транспортных агрегатов) с организационной точки зрения.
Так, к примеру, в механизированном отряде по заготовке силоса транспортировка зеленой массы к силосной яме осуществляется автотранспортом. Следует определить целесообразность применения прицепов для производственной ситуации, для которой известно, что время погрузки автомобиля-самосвала без прицепа составит 15 мин, расстояние транспортировки - 3 км, средняя техническая скорость - 40 км/ч, время разгрузки - 5 мин.
Анализ исходной информации позволяет утверждать, что с организационной точки зрения каждый кормоуборочный комбайн должен обслуживаться двумя автомобилями без прицепа, так как в противном случае (использование самосвалов с прицепами) будет наблюдаться простой автотранспортных агрегатов продолжительностью 12 мин за один оборот (30 - 5,5 - 8 - 4,5) в ожидании погрузки (см. рисунок 5).
Таким образом, при организации грузоперевозок посредством автотранспорта с применением прицепов (дополнительных прицепов в составе тракторо-транспортных агрегатов) на принципах пропорциональности и непрерывности необходимо учитывать:
- расстояние транспортировки;
- соотношение величины затрат от часа простоя транспорта и погрузочной техники.
Структура времени одного оборота на маятниковом маршруте при работе автомобиля с прицепом и без прицепа |
|||||||||
Автомобиль без прицепа
|
|||||||||
А
|
В | А | |||||||
|
|||||||||
tп = 15 мин
|
tег = 5 мин
|
tр = 5 мин
|
tх = 4 мин
|
||||||
tо = 29 мин
|
Автомобиль с прицепом
|
|||||||||
tх = 4,5 мин
|
|||||||||
А
|
В | А | |||||||
tпп = 30 мин
|
tег = 5,5 мин
|
tрп = 8 мин
|
|||||||
|
|||||||||
tо = 48 мин
|
где tп - время на погрузку автомобиля без прицепа (трактора с одним прицепом);
tр - время на разгрузку автомобиля без прицепа (трактора с одним прицепом);
tпп - время на погрузку автомобиля с прицепом (трактора с двумя прицепами);
tрп - время на разгрузку автомобиля с прицепом (трактора с двумя прицепами).
Важно подчеркнуть, что организация грузоперевозок на принципах непрерывности и пропорциональности достигается за счет минимизации простоев машин для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и транспорта. В свою очередь, сумма простоев транспорта в ожидании погрузки (разгрузки) и погрузчика (комбайна, экскаватора и т.п.), а также в ожидании транспорта зависит от долевой структуры времени одного оборота на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. При этом время суммарных простоев будет равно нулю (см. рисунок 5), если выполняются следующие равенства (см. формулы (1) и (2)):
|
tп = tег + tр + tх, |
(1) |
|
tпп = tег + tрп + tх . |
(2) |
В результате преобразования формулы (2) была получена зависимость по определению минимального расстояния транспортировки на маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом, при котором целесообразно применение автотранспорта с прицепами (дополнительных прицепов в составе тракторо-транспортных агрегатов) (см. формулу (3)):
|
lег = (tпп - tрп) / 2 х Vt, |
(3) |
где Vt - средняя техническая скорость автотранспорта или тракторо-транспортных агрегатов (средняя скорость во время движения).
В результате проведенных расчетных работ были получены минимальные расстояния транспортировки груза (груженые ездки), при которых целесообразно использовать автомобили с прицепами (дополнительные прицепы в составе тракторо-транспортных агрегатов) на маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом (см. таблицу 1).
Минимальное расстояние транспортировки груза (lег), при котором целесообразно |
||
использовать автомобили с прицепами (дополнительные прицепы в составе тракторо-транспортных агрегатов) на маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом |
(км)
|
|||||||||||
Оценка
(tпп - tрп), мин |
Средняя техническая скорость, км/ч
|
||||||||||
20
|
25
|
30
|
35
|
40
|
45
|
50
|
55
|
60
|
65
|
70
|
|
0 |
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5 |
0,8
|
1,0
|
1,3
|
1,5
|
1,7
|
1,9
|
2,1
|
2,3
|
2,5
|
2,7
|
2,9
|
10 |
1,7
|
2,1
|
2,5
|
2,9
|
3,3
|
3,8
|
4,2
|
4,6
|
5,0
|
5,4
|
5,8
|
15 |
2,5
|
3,1
|
3,8
|
4,4
|
5,0
|
5,6
|
6,3
|
6,9
|
7,5
|
8,1
|
8,8
|
20 |
3,3
|
4,2
|
5,0
|
5,8
|
6,7
|
7,5
|
8,3
|
9,2
|
10,0
|
10,8
|
11,7
|
25 |
4,2
|
5,2
|
6,3
|
7,3
|
8,3
|
9,4
|
10,4
|
11,5
|
12,5
|
13,5
|
14,6
|
30 |
5,0
|
6,3
|
7,5
|
8,8
|
10,0
|
11,3
|
12,5
|
13,8
|
15,0
|
16,3
|
17,5
|
35 |
5,8
|
7,3
|
8,8
|
10,2
|
11,7
|
13,1
|
14,6
|
16,0
|
17,5
|
19,0
|
20,4
|
40 |
6,7
|
8,3
|
10,0
|
11,7
|
13,3
|
15,0
|
16,7
|
18,3
|
20,0
|
21,7
|
23,3
|
45 |
7,5
|
9,4
|
11,3
|
13,1
|
15,0
|
16,9
|
18,8
|
20,6
|
22,5
|
24,4
|
26,3
|
50 |
8,3
|
10,4
|
12,5
|
14,6
|
16,7
|
18,8
|
20,8
|
22,9
|
25,0
|
27,1
|
29,2
|
55 |
9,2
|
11,5
|
13,8
|
16,0
|
18,3
|
20,6
|
22,9
|
25,2
|
27,5
|
29,8
|
32,1
|
60 |
10,0
|
12,5
|
15,0
|
17,5
|
20,0
|
22,5
|
25,0
|
27,5
|
30,0
|
32,5
|
35,0
|
Стоит обратить внимание, что в реальных производственных условиях расстояние транспортировки (lег) будет меньше или больше минимальной величины (lег), указанной в таблице 1. Это обусловит соответственно простой транспорта в ожидании погрузки или простой машин для осуществления погрузки (разгрузки) в ожидании транспорта.
На этом основании возникает вопрос: когда необходимо привлекать соответственно или дополнительные машины для погрузки (разгрузки), или дополнительные транспортные средства для минимизации простоя, а когда этого делать не нужно? Решение данной проблемы возможно в результате сопоставления стоимости часа работы машин для погрузки (разгрузки) и транспортных средств.
Так, например, в состав механизированного отряда по заготовке силоса входят два кормоуборочных комплекса К-Г-6 и автомобили МАЗ-555142-4229РБ (сельхозвариант). Следует определить целесообразность применения прицепов МАЗ-857100-4022 для производственной ситуации, для которой известно, что время погрузки автомобиля-самосвала без прицепа составит 10 мин (с прицепом - 20 мин), расстояние транспортировки - 5 км, средняя техническая скорость - 40 км/ч, а время разгрузки без прицепа - 5 мин (с прицепом - 10 мин) (см. рисунок 6).
Структура времени одного оборота на маятниковом маршруте при работе автомобиля с прицепом и без прицепа |
|||||||||
Автомобиль без прицепа
|
|||||||||
А
|
В | А | |||||||
tп = 10 мин
|
tег = 7,5 мин
|
tр = 5 мин
|
tх = 7,5 мин
|
||||||
|
|||||||||
tо = 30 мин
|
Автомобиль с прицепом
|
|||||||||
А
|
В | А | |||||||
tпп = 20 мин
|
tег = 7,5 мин
|
tрп = 10 мин
|
tх = 7,5 мин
|
||||||
|
|||||||||
tо = 45 мин
|
Исходя из данных таблицы 1 минимальное расстояние транспортировки груза (lег), при котором целесообразно использовать автомобили с прицепами (дополнительные прицепы в составе тракторо-транспортных агрегатов), при оценке (tпп - tрп), равной 10 мин (20 - 10), и средней технической скорости 40 км/ч составит 3,3 км. Так как согласно условию расстояние транспортировки 5 км превышает минимальный порог в 3,3 км на 1,7 км, или на 52 %, можно утверждать, что возможными вариантами транспортного обслуживания одного кормоуборочного комплекса К-Г-6 являются:
- первый вариант - два автотранспортных агрегата в составе автомобиля МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022;
- второй вариант - два самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа;
- третий вариант - три самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа.
При этом, если в транспортировке зеленой массы будут участвовать лишь два автотранспортных агрегата (автомобиль МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022), будет наблюдаться простой кормоуборочного комплекса К-Г-6 продолжительностью около 5 мин (tег + tрп + tх - tпп = 7,5 + 10 + 7,5 - 20), или в расчете на один автомобиль - 2,5 мин. В свою очередь, если в транспортировке будут участвовать просто автомобили МАЗ-555142-4229РБ (без прицепа) в количестве двух единиц, простой кормоуборочного комплекса К-Г-6 составит 10 мин (5 мин на один автомобиль). Однако если в транспортировке будут не два, а три автомобиля МАЗ-555142-4229РБ (без прицепа), кормоуборочный комплекс будет работать без простоев. Необходимо иметь в виду, что еще одним возможным вариантом является транспортировка зеленой массы двумя автомобилями: один с прицепом, а другой без прицепа. В этом случае будут наблюдаться значительные простои как автотранспорта, так и кормоуборочного комплекса. В связи с этим последний вариант с организационной точки зрения является крайне нерациональным.
Возникает два вопроса:
- допустим ли вынужденный простой комплекса К-Г-6, возникающий при первом и втором вариантах транспортировки;
- какой из первых трех вариантов транспортировки наиболее предпочтительный?
Для ответа на первый вопрос вначале сопоставим стоимость часа работы машин для погрузки (разгрузки) и транспортных средств. Так, по состоянию на 1 апреля 2009 г. стоимость оказания услуг автомобилем МАЗ-555142-4229РБ без прицепа составляла в среднем 60,0 тыс.руб./ч, а с прицепом МАЗ-857100-4022 - 80,0 тыс.руб./ч.
На основании отпускной цены на кормоуборочный комплекс К-Г-6, в состав которого входят универсальное энергосредство УЭС-2-250А2 и навесное оборудование для скашивания и измельчения стоимостью соответственно 212,0 и 109,0 млн.руб. (по состоянию на 1 апреля 2009 г.), в соответствии с методикой установления цен (калькуляций) на выполняемые сельскохозяйственные работы была рассчитана стоимость часа работы кормоуборочного комплекса К-Г-6. Ее размер составил 220,0 тыс.руб.
Таким образом, стоимость часа работы кормоуборочного комплекса К-Г-6 в 2,8 раза больше, чем час простоя автотранспортного агрегата МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022 и в 3,7 раза больше, чем час простоя самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа. Это свидетельствует о том, что простой кормоуборочного комплекса К-Г-6 с экономической точки зрения допустим лишь в одном из случаев:
- если при вводе в транспортное звено самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа обусловит простой самосвала, превышающий продолжительность простоя комплекса К-Г-6 до увеличения транспортного звена в 3,7 и более раз;
- если при вводе в транспортное звено агрегата в составе автомобиля МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022 обусловит его простой, превышающий продолжительность простоя комплекса К-Г-6 до увеличения транспортного звена в 2,8 и более раз.
Рассмотрим первый вариант транспортировки (в транспортировке участвуют два самосвала МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022). Устранение простоя (5 мин) кормоуборочного комплекса возможно посредством добавления в транспортное звено:
- самосвала МАЗ-555142-4229РБ с прицепом. Это вызовет простой (см. рисунок 6) каждого из автомобилей, равный 15 мин, что превышает 7-минутный порог (2,5 мин х 2,8). Иными словами, как с экономической, так и организационной точки зрения увеличение транспортного звена самосвалом МАЗ-555142-4229РБ с прицепом не является целесообразным решением;
- самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа. Это обусловит простой самосвала без прицепа продолжительностью 20 мин, а самосвалов с прицепами - 5 мин. Принимая во внимание 20-минутный простой самосвала без прицепа, устанавливаем, что он превышает 9,25-минутный порог (2,5 мин х 3,7). Следовательно, как и в первом случае, как с экономической, так и организационной точки зрения увеличение транспортного звена самосвалом МАЗ-555142-4229РБ без прицепа - также нецелесообразное решение.
Второй вариант транспортировки является нерациональным, поскольку будет наблюдаться значительный простой комплекса К-Г-6 (10 мин), устранение которого возможно при использовании третьего варианта транспортировки.
При ответе на вопрос, какой из трех вариантов транспортировки наиболее предпочтителен при условии, что второй вариант является нерациональным, сделаем сравнительную оценку первого и третьего вариантов транспортировки. При этом в качестве оценочного показателя выберем стоимость транспортировки 1 т за 8-часовой рабочий день, принимая объем перевозимой зеленой массы за один оборот автомобилем без прицепа, равным 4 т, а с прицепом - 8 т.
Рассчитаем стоимость транспортировки для первого варианта транспортировки (в транспортировке участвует два самосвала МАЗ-555142-4229РБ с прицепом МАЗ-857100-4022). На основании рисунка 6 определяем, что за 8-часовой рабочий день два самосвала с прицепами смогут сделать по 11 груженых ездок каждый, оттранспортировав в совокупности 176 т зеленой массы. Зная, что стоимость 1 ч работы самосвала с прицепом составляет 80,0 тыс.руб., определим стоимость транспортировки 1 т зеленой массы за 8-часовой рабочий день для первого варианта. Она составит 7,27 тыс.руб. (8 х 2 х 80 / 176).
Аналогичным образом рассчитаем стоимость транспортировки для третьего варианта (в транспортировке участвуют три самосвала МАЗ-555142-4229РБ без прицепа). Исходя из рисунка 6 определяем, что за 8-часовой рабочий день 3 самосвала смогут сделать по 16 груженых ездок каждый, оттранспортировав в совокупности 192 т зеленой массы. Зная, что стоимость 1 ч работы самосвала без прицепа составляет 60 тыс.руб., определим стоимость транспортировки 1 т зеленой массы за 8-часовой рабочий день для третьего варианта. Она составит 7,5 тыс.руб. (8 х 3 х 60 / 192).
Таким образом, при первом варианте транспортировки объем выполненных работ на 8,3 % меньше по сравнению с третьим вариантом. С экономической точки зрения первый вариант является более предпочтительным, так как стоимость транспортировки 1 т для него на 3,1 % меньше. Боле того, для первого варианта характерна меньшая энергоемкость процесса (в транспортировке участвуют два самосвала вместо трех) и более высокая производительность труда (работают два, а не три водителя).
30.11.2009 г.
Петр Дроздов, кандидат экономических наук, доцент Белорусского государственного аграрного технического университета