


Материал помещен в архив
К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ И ДЕЙСТВИИ ВО ВРЕМЕНИ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Запрещается ведение лесного хозяйства и осуществление лесопользования без проведения лесоустройства.
Фабула дела
Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь проведена проверка соблюдения ГОЛХУ «М» требований законодательства при ведении лесного и охотничьего хозяйства, о чем был составлен акт проверки от 01.12.2015.
Ведение лесного хозяйства и лесопользование в проверяемом периоде осуществлялись ответчиком на основании проекта организации и ведения лесного хозяйства ГОЛХУ «М»
Позиция заявителя
По результатам проверки установлено нарушение ответчиком ст.25 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее - Лесной кодекс), подп.4.8 п.4 ТКП 143-2008 (02080) «Правила рубок леса в Республике Беларусь»
Ведение лесного хозяйства и осуществление лесопользования без проведения лесоустройства запрещаются (часть вторая ст.26 Лесного кодекса).
Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и являются обязательными нормативно-техническими документами при ведении лесного хозяйства, текущем и перспективном планировании и прогнозировании пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ. По предложению юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, в лесоустроительные проекты могут вноситься изменения и дополнения. Предлагаемые изменения и дополнения рассматриваются и в случае целесообразности вносятся в лесоустроительные проекты на основании решения специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Лесоустроительные проекты и вносимые в них изменения и дополнения должны проходить государственную экологическую экспертизу (части вторая - четвертая ст.25 Лесного кодекса).
Лесоустроительные проекты всех юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, для которых они разработаны, рассматриваются на научно-техническом совете Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и утверждаются этим министерством (п.15 Порядка проведения лесоустройства лесного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2001 № 1030 (далее - Порядок лесоустройства)).
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, производят отвод лесосек для проведения рубок главного и промежуточного пользования (за исключением осветления, прочистки и санитарных рубок) в год, предшествующий году рубки, в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Лесорубочный билет (ордер) на заготовку древесины ежегодно выдается лесопользователям юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, на конкретную лесосеку и является документом, разрешающим лесопользователю осуществлять заготовку древесины в указанном в этом билете (ордере) объеме в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и в установленный срок, а также предоставляющим право физическим лицам, заготовившим древесину, на ее вывозку (пп.28, 38 Правил отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 (в редакции от 08.11.2012 № 504)).
В соответствии с подп.4.8 п.4 ТКП 143-2008 в редакции, действовавшей до 1 октября 2013 г. (далее - Правила рубок), отвод, назначение в рубку участков лесного фонда и проведение рубок леса осуществляются на основании материалов лесоустройства в соответствии с ТКП 060-2006 «Правила отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь», утвержденным постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2006 № 35.
В нарушение вышеназванных норм права ответчик выдал лесорубочные билеты в нарушение установленного порядка, а следовательно, рубки, проведенные на основании указанных лесорубочных билетов, правомерно признаны незаконными.
Довод ответчика о том, что в период выдачи спорных лесорубочных билетов - с 14.01.2013 по 22.01.2013 - вступили в законную силу и действовали изменения и дополнения, внесенные в лесоустроительный проект ГОЛХУ «М» на период с 2013 по 2015 годы, утвержденные приказом от 07.02.2013, согласно которым спорные выделы требовали проведения в них соответствующих видов рубок, судом во внимание не принят, как не основанный на нормах права.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
При этом к техническим нормативным правовым актам отнесены технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, квалификационные справочники, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, иные нормативные правовые акты, отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст.1 Закона).
Приказ от 07.02.2013, который издан на основании ст.25 Лесного кодекса, п.17 Порядка лесоустройства, является решением специально уполномоченного органа, утверждающим и принимающим к производству изменения и дополнения в лесоустроительный проект ГОЛХУ «М» на 2013-2015 годы, которые являются техническим нормативным правовым актом.
Закон определяет порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов Республики Беларусь, за исключением, в частности, технических нормативных правовых актов (ст.4).
Вопросы опубликования, государственной регистрации, введения в действие (вступления в силу) технических нормативных правовых актов, в том числе текстов постановлений (приказов) об их утверждении, о внесении в них изменений и дополнений, регулируются нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов»
В частности, согласно подп.1.5 п.1 Указа № 318 технические нормативные правовые акты вводятся в действие (вступают в силу) не ранее чем через 15 рабочих дней после их подписания.
Следовательно, предусмотренные ст.67 Закона случаи и порядок придания обратной силы нормативному правовому акту не могут быть применены к лесоустроительному проекту ГОЛХУ «М», а также и к изменениям и дополнениям, внесенным в данный проект спорным приказом, которые в совокупности являются техническим нормативным правовым актом, на который не распространяется сфера действия, в частности, ст.67 Закона.
Кроме того, и в приказе от 07.02.2013 прямо не предусмотрено, что приказ, утвердивший спорные изменения и дополнения, распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Таким образом, ответчик не представил доказательств того, что на момент выписки спорных лесорубочных билетов изменения и дополнения в лесоустроительный проект на 2013-2015 годы, которые вступили в законную силу после 07.02.2013, были в силу части второй ст.25 Лесного кодекса утверждены специально уполномоченным республиканским органом государственного управления и, соответственно, являлись обязательным нормативно-техническим документом при ведении лесного хозяйства.
Абзацем 2 ст.23 Лесного кодекса установлено, что юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны передавать в натуре участки лесного фонда для осуществления лесопользования в соответствии с решениями органов государственного управления о предоставлении в пользование участков лесного фонда, в компетенцию которых входит принятие таких решений.
Осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, за исключением случаев, предусмотренных ст.42 Лесного кодекса (часть первая ст.43 Лесного кодекса).
Решение суда
На основании изложенного выше судом отклонены и доводы ответчика о том, что порядок выписки спорных лесорубочных билетов не был нарушен, так как по состоянию на 14.01.2013 (дата выписки первого лесорубочного билета) спорные изменения и дополнения прошли государственную экспертизу, в соответствии с ТКП 060-2006 для выписки лесорубочного билета наличия проекта лесоустройства не требовалось, а сам лесорубочный билет был оформлен и продлен в установленном порядке.
В соответствии с п.3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (далее - Положение), вред окружающей среде считается причиненным в том числе при установлении незаконного изъятия, уничтожения и (или) повреждения деревьев или кустарников до степени прекращения роста.
Судом достоверно установлено, что ответчик в нарушение вышеуказанных норм законодательства допустил незаконные рубки леса на отдельных участках лесного фонда, то есть своими действиями причинил вред окружающей среде, который и подлежит возмещению с ответчика в доход республиканского бюджета.
Судом установлено, что инспекцией охраны животного и растительного мира в ходе проверки производились контрольные пересчеты пней с непосредственным участием представителей ответчика, на основании данных которых с использованием инструментального метода и метода визуального наблюдения был произведен расчет вреда, причиненного окружающей среде, по каждому незаконно отведенному и вырубленному участку лесного фонда, а также составлены акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде, в которых указаны суммы причиненного окружающей среде вреда.
Указами Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 и от 24.06.2008 № 348, установлены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству, которыми истец обоснованно руководствовался при исчислении суммы ущерба, размер которого составил более 700 млн руб. (без учета деноминации).
В соответствии с частью первой ст.101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено ст.101 названного Закона, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможности изъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь (ст.100 Лесного кодекса).
Истцом также обоснованно был определен размер стоимости незаконно добытой древесины с учетом невозможности ее изъятия в соответствии с Порядком взыскания стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2001 № 1073 (в редакции от 26.09.2012 № 875), которым предусмотрено взыскание в доход республиканского бюджета двукратной стоимости древесины.
На основании изложенного суд удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика суммы вреда, причиненного окружающей среде, и стоимости незаконно добытой древесины.
20.06.2018
Татьяна Батракова, судья экономического суда Гомельской области