Как бороться с буллингом в школе
В материале рассмотрено:
Что такое буллинг
Понятие «буллинг» (от англ. bullying - запугивание, травля) подразумевает различные виды психологического, физического и эмоционального насилия.
Это может привести к психологическим и эмоциональным проблемам, отсутствию интереса к учебе, социальной изоляции, депрессии, а в тяжелых случаях даже к самоубийству. Буллинг - это не только прямые оскорбления или физическое воздействие, но и порча или отнимание вещей, бойкот или игнорирование жертвы (например, отказ сидеть за одной партой), насмешки и присвоение кличек, унижение в присутствии других детей.
Отдельно можно выделить те виды травли, которые связаны с использованием средств коммуникации и интернете: надоедливые звонки и смс-сообщения, снятые компрометирующие видео и т. д. Такой вид травли, который дает обидчику ощущение анонимности и вседозволенности, может быть наиболее травмирующим и имеющим более тяжелые последствия. Понятие буллинга не нашло отражения в действующем законодательстве Республики Беларусь.
При этом ответственность за него может быть как уголовной, так и административной - все зависит от правовой оценки, которую конкретным действиям дадут правоохранительные органы.
Как понять, что ребенок подвергается буллингу
В большинстве случаев дети, одолеваемые чувством вины, стараются замалчивать и скрывать проблемы в коллективе, будучи уверенными, что травля может стать еще сильнее и что ему никто не сможет помочь.
Как понять, что ребенка травят:
✓ ребенок длительное время находится в подавленном состоянии, становится замкнутым, прерывает все попытки поговорить о школе;
✓ внезапно отказывается идти в школу (как явный протест, так и тайное прогуливание), снижается успеваемость;
✓ ребенок избегает любого общения, связанного с темой школы;
✓ плохо спит и ест;
✓ присутствуют физические следы (порванная или грязная одежда, разорванный рюкзак и испорченные тетради, «потерянные» без следа вещи, царапины, ссадины), о причинах появления которых ребенок отказывается говорить или отвечает очень уклончиво;
✓ появляются просьбы о дополнительных карманных деньгах.
Эти признаки необходимо анализировать в совокупности, чтобы понять, столкнулся ли ребенок с буллингом. Однако каждый из этих фактов является поводом для родителя включаться и разбираться, существует ли серьезная проблема.
Когда ребенок сталкивается с буллингом, ситуация может оказаться сложной как для него, так и для его близких.
Перечислим действия, которые можно предпринять, чтобы помочь ребенку.
1. Поговорите с ребенком ненавязчиво, через вопросы о том, что они делают в школе на переменах, с кем он дружит, кого пригласит/не пригласит на день рождения, с кем сидит или хочет сидеть за одной партой, хочет ли поехать куда-то с классом. Поддержите ребенка и поговорите с ним о происходящем.
Обратите внимание! Не оценивайте то, что услышите. Важно выслушать его эмоции и дать понять, что вы на его стороне. |
2. Обсудите с ребенком границы допустимого поведения со стороны сверстников, возможные варианты адекватной реакции на буллинг, обсудите стратегии самозащиты.
3. Обращайтесь за помощью. Будьте настойчивыми в решении проблемы. Сначала можно обратиться к классному руководителю с просьбой помочь организовать встречу с родителями обидчиков. Если ситуация не меняется - обращайтесь в администрацию школы о принятии мер (пишите заявление на имя директора, идите на личный разговор в часы его приема). На этой стадии на уровне школы возможно проведение заседания совета профилактики учреждения образования с вызовом родителей, детей, школьной психолого-педагогической службы.
4. На любом этапе разрешения ситуации, связанной с буллингом, важно помнить о возможности обращения в комиссию по делам несовершеннолетних при местных органах власти (рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, связанные с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних).
Справочно Можно обратиться в: • комиссию по делам несовершеннолетних Мингорисполкома; • инспекцию по делам несовершеннолетних (по районам города, входят в структуру органов внутренних дел); • приемную Национальной комиссии по правам ребенка на базе учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи». |
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет меры по координации деятельности всех органов, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних; рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних и их родителей; осуществляет контроль за организацией работы с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения, и пр.; выясняет все обстоятельства происшествия, изучает сведения из учреждения образования - о личности ребенка, его поведении как в учреждении образования, так и за его пределами. На заседании комиссии обязательно присутствуют законные представители несовершеннолетнего и представители учреждения образования.
5. Необходимо обращаться в милицию при наличии явных признаков насилия, правонарушения (хулиганство, публичные оскорбления в социальных сетях и т. п.).
6. Переход в другой класс или другое учебное заведение - как альтернативный способ реагирования, если принимаемые меры не приводят к улучшению состояния ребенка (так как конечной целью всех действий является не достижение социальной справедливости и наказание виновных, а прежде всего оказание помощи ребенку в налаживании ситуации в школе).
Однако этот способ может помочь лишь в том случае, если не прослеживается закономерность с другими социальными группами, то есть ребенка травят только в одном конкретном коллективе. Если эта ситуация повторяется (во дворе, на дополнительных занятиях и пр.), то такая мера, скорее всего, не будет эффективной. Однозначно ребенку (возможно, и семье в целом) нужна психологическая помощь.
7. На любой стадии конфликта можно прибегнуть к помощи медиатора. Подробнее об этом ниже.
О чем важно помнить на любой стадии работы с буллингом
Ребенку важно знать, что его поддерживают и готовы помочь в решении проблемы. Помощь и поддержка со стороны родителей и близких играют ключевую роль в преодолении ситуации буллинга и восстановлении эмоционального благополучия ребенка.
Обращаться за психологической помощью и поддержкой важно не только ребенку, но и родителям.
Справочно В пределах республики организована работа Детской круглосуточной телефонной линии по оказанию конфиденциальной экстренной психологической помощи с любого стационарного и мобильного телефона. Общереспубликанский единый номер - 8 801 100 16 11 (звонок бесплатный). |
Ответственность участников буллинга
Кто может быть привлечен к ответственности:
✓ ребенок-агрессор, если будет установлен состав правонарушения;
✓ ребенок-жертва, так как зачастую, когда ребенок не справляется самостоятельно и наступает предел терпения, в ход идут «опасные методы защиты»;
✓ педагоги;
✓ родители.
Родители ребенка, на которого морально, физически, психологически воздействуют одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.
Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. В случае получения заявления органы МВД будут рассматривать произошедшее по фактическому содержанию и дадут правовую оценку конкретным действиям и их последствиям - причинение телесных повреждений, совершение хулиганских действий, клевета, оскорбление, доведение до самоубийства. Но даже если в действиях обидчиков не будет состава правонарушения, влекущего ответственность, правоохранительные органы и школа будут обязаны взаимодействовать и включать иные механизмы реагирования.
Ответственность несовершеннолетних
Подросток, достигший 16 лет, может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. По отдельным категориям правонарушений административная ответственность наступает с 14 лет, в том числе за:
✓ оскорбление (ст.10.2 КоАП);
✓ умышленное причинение телесного повреждения (ст.10.1 КоАП);
✓ мелкое хищение (ст.11.1 КоАП);
✓ умышленное уничтожение и повреждение имущества на сумму не более 40 базовых величин (ст.11.3 КоАП);
✓ мелкое хулиганство (ст.19.1 КоАП) и др.
При этом в случае наложения на ребенка административной ответственности в форме штрафа при отсутствии заработка, стипендии или иного дохода к нему применяются меры воспитательного воздействия (ст.9.4 КоАП). Это может быть, например, ограничение досуга или возложение обязанности принести извинения потерпевшему и загладить причиненный вред. При наложении административного взыскания учитываются условия жизни и воспитания ребенка, уровень интеллектуального и психического развития, влияние на его поведение родителей, характеристика с места учебы.
С 14 лет также наступает уголовная ответственность несовершеннолетних, которые совершили:
• кражу (ст.205 УК);
• грабеж (ст.206 УК);
• вымогательство (ст.208 УК);
• умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст.147 УК);
• хулиганство (ст.339 УК) и другие преступления, предусмотренные в ст.27 УК.
За совершение преступления подростку может быть назначено наказание в виде штрафа, ареста, лишения свободы, исправительных работ и иного.
С 16 лет несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности практически за все совершенные им преступления.
Ответственность родителей/законных представителей
Родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов (ст.68 КоБС).
В случаях, установленных законодательными актами, законные представители несут ответственность за нарушение детьми законодательства (ч.5 ст.17 Закона от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка»).
Пример Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, влечет штраф до 10 БВ (ст.10.3 КоАП). |
Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат честь и достоинство ребенка или семьи.
Отдельно нужно отметить ответственность за публичную клевету, оскорбления, например, через интернет, в мессенджерах и т. п. В зависимости от последствий за такие действия может наступать административная ответственность (штраф), гражданско-правовая (выплаты пострадавшим лицам по искам о защите чести и достоинства) или уголовная ответственность. Если имела место публичная травля в интернете, угроза жизни и здоровью человека в соцсетях, то такие действия могут подпадать под действие ст.186 УК, максимальное наказание по которой - лишение свободы сроком до 2 лет.
Ответственность педагогов
Преподаватель отвечает за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Его обязанности определены законодательством об образовании, внутренними документами системы образования (инструкции министерства, локальные акты школы и иные). За нарушение этих обязанностей ответственность у педагогов может наступать только в форме дисциплинарного взыскания, определенного трудовым законодательством. Если учитель не принимает мер, замечая травлю, то ответственность может наступить только при возникновении серьезных последствий. Так, ст.428 УК предусматривает ответственность за служебную халатность, то есть за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.
Медиация
Ни одна административная мера воздействия не научит детей коммуникации. По своей сути буллинг не является проблемой одного ребенка, это проблема группы, которая не умеет решать вопросы конструктивными способами. Поэтому важно работать со всей группой, а не концентрироваться только на проблемах взаимоотношения конкретных конфликтующих детей. Помощь медиации или школьной службы примирения в случае с буллингом, когда целью является восстановление отношений в группе, может быть одним из самых эффективных средств. В Беларуси набирает обороты медиация в системе образования. Медиативный подход в работе со школьниками и подростками - это возможность научиться договариваться, слышать друг друга, понять истинные причины проблемы класса. Ситуация с буллингом в коллективе говорит прежде всего о проблемах в коммуникации и неспособности разрешать проблемы мирным путем.
В школах Беларуси есть два направления в обучении медиативным техникам - для самих школьников-старшеклассников, которые могут стать активными участниками Школьной службы примирения (или Школьной службы медиации), и для кураторов-педагогов, которые будут помогать и направлять работу.
Особенности школьной медиации:
1) основана на восстановительной разновидности медиации, суть которой - дать конфликтующим сторонам возможность перестать видеть друг в друге врага и посмотреть на ситуацию глазами противоположной стороны;
2) в школьную службу примирения (медиации) обычно входят сами ученики (принцип «равный учит равного»);
3) очень важен воспитательный и превентивный эффект медиации: осознание участниками конфликта произошедшего события и его последствий, принятие части своей ответственности за последствия случившегося и обсуждение вариантов, как избежать подобного впоследствии.
Несколько десятков школ Беларуси уже задействованы в проекте. И при возникновении конфликтных ситуаций в этих учреждениях образования администрация школы уже может прибегнуть к помощи собственных юных медиаторов или кураторов. В школах, которые в проектах не участвовали, участники конфликтов могут обращаться с запросом на проведение медиации в администрацию школы, в управление образования или непосредственно в центры медиации.
Инструменты школьной медиации: |
|
- круги сообщества (для работы с групповыми конфликтами в классе); - конференции; - родительские собрания с привлечением медиатора; - система восстановительных действий по сплочению класса; - «круги ответственности», направленные на повышение ответственного отношения детей к себе, своим друзьям и происходящему в школе; - «семейный совет» |
Цель всех медиативных техник - восстановить отношения, наладить коммуникацию, сохранить или создать дружественную атмосферу в коллективе. Школьная медиация - это еще и профилактика конфликтов в учреждении образования, создание безопасной и дружественной среды для всех участников образовательных отношений. Буллинг - это проблема социальной группы, всего коллектива, соответственно решить ее дистанцированно, без участия всех заинтересованных лиц, невозможно. Поэтому план действий должен быть согласованным и реализован совместными усилиями взрослых и детей с опорой на мирные способы разрешения любого конфликта.