Комментарий от 04.07.2019
Автор: Юркевич А.

Как изменились требования безопасности по грузоподъемным кранам. Комментарий к главе 1 «Общие положения» Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66


 

Материал помещен в архив

 

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ КРАНАМ.
Комментарий к главе 1 «Общие положения» Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66

С 1 июня 2019 г. введены в действие новые Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее - Правила № 66).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2021 г. следует руководствоваться Правилами № 66 с изменениями, внесенными постановлением МЧС от 24.05.2021 № 40. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Ранее действовавшие Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37), признаны утратившими силу.

 

В таблице приведено сравнение измененных норм главы 1 «Общие положения» Правил № 66 с нормами ранее действовавших Правил № 37: зачеркнутым и жирным шрифтом выделены отличия.

 

Нормы Правил № 37 (до 1 июня) Нормы Правил № 66 (с 1 июня)
2. Настоящие Правила обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, а также других организаций, выполняющих на территории Республики Беларусь отдельные виды работ и услуг (проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, наладку, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, обучение персонала и ответственных специалистов), связанные с грузоподъемными кранами, техническими устройствами в их составе, а также приспособлениями для грузоподъемных операций 1. Настоящие Правила обязательны для субъектов промышленной безопасности, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, и (или) выполняющих отдельные виды работ и (или) услуг (проектирование, изготовление, реконструкцию, модернизацию, ввод в эксплуатацию, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, испытания, эксплуатацию, техническое переоснащение, консервацию, временную приостановку, вывод из эксплуатации), связанных с грузоподъемными кранами, техническими устройствами в их составе
Комментарий. В п.1 Правил № 66 определены организации, которые обязаны соблюдать требования данных Правил.
Требования Правил № 66 обязательны для субъектов промышленной безопасности, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, и (или) выполняющих отдельные виды работ и (или) услуг, связанных с использованием, ремонтом, освидетельствованием, обслуживанием и так далее грузоподъемных кранов и технических устройств.

Справочно

Субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности (часть первая ст.3 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности», далее - Закон № 354-З).
Объектами отношений в области промышленной безопасности являются опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты и технические устройства (часть вторая ст.3 Закона № 354-З).


Технические устройства - оборудование, конструктивные элементы трубопроводов, машин, механизмов, изделий или их совокупность, которые могут применяться при эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта и техническое состояние которых оказывает непосредственное влияние на состояние промышленной безопасности (абзац 10 ст.1 Закона № 354-З).
Исходя из терминологии, приспособления для грузоподъемных операций отнесены к техническим устройствам.
В Правила № 66 не включена обязательность их применения при проведении обучения персонала и ответственных специалистов (требования к обучению персонала установлены в пп.14 и 15 Правил № 66), а также при выполнении отдельных видов работ и услуг, связанных с приспособлениями для грузоподъемных операций (приспособления для грузоподъемных операций отнесены к техническим устройствам)
3. Настоящие Правила распространяются на:
грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом и краны-манипуляторы (далее, если не указано иное, - грузоподъемные краны);
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления (далее, если не указано иное, - грузоподъемные краны);
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом (далее, если не указано иное, - грузоподъемные краны);
электрические тали (далее, если не указано иное, - грузоподъемные краны);
машины грузоподъемные военного назначения;
приспособления для грузоподъемных операций:
грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т. п.);
съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т. п.);
тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т. п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами
3. Настоящие Правила распространяются на:
3.1. грузоподъемные краны мостового типа грузоподъемностью 20 т и более, эксплуатируемые на опасных производственных объектах (здания, цехи, участки, площадки);
3.2. грузоподъемные краны:
- краны мостового типа, управляемые из кабины, за исключением кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
- краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
- краны кабельного типа;
- краны стрелового типа грузоподъемностью более 1 т, за исключением кранов с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота, переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении, башенных кранов, используемых в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 т или с грузовым моментом более 15 тонно-метров, за исключением кранов-манипуляторов, устанавливаемых на фундаменте;
- грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
3.3. технические устройства, эксплуатируемые на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 настоящего пункта (далее, если не указано иное, - технические устройства):
- расчетные металлоконструкции;
- приборы и устройства безопасности;
- грузозахватные органы;
- грузозахватные приспособления;
- тара, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (далее - тара)
Комментарий. Данное требование существенно изменено.
В п.3 Правил № 66 определено, какие субъекты хозяйствования обязаны соблюдать требования данных Правил и какие грузоподъемные краны и технические устройства будет контролировать Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор, Департамент).
Правила № 66 распространяются уже не на все грузоподъемные краны (всех типов), как это было ранее в Правилах № 37, а только на те краны, надзор за безопасным ведением работ которых осуществляет Госпромнадзор
4. Настоящие Правила не распространяются на: 4. Требования настоящих Правил не распространяются на:
производство работ грузоподъемными кранами при ликвидации чрезвычайных ситуаций; производство работ грузоподъемными кранами при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, а также применяемые на объектах использования атомной энергии, на которые распространяются специальные правила; грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;
грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и т. п.); грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и т. п.);
грузоподъемные краны грузоподъемностью 1 т и более, специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии, а также применяемые на объектах использования атомной энергии, на которые распространяются специальные правила;
грузоподъемные краны с ручным приводом;
краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила;
грузоподъемные краны с ручным приводом;
краны-трубоукладчики;
грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т. п.); грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, эвакуаторы, автомобильные гидравлические подъемники для подъема людей, грузов, строительные подъемники и т. п.);
лебедки для подъема груза и (или) людей;
манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;
манипуляторы по обработке древесины;
экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.)
манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;
манипуляторы по обработке древесины;
экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.);
грузоподъемные краны, в том числе грузоподъемные машины военного назначения, включенные в перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 66
Комментарий. В п.4 Правил № 66 добавлены грузоподъемные краны, применяемые на объектах атомной энергетики, краны военного назначения, а также лебедки для подъема груза и людей
5. В настоящих Правилах применяются термины и определения в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (далее - ТР ТС 010/2011), а также приведенные в приложении 1 к настоящим Правилам 2. Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12 июня 2017 г. № 44, а также следующие термины и их определения…
Комментарий. Правила № 66 содержат 19 терминов (ранее в Правилах № 37 было более 230 терминов).
Не включенная в Правила № 66 терминология содержится, в частности, в:
1) Законе № 354-З;
2) введенных в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.06.2017 № 44 непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь:
- ГОСТ 33709.1-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения»;
- ГОСТ 33709.2-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 2. Краны стреловые самоходные»;
- ГОСТ 33709.3-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Краны башенные»;
- ГОСТ 33709.5-2015 «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые»
Норма отсутствовала 5. По решению субъекта хозяйствования требования настоящих Правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов к следующим грузоподъемным кранам, не относящимся к потенциально опасным объектам:
краны мостового типа, управляемые из кабины, и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учреждений образования, учебных центров организаций;
краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
краны-манипуляторы, устанавливаемые на фундаменте;
краны-манипуляторы автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до 5 т включительно или с грузовым моментом до 15 т·м включительно;
краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
краны переставные для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
электрические тали, которые не входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил
Комментарий. По решению субъекта хозяйствования требования Правил № 66 могут быть применены для организации, эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам, перечисленным в п.5 Правил № 66.
Данным пунктом Госпромнадзор установил, что безопасность жизни и здоровья работников при проведении погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов, перечисленных в п.5 Правил № 66, обеспечивает субъект хозяйствования.
Департамент не осуществляет контроль за проведением таких работ и расследование причин аварий с применением таких кранов
8. Грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций должны соответствовать требованиям настоящих Правил, технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС), действие которых на них распространяется, и других НПА, в том числе ТНПА.
Перед выпуском в обращение грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций, тали электрические канатные и цепные должны в порядке, установленном ТР ТС 010/2011, а также иными ТР ТС, действие которых на них распространяется, пройти процедуры подтверждения соответствия и иметь документы установленного образца.
7. Грузоподъемные краны и технические устройства, указанные в пункте 3 настоящих Правил, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе настоящих Правил, технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС), технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - ТР ЕАЭС), действие которых на них распространяется.
Грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций, в отношении которых вступили в силу ТР ТС, ТР ЕАЭС, выпускаются в обращение при условии, что они прошли необходимые процедуры оценки соответствия, установленные ТР ТС, ТР ЕАЭС
Применение грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор), технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, приспособлений для грузоподъемных операций, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС, допускается при наличии разрешения Госпромнадзора на право их изготовления и применения, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 и пунктом 20.2 единого перечня административных процедур 8. Изготовление не подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС и ТР ЕАЭС грузоподъемных кранов и технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614 (далее - перечень объектов экспертизы промышленной безопасности), осуществляется изготовителем при наличии разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор), полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 единого перечня административных процедур.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник
Комментарий. Пункты 7 и 8 дополнены ТР ЕАЭС
9. Эксплуатационные документы на грузоподъемные краны, в том числе изготовленные за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, межгосударственного стандарта ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы», введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 августа 2006 г. № 39 (далее - ГОСТ 2.601), и межгосударственного стандарта ГОСТ 2.610-2006 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов», введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 августа 2006 г. № 39 (далее - ГОСТ 2.610).
Паспорта грузоподъемных кранов должны быть составлены по формам согласно приложениям 3-8 к настоящим Правилам
9. Эксплуатационные документы на грузоподъемные краны, в том числе изготовленные за пределами территории Республики Беларусь, должны соответствовать требованиям статей 4, 5, приложений 1, 2 ТР ТС 010/2011 и настоящих Правил.
Паспорта грузоподъемных кранов, электрических талей, которые входят в состав механизмов грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил, должны быть составлены по формам согласно приложениям 1-5
Комментарий. В данном пункте Правил № 66 указаны требования к составлению пяти форм паспортов (данные формы паспортов на грузоподъемные краны аналогичны ранее установленным формам по Правилам № 37).
Форма паспорта на съемные грузозахватные приспособления приведена в приложении 6 к Правилам № 66
10. Комплектность эксплуатационной документации на грузоподъемный кран в соответствии с требованиями настоящих Правил, НПА и ТНПА должен обеспечить поставщик грузоподъемного крана 10. Изготовитель грузоподъемного крана, организация, уполномоченная изготовителем, должны обеспечить комплектность эксплуатационной документации на грузоподъемный кран, технические устройства в его составе
Комментарий. Комплектность эксплуатационной документации теперь обеспечивает не поставщик грузоподъемного крана, а изготовитель.
Это означает, что при покупке крана необходимо проверить комплектность документации на грузоподъемный кран, которую обеспечивает его изготовитель.
Иные организации могут обеспечивать комплектность документов, если их уполномочил изготовитель
10. При изготовлении или приведении паспорта на грузоподъемный кран в соответствие с требованиями настоящих Правил, НПА и ТНПА специализированной организацией должно быть учтено следующее: 12. При восстановлении паспорта на грузоподъемный кран или приведении его в соответствие с требованиями настоящих Правил специализированной организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа, должно быть учтено следующее:
результаты технического диагностирования грузоподъемного крана; результаты технического диагностирования (технического освидетельствования) грузоподъемного крана;
заключение указанной организации о соответствии конструкции грузоподъемного крана, его узлов и механизмов, в том числе приборов и устройств безопасности, требованиям настоящих Правил, НПА и ТНПА; заключение специализированной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов данного типа, о соответствии конструкции грузоподъемного крана, его узлов и механизмов, в том числе приборов и устройств безопасности, требованиям настоящих Правил;
заключение аккредитованной в установленном порядке лаборатории о химическом составе и механических свойствах материала металлоконструкций грузоподъемного крана при отсутствии сведений о них заключение подразделения (лаборатории), аккредитованного в установленном законодательством порядке, о химическом составе и механических свойствах материала металлоконструкций грузоподъемного крана при отсутствии сведений о них
Комментарий. Изменение абзаца 1 п.12 Правил № 66 подчеркивает обязательное наличие в организации лицензии на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов определенного типа
13. Грузоподъемные краны, спроектированные и изготовленные до введения в действие настоящих Правил, должны отвечать требованиям ТНПА, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также эксплуатационной документации организации-изготовителя. 13. К грузоподъемным кранам, эксплуатируемым в Республике Беларусь, спроектированным и изготовленным до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, в части их устройства применяются требования технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанные в эксплуатационной документации изготовителя.
При проведении капитального ремонта грузоподъемных кранов, указанных в первой части настоящего пункта, их приборы безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями главы 12 настоящих Правил. При проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемных кранов, указанных в части первой настоящего пункта, их приборы и устройства безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями пункта 31 и главы 12 настоящих Правил.
Если при проведении капитального ремонта грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности, его эксплуатация должна быть остановлена, кран утилизирован Если при проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями промышленной безопасности, грузоподъемный кран должен быть выведен из эксплуатации и утилизирован
Комментарий. Краны, изготовленные до введения в действие ТР ТС 010/2011, а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, могут эксплуатироваться до проведения капитального ремонта в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также указанными в эксплуатационной документации изготовителя.
Вместе с тем после проведения капитального ремонта крана, если его нельзя привести в соответствие с требованиями Правил № 66, его эксплуатация запрещена и он должен быть утилизирован
14. Порядок проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности у специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалистов, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами (далее - ответственные специалисты), экспертов, специалистов, обеспечивающих проектирование (конструирование), изготовление, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт, техническое диагностирование, техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, технических устройств в их составе, приспособлений для грузоподъемных операций, а также преподавателей, членов экзаменационных и квалификационных комиссий учреждений образования и организаций, в которых осуществляется обучение экспертов, ответственных специалистов и обслуживающего персонала по грузоподъемным кранам, определен Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 января 2007 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 57, 8/15806) (далее - Инструкция о порядке проверки знаний).
Порядок подготовки работников (технических руководителей, специалистов, рабочих) соискателей специального разрешения (лицензии) и лицензиатов, а также оценки их знаний НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования по организации безопасного ведения работ и (или) оказания услуг в области промышленной безопасности, определен Инструкцией о порядке подготовки работников соискателей лицензии (лицензиатов) и оценки их знаний нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2011 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 23, 8/23356).
15. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209) (далее - Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда), и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20455).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь.
С 28 июня 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 55 изменено название постановления № 210: «О порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда»
14. Подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.
15. Подготовка работников субъекта промышленной безопасности, являющихся в соответствии с требованиями настоящих Правил лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 пункта 3 настоящих Правил (далее - лица, ответственные за безопасную эксплуатацию), осуществляется с периодичностью не реже, чем один раз в пять лет.
Лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию, являются:
лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;
лицо, ответственное за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии;
лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами
Норма отсутствовала 16. Руководитель субъекта промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности по изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту, техническому диагностированию, техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов и технических устройств назначает локальным правовым актом лиц, ответственных за ведение указанных работ
Комментарий. От подготовки работников по вопросам промышленной безопасности зависит безопасность проведения работ.
Вопросы проведения подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъектов промышленной безопасности урегулированы Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31.
Данную подготовку и проверку знаний проходит персонал, обслуживающий грузоподъемные краны, эксплуатируемые на потенциально опасном производственном объекте (далее - ПОПО)
421. При аварии кранов, зарегистрированных в Госпромнадзоре, и инцидентах, происшедших при их эксплуатации, организация обязана незамедлительно сообщить в Госпромнадзор и обеспечить сохранность обстановки аварии или инцидента до прибытия представителя Госпромнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей 17. В случае возникновения аварии или инцидента на принадлежащих субъекту промышленной безопасности опасном производственном объекте, на котором эксплуатируются грузоподъемные краны, указанные в подпункте 3.1 пункта 3 настоящих Правил, и (или) грузоподъемных кранах, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 настоящих Правил, субъект промышленной безопасности направляет информацию о возникновении аварии или инцидента в соответствии с Инструкцией о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 33 (далее - Инструкция о проверке знаний).
18. Субъект промышленной безопасности обязан обеспечить сохранность обстановки аварии или инцидента до начала технического расследования, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
В случае когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии или инцидента, по сохранению жизни и здоровья людей, необходимо зафиксировать обстановку на момент аварии с использованием средств фото и видеофиксации, составления схем и т. д.
Приложение 9, п.31. В случае аварии и (или) несчастного случая, связанных с эксплуатацией грузоподъемного крана, при проведении расследования владелец крана обязан обеспечить считывание информации с РП и ее расшифровку В случае аварии, инцидента и (или) несчастного случая, связанных с эксплуатацией грузоподъемного крана, оборудованного регистратором параметров работы грузоподъемного крана (далее - регистратор параметров), при проведении расследования владелец грузоподъемного крана обязан обеспечить считывание информации с регистратора параметров и ее расшифровку
422. Техническое расследование причин аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией кранов, должно проводиться в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3742).
Несчастные случаи при эксплуатации кранов подлежат расследованию в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 8, 5/13691), и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 24, 8/10530)
19. Техническое расследование причин аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводится в соответствии с Инструкцией о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 36.
20. Субъект промышленной безопасности сообщает о происшедших при эксплуатации грузоподъемных кранов групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам, в Госпромнадзор по форме согласно приложению 9 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 10 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. Правила № 30 изложены в новой редакции постановлением Совмина от 16.01.2024 № 36. Комментарий см. здесь.
С 21 марта 2025 г. действует форма сообщения о несчастном случае на производстве согласно приложению 10 к постановлению Минтруда и соцзащиты и Минздрава от 04.10.2024 № 81/144
Комментарий. Данными нормами установлен порядок проведения расследований аварий и инцидентов, произошедших на ПОПО.
О возникновении аварии или инцидента необходимо направить информацию в Госпромнадзор (по факсу, электронной почтой или иными способами)

 

04.07.2019

 

Александр Юркевич, специалист по охране труда