Пособие от 30.08.2018
Автор: Богатко А., Богатко А.

Как минимизировать риски нарушения законодательства при проведении закупок в строительстве


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст.419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Типичными ошибками, допускаемыми организаторами при организации и проведении процедур подрядных торгов по выбору подрядчиков для выполнения строительных работ, являются:

невыполнение требований по расчету стартовой цены согласно Положению о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553;

отсутствие требований по наличию аттестатов соответствия, сертификатов, аттестатов работников.

Следует учитывать, что не всякое нарушение порядка проведения процедуры закупки может являться основанием для признания ее недействительной.

Так, основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов (п.6 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее - постановление № 25)).

 

К нарушениям правил проведения торгов могут относиться (п.8 постановления № 25):
     
    - нарушение порядка и сроков извещения сторон
   
     
    - проведение торгов ранее назначенных сроков
   
     
    - отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п.2 ст.418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене)
   
     
    - необоснованный отказ в допуске лица к участию в открытых торгах
   
     
    - несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации
   
     
    - признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах
   
     
    - продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником
   
     
    - выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества
   
     
    - иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов
   

 

При этом постановлением № 25 определено, что при рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют.

В случае если торги были проведены с нарушениями, которые могли повлиять на результаты торгов, заинтересованные лица до заключения по результатам торгов договора могут обжаловать их результаты непосредственно организатору торгов. Такая жалоба может быть рассмотрена в общем порядке рассмотрения жалоб, установленном законодательством.

Однако в случае, если договор по результатам процедуры закупки, проведенной с нарушениями, уже заключен, действия организатора процедуры следует обжаловать в судебном порядке путем подачи иска о признании процедуры закупки недействительной.

 

внимание

Обратите внимание!

При этом нужно иметь в виду, что признание процедуры закупки недействительной влечет не расторжение договора, заключенного по результатам такой процедуры, а признание его недействительным.

 

Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Суд вправе установить факт ничтожности сделки и по своей инициативе. В этом случае суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки (ст.167 ГК).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами (ст.168 ГК).

На основании вышеизложенного при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

Четкое понимание правильного применения законодательства о закупках при строительстве, регламентация, прописанная в локальных правовых актах, в том числе зонирование ответственности (распределение функций среди работников), позволит минимизировать риски нарушения законодательства, как минимум, применение мер административного воздействия по ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

справочно

Справочно

За непроведение или несоблюдение порядка проведения процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 БВ предусмотрен штраф до 500 БВ, те же деяния при стоимости строительства 100 000 БВ и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, влекут наложение штрафа в размере до 1 000 БВ (ст.21.17 вышеназванного Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение порядка закупок в строительстве предусмотрена ст.12.10 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособия-навигаторы см. здесь и здесь.

 

Если организации учтут в своей работе все вышеуказанное, минимизируются также риски уголовной ответственности.

 

30.08.2018

 

Антон Богатко, юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок

Анна Богатко, юрист, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г. Минске