Вопрос-ответ от 17.10.2013
Автор: Лисица Л.

Как определить, имеет ли организация разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Как определить, имеет ли организация разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

 

ОТВЕТ: Проще всего определить наличие СУОТ в организации, если проведена сертификация системы управления охраной труда. В этом случае будет выдан соответствующий сертификат, в котором четко указано, что в организации СУОТ внедрена.

Вместе с тем сертификация СУОТ является добровольной, следовательно, если вы хотите сэкономить и не проводить сертификацию, то важно знать, как должна выглядеть разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь.

В результате разработки СУОТ организация получает так называемую документальную СУОТ, которая состоит из:

• руководства по СУОТ (это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы);

• процедур СУОТ (это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов организации, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);

• рабочих инструкций (предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.);

• записей (документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.).

Внедрение СУОТ в организации осуществляется путем 1) ознакомления руководителей и работников со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; 2) исполнения руководителями и работниками своих обязанностей в области охраны труда; 3) реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

 

Обратите внимание!

О том, что в организации разработана и внедрена система управления охраной труда, желательно уведомить местный исполнительный комитет (далее - исполком). На практике такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Общие требования». Получив такой приказ, исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

 

17.10.2013

 

Лилия Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»