Вопрос-ответ от 16.03.2009
Автор: Латышев И.

Как определить, когда спор является потребительским? Каковы последствия того, что спор потребительским не является?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Как определить, когда спор является потребительским? Каковы последствия того, что спор потребительским не является?

 

ОТВЕТ: Определение термина «потребитель» закреплено в ст.1 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и п.3 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 25.09.2003 № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Так, Закон определяет этот термин следующим образом: потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 15 ст.1).

Для разъяснения вопроса, является спор потребительским или нет, необходимо установить следующие обстоятельства:

- кто использует, заказывает или приобретает товары (работы, услуги) (далее - «товар»);

- в каких целях товар приобретается (используется);

- кто реализует товар.

Достаточно частой является ситуация, когда физическое лицо приобретает товар не для личных, бытовых, семейных и иных нужд, а для использования в предпринимательской деятельности. Следовательно, если будет установлена такая цель приобретения товара, спор в данном случае к категории потребительских относиться не будет.

В качестве основного последствия того, что спор не является потребительским, можно выделить то, что к этому спору не будет применяться законодательство о защите прав потребителей (соответственно, лицо не сможет предъявлять требования, предусмотренные таким законодательством, не будут применяться нормы об ответственности за нарушение прав потребителей и т.д.).

 

16.03.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»