Вопрос-ответ от 24.07.2015
Автор: Ковалевич М.

Как применяется пункт 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» при увольнении работника по дискредитирующим обстоятельствам до вступления в силу названного Декрета (до 1 января 2015 года) и после за проступок, совершенный до 1 января 2015 года?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Государственный служащий в 2015 году освобожден от занимаемой должности за совершение в сентябре 2014 г. проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, на основании подп.1.9 п.1 ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Указанное основание расторжения контракта согласно подп.6.19 п.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет) отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения.

У этого государственного служащего при рассмотрении вопроса о трудоустройстве в организацию частной формы собственности на руководящую должность возник вопрос о необходимости согласования назначения в соответствии с Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68 (далее - Положение № 68), поскольку, по мнению гражданина, положения п.9 Декрета не могут распространяться на проступки, совершенные до его вступления в силу.

Как применяется п.9 Декрета при увольнении работника по дискредитирующим обстоятельствам до вступления в силу Декрета (до 1 января 2015 г.) и после за проступок, совершенный до 1 января 2015 г.?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.8 дополнен частями второй и третьей, в часть первую п.9 Декрета внесено изменение Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

 

ОТВЕТ: Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в п.8 Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь (п.9 Декрета).

Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

Порядок согласования назначения на руководящие должности определен Положением № 68.

Декрет вступил в силу с 1 января 2015 г. (п.16). Следовательно, нормы права, закрепленные в п.9 Декрета, также применяются с 1 января 2015 г. Кроме того, Декрет не содержит специальной нормы по вступлению в силу п.9 Декрета.

Таким образом, к работникам, которые после 1 января 2015 г. претендуют на занятие руководящей должности в организациях государственной и частной форм собственности, предъявляются особые требования в части оснований увольнения в течение 5 лет, предшествующих назначению на руководящую должность.

На основании изложенного согласование назначения на руководящую должность лица, ранее уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, в организации независимо от формы собственности является обязательным. По истечении 5 лет с даты увольнения по дискредитирующим обстоятельствам согласование назначения такого лица на руководящую должность не требуется.

 

24.07.2015

 

Мария Ковалевич, юрист