


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Какая ответственность наступит для строительной организации (частная форма собственности) за непроведение процедуры переговоров по выбору субподрядной организации?
ОТВЕТ: Административная ответственность.
Если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, то необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Указом № 380 для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены следующие виды процедур:
• подрядные торги;
• торги на закупку товаров при строительстве;
• переговоры;
• биржевые торги.
Проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству (подп.1.6 п.1 Указа № 380). В этом случае проводится процедура переговоров.
Одновременно исходя из норм Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение), подрядные торги по выбору субподрядных организаций проводятся в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика (п.52 Положения).
При этом нормы Положения применяются также и для субъектов частной формы собственности. Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.72 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). С 14 июня 2018 г. п.72 Положения утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448. |
Тем самым правила выбора субподрядчика, приведенные в Указе № 380 и Положении, применяются и для заказчиков (в том числе строительной организации частной формы собственности).
За нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве установлена административная ответственность. Так, непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 30 БВ, а на юридическое лицо - от 500 до 1 000 БВ (часть 2 ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При этом следует учитывать и содержание термина «строительство» для целей применения ст.21.17 названного Кодекса - под строительством объектов понимаются возведение, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, благоустройство, снос объектов, тем самым текущий ремонт исключен из сферы ее действия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение порядка закупок в строительстве предусмотрена ст.12.10 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособия-навигаторы см. здесь и здесь. |
25.07.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»