Вопрос-ответ от 09.04.2013
Автор: Хаданович А.

Какие индикаторы и корректировки критериев применяются банками для выявления подозрительных финансовых операций, регламентированных признаками подозрительности, характеризующими деятельность клиента?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Какие индикаторы и корректировки критериев применяются банками для выявления подозрительных финансовых операций, регламентированных признаками подозрительности, характеризующими деятельность клиента?

 

ОТВЕТ: Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций перечислены в п.32 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, предусмотренные п.32 (п.321 Инструкции).

Корректировка признаков осуществляется банками с учетом характера и основных направлений деятельности, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности. То есть каждый банк корректирует признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики своей деятельности и деятельности своей клиентуры.

Корректируя признаки подозрительности, банк должен помнить, что его система критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций должна быть адекватной. Показатели адекватности этой системы определены в части третьей п.321 Инструкции.

Рассмотрим, какие индикаторы и корректировки критериев применяются различными банками для выявления подозрительных финансовых операций, регламентированных следующими подпунктами п.32 Инструкции.

Подпункт 32.5. При проведении банком анкетирования чрезмерная озабоченность клиента вопросом конфиденциальности может выражаться в отказе от подписания вопросника либо в отказе от представления сведений для заполнения анкеты клиента в электронном виде. При осуществлении банком валютного контроля по указанному признаку подозрительности анализируется также факт непредставления либо несвоевременного представления клиентом (организацией, индивидуальным предпринимателем) сведений о поступивших денежных средствах по валютным операциям в сумме, равной либо превышающей 1 000 базовых величин.

 

Справочно

Размер базовой величины см. здесь.

 

Подпункт 32.8. При осуществлении банком валютного контроля критерий «несоответствие сведений» может быть применен к ситуации, когда сведения, представленные клиентом (организацией или индивидуальным предпринимателем) в банк по поступившему платежу (в т.ч. контракт, письма контрагента и т.п.), не соответствуют информации, содержащейся во входящем S.W.I.F.T.-сообщении. Это могут быть несоответствия в наименованиях отправителя платежа, банка-отправителя либо географические несоответствия информации об отправителе, банке-отправителе. Принимается во внимание также отсутствие информации о контрагенте клиента в средствах массовой информации, в сети Интернет.

Подпункт 32.10. Банки обращают внимание:

• на проведение несвойственной для клиента финансовой операции (например, совершение операции в наличной форме, если для клиента обычны безналичные платежи);

• несоответствие финансовой операции заявленным клиентом видам деятельности (например, расчеты за продукты питания, если приходные операции в основном связаны с расчетами за непродовольственные товары).

При анализе финансовых операций банк руководствуется как анкетными сведениями, так и сведениями о ранее совершенных клиентом финансовых операциях.

Подпункт 32.15. Банки, изучая представленные клиентами документы, обращают внимание на следующее:

• присутствие видимых признаков нарушения целостности документа (его ветхость и сильное загрязнение, подчистки);

• в оттиске печати присутствует точечность в изображении рисунка, нечеткость оттисков печатей и штампов;

• в оттиске печати отсутствует равномерность угла наклона букв и символов;

• отсутствие необходимых реквизитов (например, место совершения договора, дата, адреса сторон договора и т.п.);

• несоответствие реквизитов, указанных в бланках, фактическому названию юридического лица;

• разночтения в тексте различных экземпляров одного и того же документа (например, различные сведения о счете нерезидента в договоре и спецификации);

• наличие видимого отличия в исполнении подписи должностного лица, имеющего право подписывать финансовый документ (отсутствие уверенности в исполнении подписи);

• исправления и помарки в тексте документа, сокращенные записи.

Подпункт 32.31. Для анализа финансовых операций по этому признаку используются следующие индикаторы:

• переадресация платежа (замена бенефициара или банковских реквизитов бенефициара);

• представление других документов, служащих основанием для проведения финансовой операции (например, вместо договора поставки на условиях предоплаты представляется договор займа с тем же контрагентом);

• при осуществлении первого платежа по договору (в т.ч. если договор заключен ранее, но для платежа представлен в банк впервые) клиент (организация или индивидуальный предприниматель) представляет инструкцию об осуществлении платежа в пользу третьего лица по письму либо договору уступки права требования (перевода долга).

 

09.04.2013

 

Анжелика Хаданович, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь