


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Какие нарушения законодательства допускают банки при организации работы в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности?
ОТВЕТ: При проведении проверок банков выявляются следующие нарушения законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, на которые следует обратить внимание в целях их недопущения в дальнейшем:
1) несоответствие организационной структуры системы внутреннего контроля банка по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности требованиям нормативных правовых актов Национального банка РБ.
Например, отдел финансового мониторинга подчиняется исполнительному директору, не являющемуся членом правления банка, что не соответствует требованиям п.71 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции № 34 действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818; |
2) факты невыполнения работниками банка процедур внутреннего контроля при идентификации клиентов - юридических и физических лиц.
Например:
• в электронной базе данных анкет клиентов не заполнены либо неверно заполнены графы анкет, не внесены либо несвоевременно внесены сведения в анкеты клиентов (нарушены требования пп.14, 20, 28 Инструкции № 34);
• в отдельных случаях проверкой отмечен формальный подход работников банка к установленным правилами внутреннего контроля процедурам оценки степени риска работы с клиентом по 3-векторной модели распределения рисков, что привело к нарушению требований, установленных пп.23 и 24 Инструкции № 34. Неверная оценка значений векторов и, как следствие, занижение итоговой степени риска работы с клиентами влечет несвоевременную актуализацию банком содержащихся в анкетах клиентов сведений и негативно влияет на эффективность системы внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
3) факты невыполнения работниками банка процедур внутреннего контроля при выявлении и документальном фиксировании финансовых операций, подлежащих особому контролю. Среди них:
• нарушение сроков представления специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ, установленных абзацем 3 части первой ст.5 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности». Как правило, случаи нарушения сроков представления специальных формуляров выявляются банками самостоятельно в результате последующего контроля, что свидетельствует о достаточном уровне организации контроля в данном направлении.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 января 2015 г. следует руководствоваться ст.6 Закона РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»; |
• нарушение порядка заполнения специальных формуляров, установленного Инструкцией о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367;
• отдельные случаи невыполнения работниками банка порядка фиксирования решения о периодичности направления специальных формуляров по однотипным финансовым операциям в разделе «Служебная информация» электронной анкеты клиента (нарушение подп.15.3 п.15 Инструкции № 34);
4) факты невыполнения работниками отделения банка процедур внутреннего контроля при осуществлении банковских переводов по поручению физических лиц на сумму, равную или превышающую 100 базовых величин. Проверкой выявлено отсутствие информации о реквизитах документа, удостоверяющего личность отправителя, в электронных платежных документах (сообщениях типа МТ), сопровождающих международные и внутриреспубликанские банковские переводы физических лиц в иностранной валюте.
Например, банковские переводы физических лиц в сумме 4 000 долл. США, 11 600 евро и др. Данные факты свидетельствуют о нарушении требований части второй ст.5 вышеупомянутого Закона.
05.07.2013
Анжелика Хаданович, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь