Вопрос-ответ от 03.06.2013
Автор: Овсейко С.

Какие ограничения существуют для привлечения белорусской коммерческой организацией кредита в иностранном банке?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Какие ограничения существуют для привлечения белорусской коммерческой организацией кредита в иностранном банке?

 

ОТВЕТ: Основные ограничения на проведение таких операций содержатся в Законе РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон). После вступления в силу с 12 декабря 2009 г. изменений в Закон все заемно-кредитные операции попали в разряд связанных с движением капитала (далее - капитальные операции). В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не применяется больше свободный режим их осуществления.

Капитальные операции осуществляются резидентами на основании разрешения (лицензии) Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ), если только Нацбанк РБ не установил уведомительный или регистрационный порядок проведения таких операций (часть вторая ст.10 Закона).

Однако это лишь общие положения, которые конкретизируются в зависимости от сторон сделки и вида кредита. Кредиты, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - резидентами, могут предоставляться в одном из 2 порядков.

1. В разрешительном порядке в настоящее время осуществляется получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий (подп.18.8 п.18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, далее - Правила):

- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;

- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;

- в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

- сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

- исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

- кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны).

Для получения разрешения в Нацбанк РБ представляются следующие документы:

1) письменное заявление произвольной формы, заполненное машинописным текстом, включающее экономическое обоснование необходимости проведения операции;

2) копия кредитного договора, содержащего существенные условия такого договора, с указанием конечной даты исполнения обязательств по кредитному договору (договору займа), процентной ставки, юридических адресов и банковских реквизитов сторон. Копии дополнительных соглашений к кредитному договору и (или) договору займа (при их наличии).

2. В уведомительном порядке привлекаются займы (п.20 Правил), если они не «осложнены» указанными выше условиями (письмо Нацбанка РБ от 14.03.2005 № 31-14/344 «О займах»).

Суть уведомительного порядка заключается в том, что резидент до проведения расчетов (в течение 5 рабочих дней после зачисления средств) заполняет специальную форму уведомления и представляет ее в обслуживающий банк. Тот затем представляет соответствующую отчетность в Нацбанк РБ (пп.28, 29 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

 

Предоставление и погашение кредитов соприкасается с валютно-обменными операциями (покупка, продажа, конверсия иностранной валюты) в связи с требованиями обязательной продажи, целевым характером покупки и режимом специального счета для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте.

Что касается обязательной продажи, то ни получение займа (кредита), ни его (их) погашение не подпадают под понятие «выручка», как оно сформулировано в Указе Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты», поэтому не подлежат обязательной продаже. Более того, льготы по обязательной продаже предоставляются и в тех случаях, когда поступающая от нерезидентов по любым операциям валюта в течение 7 рабочих дней зачисляется на специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте, который предназначен для контроля за целевым использованием поступившей иностранной валюты, освобождаемой от обязательной продажи, если в дальнейшем она направляется на цели погашения задолженности получателя валюты перед нерезидентами либо банками-резидентами (подп.24.4 п.24 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129).

Относительно возможности приобретения иностранной валюты для целей предоставления либо погашения займа (кредита), то она имеется в случаях осуществления расчетов по сделкам, предусматривающим получение от нерезидентов кредитов и (или) займов в иностранной валюте (подп.20.10 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2018 г. Инструкция № 112 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.12.2017 № 538.

 

Существующий запрет на авансовые платежи по импорту, установленный постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», не распространяется на авансовые платежи в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами (письмо Нацбанка РБ от 15.04.2009 № 31-14/132 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2015 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2015 № 277 утратило силу постановление № 165, соответственно, субъектам хозяйствования разрешено совершение авансовых платежей по внешнеторговым договорам.

 

03.06.2013

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук