


Материал помещен в архив
КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ, ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Действующие способы государственного регулирования цен на товары для детей
В последние годы произошла заметная либерализация законодательства, регулирующего порядок формирования цен на территории Республики Беларусь. Либерализация затронула в том числе товары для детей.
В настоящее время государственное регулирование цен сохранено в отношении немногих видов товаров для детей.
Так, в утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, включено детское питание: сухие смеси, каши, консервы и соки (п.15 названного перечня). То есть Министерство торговли Республики Беларусь при необходимости вправе временно (на период не более 90 дней в течение 1 года) установить на указанное детское питание предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. следует руководствоваться п.23 перечня № 35 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. |
Что касается предельного норматива рентабельности, то такое ограничение установлено в отношении детского питания, производимого и реализуемого на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - реестр монополистов):
1) на республиканском уровне (приложение 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20; |
2) г. Минска (подп.7.5 п.7 приложения 1 к решению Минского городского исполнительного комитета от 30.01.2014 № 203).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2017 г. п.7 приложения 1 к решению № 203 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 23.02.2017 № 636 исключен; |
3) Гомельской области (п.1 приложения 3 к решению Гомельского областного исполнительного комитета от 06.12.2013 № 1180).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 декабря 2020 г. решение № 1180 на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 02.12.2020 № 953 утратило силу. |
Во всех трех случаях для организаций-монополистов предельный норматив рентабельности установлен в размере 15 %.
На детское питание, производимое и реализуемое на территории иных регионов Республики Беларусь (то есть не г. Минска и не Гомельской области) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр монополистов соответствующего региона, предельные нормативы рентабельности установлены следующими решениями:
Местный орган государственного управления | Дата и номер решения | Предельный норматив рентабельности, % | Примечание |
Брестский областной исполнительный комитет |
от 23.09.2011 № 937 |
25 |
Приложение 2 |
Витебский областной исполнительный комитет |
от 29.01.2014 № 43 |
25 |
Пункт 3 приложения 1 |
Гродненский областной исполнительный комитет |
от 17.02.2014 № 71 |
25 |
Пункт 1 приложения 1 |
Минский областной исполнительный комитет |
от 01.03.2016 № 184 |
25 |
Пункт 5 приложения 1 |
Могилевский областной исполнительный комитет |
от 20.02.2014 № 6-7 |
15 - хлебобулочные изделия, молоко и молочные товары; 25 - прочие товары |
Пункт 6 приложения 1 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2017 г. решение № 937 на основании решения Брестского областного исполнительного комитета от 11.05.2017 № 311 утратило силу. С 1 августа 2021 г. решением Витебского облисполкома от 21.07.2021 № 378 установлены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги). С 6 августа 2021 г. решением Гродненского облисполкома от 22.07.2021 № 375 установлены предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги). С 12 сентября 2021 г. следует руководствоваться предельными максимальными нормативами рентабельности, используемыми для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), согласно приложению к решению Минского облисполкома от 01.09.2021 № 763. С 7 марта 2024 г. действует решение Могилевского облисполкома от 20.02.2024 № 10-1 «О регулировании цен (тарифов) на социально значимые товары (услуги)». |
Для субъектов хозяйствования, не включенных в реестр монополистов (республиканского или местного уровня), норматив рентабельности законодательством не ограничен.
На какие товары для детей, производимые организациями-монополистами республиканского уровня, предельный норматив рентабельности не распространяется
Установленный Инструкцией № 121 предельный норматив рентабельности не распространяется (часть вторая п.51 Инструкции № 121):
• на товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности (например, на указанные товары будут установлены законодательством предельные максимальные отпускные цены и (или) предельные торговые надбавки);
• товары при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения в соответствии с подп.1.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. взамен Указа № 499 приняты Указ Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь»; |
• товары, производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
• иные новые товары - в течение 1 года со дня постановки этих товаров на серийное производство.
Дифференцирование рентабельности
По товарам, не относящимся к сезонным
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр монополистов, государственное регулирование цен на товары которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям (часть первая п.6 Инструкции № 121).
![]() |
Пример Организация, включенная в реестр монополистов, выпускает консервы мясные для детского питания. В марте 2016 г. были произведены следующие виды консервов: • «Говядина с кукурузной крупой» - 30 000 банок; • «Говядина с печенью» - 60 000 банок; • «Говядина с мясом цыплят» - 45 000 банок; • «Свинина с картофелем» - 45 000 банок. |
При формировании отпускных цен рентабельность на указанные консервы сложилась следующим образом:
Дифференцирование рентабельности | ||||||||
Наименование продукции | Объем выпуска, банок | Полная себестоимость, руб. | Рентабельность, % | Прибыль, руб. | Отпускная цена без НДС, руб. | |||
на одну банку | на весь выпуск (гр.2 х гр.3) | на одну банку (гр.3 х гр.5 / 100) |
на весь выпуск (гр.2 х гр.6) |
на одну банку (гр.3 + гр.6) |
на весь выпуск (гр.2 х гр.8) | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Говядина с кукурузной крупой |
30 000 |
10 652 |
319 560 000 |
15,7 |
1 672 |
50 160 000 |
12 324 |
369 720 000 |
2. Говядина с печенью |
60 000 |
10 399 |
623 940 000 |
14,2 |
1 477 |
88 620 000 |
11 876 |
712 560 000 |
3. Говядина с мясом цыплят |
45 000 |
9 843 |
442 935 000 |
16,1 |
1 585 |
71 325 000 |
11 428 |
514 260 000 |
4. Свинина с картофелем |
45 000 |
7 854 |
353 430 000 |
14,4 |
1 131 |
50 895 000 |
8 985 |
404 325 000 |
ВСЕГО |
180 000 |
Х |
1 739 865 000 |
15,0 (100 х гр.7 / гр.4) |
Х |
261 000 000 (гр.9 - гр.4) |
Х |
2 000 865 000 |
Как видим, по позициям 1 и 3 рентабельность превысила предельный норматив в 15 %. Вместе с тем за счет того, что по позициям 2 и 4 рентабельность составила менее 15 %, в целом по товарной позиции «консервы мясные для детского питания», по которой организация включена в реестр монополистов, рентабельность не превысила установленный законодательством предельный норматив. Поэтому реализация товарных позиций 1 и 3 с рентабельностью свыше 15 % допускается (нарушением не является).
По товарам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр монополистов, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (часть вторая п.6 Инструкции № 121).
То есть в определенные промежутки времени в течение отчетного периода фактическая рентабельность может либо превышать установленный законодательством предельный норматив (как правило, в сезон), либо быть ниже предельного норматива рентабельности (обычно вне сезона). В целом же за отчетный период отношение общей суммы прибыли к общей сумме полной себестоимости продукции не должно превышать установленное ограничение по рентабельности.
30.03.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»