Вопрос-ответ от 15.06.2010
Автор: Шкирман С.

Какие расходы подразумеваются под термином «расходы на транспортировку» в Положении об упрощенной системе налогообложения, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Частное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), занимается розничной торговлей через интернет-магазин товарами, доставляемыми из-за границы. Автомобиль, на котором доставляются товары от поставщика до склада организации, арендован у физического лица на возмездной основе.

На основании Положения № 119 покупная стоимость товаров может быть увеличена на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение) при условии их документального подтверждения. Из письма МНС РБ от 24.03.2009 № 2-2-24/212 «О применении упрощенной системы налогообложения» (далее - письмо № 2-2-24/212) следует, что увеличение покупной стоимости производится в т.ч. на расходы по транспортировке, осуществляемой собственным транспортом.

У частного предприятия возникают следующие расходы по транспортировке импортируемого товара:

арендная плата за автомобиль, рассчитанная пропорционально времени, затраченному на доставку товара;

стоимость дизельного топлива, израсходованного автомобилем согласно данным путевого листа в процессе доставки товара на склад;

командировочные расходы экспедитора (он же водитель), отправленного за получением и доставкой товара;

расходы при пересечении границы по страхованию автомобиля.

Какие расходы подразумеваются под термином «расходы на транспортировку» в Положении № 119?

 

ОТВЕТ: С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса РБ (далее - НК), в связи с чем Указ № 119 утратил силу. С этой даты порядок исчисления и уплаты налога при УСН регулируется ст.285-291 (глава 34) Особенной части НК.

В соответствии с п.5 ст.288 Особенной части НК организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, валовая выручка которых не превышает 1 090 млн.бел.руб. в год, осуществляющие розничную торговлю, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой, определяемой в соответствии с п.2 ст.288 Особенной части НК, и покупной стоимостью товаров, реализованных за отчетный период.

При этом покупная стоимость товаров определяется как цена их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение) при условии их документального подтверждения.

В действующем законодательстве не существует исчерпывающего перечня расходов, включаемых в состав расходов на транспортировку. Вместе с тем в письме № 2-2-24/212 отмечено, что в ситуации, когда речь идет о затратах по приобретению товаров, покупную стоимость могут увеличивать только расходы, необходимость осуществления которых возникла в процессе приобретения товаров и их доставки к месту хранения (складу покупателя). Расходы по дальнейшему хранению товаров на складе, в т.ч. арендованном, расходы по транспортировке этих товаров со склада к месту реализации (в магазин, иной торговый объект) и иные виды расходов, осуществляемые по отношению к уже приобретенным и доставленным к месту хранения товарам, покупную стоимость не увеличивают.

Таким образом, законодательство не запрещает увеличивать покупную стоимость ввезенных товаров на все перечисленные в вопросе виды расходов, если эти расходы подтверждены первичными учетными документами и расчетами. При этом такие расходы не обязательно должны быть отнесены к расходам на транспортировку, но должны быть непосредственно связаны с доставкой товаров на склад организации.

В случае возникновения разногласий с проверяющими стоит обратить внимание на п.7 ст.3 Общей части НК, согласно которому в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

 

15.06.2010 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.