Вопрос-ответ от 16.09.2015
Автор: Гадлевская Е.

Какие выплаты относятся к дополнительным выплатам стимулирующего характера, лишение которых предусмотрено в качестве меры дисциплинарного взыскания согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5? Возможно ли одновременно объявить работнику выговор и лишить его премии?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: 1. Какие выплаты относятся к дополнительным выплатам стимулирующего характера, лишение которых предусмотрено в качестве меры дисциплинарного взыскания согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 (далее - Декрет № 5)?

2. Возможно ли одновременно объявить работнику выговор и лишить его премии?

 

ОТВЕТ: 1. Премии (выплаты), которые установлены работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.

Содержание норм Декрета № 5 дает основание полагать, что к указанным выплатам следует относить только те, которые установлены работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, в соответствии с подп.3.1 п.3 Декрета № 5. Это связано с тем, что и в подп.3.1, и в подп.3.3 п.3 Декрета № 5 для обозначения соответствующих выплат употребляется один и тот же термин - дополнительные выплаты стимулирующего характера.

2. Нет, нельзя.

С 1 января 2015 г. Декретом № 5 установлена новая мера дисциплинарного взыскания - лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3 п.3 Декрета № 5).

Однако комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к Декрету № 5, опубликованный на официальном сайте данного Министерства (далее - Комментарий), весьма расширенно толкует понятие дополнительных выплат стимулирующего характера, о которых идет речь в подп.3.3 п.3 Декрета № 5. К указанным выплатам Комментарий относит, в частности:

• ежемесячные, ежеквартальные премии;

повышение тарифной ставки (оклада) до 50 % согласно подп.2.5 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29).

Таким образом, например, несмотря на то, что лишение премии не является дисциплинарным взысканием, Комментарий позволяет сделать обратный вывод (часть четвертая ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 части первой ст.2612 ТК.

 

Обратите внимание!

В случае если премии следует относить к дополнительным выплатам стимулирующего характера, как того требует Комментарий, то лишение премии будет дисциплинарным взысканием в соответствии с подп.3.3 п.3 Декрета № 5. Следовательно, исходя из требований части третьей ст.199 ТК, после вступления в силу Декрета № 5 недопустимо, например, одновременное объявление работнику выговора и лишение его премии, как это было возможно ранее (часть четвертая ст.198 ТК). В случае объявления работнику выговора лишение его премии не допускается, так же как и в случае лишения работника премии ему не может быть объявлен выговор.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. из части четвертой ст.198 ТК слово «нормативными» исключено, ст.199 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Представляется, что, учитывая указанные выше положения Комментария, на практике лишить работника премии будет достаточно проблематично. Из положений Комментария следует, что лишение премии должно быть оформлено как наложение на работника дисциплинарного взыскания с соблюдением всех норм ТК о дисциплинарной ответственности. В данном случае дисциплинарное взыскание налагается на основании подп.3.3 п.3 Декрета № 5.

Вместе с тем ни в подп.3.3 п.3 Декрета № 5, ни в других нормах Декрета № 5 про лишение работников премий прямо не упоминается, а часть четвертая ст.198 ТК лишение премий исключает из числа дисциплинарных взысканий. Кроме того, Комментарий не является нормативным правовым актом, в связи с чем он не может быть положен в основу приказа нанимателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания в виде лишения премии.

Лишить же работника премии в качестве меры воздействия, не являющейся дисциплинарным взысканием, с точки зрения Комментария также не представляется возможным. Поскольку Комментарий относит лишение премии к дисциплинарным взысканиям, то его, как и другие виды дисциплинарных взысканий, надлежит применять с соблюдением всех норм ТК о привлечении работника к дисциплинарной ответственности. Учитывая изложенное противоречие, а также отсутствие на сегодняшний день масштабной судебной практики в области применения Декрета № 5, представляется, что во избежание нарушений законодательства и конфликтных ситуаций с работниками нанимателям не следует применять к работникам такую меру воздействия, как лишение премии.

Однако следует отметить, что наниматель обязан привлечь работника к дисциплинарной ответственности, в том числе лишить его премии, по требованию государственных органов (организаций), перечисленных в подп.5.1-5.3 п.5 Декрета № 5.

К дополнительным выплатам стимулирующего характера Комментарий относит также повышение тарифной ставки в соответствии с абзацем 3 подп.2.5 п.2 Декрета № 29. Вместе с тем представляется, что указанное повышение тарифной ставки (оклада) и дополнительные выплаты стимулирующего характера, о которых идет речь в подп.3.1 п.3 Декрета № 5, имеют ряд отличий, а именно:

1) дополнительные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам в связи с недопущением ими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, в то время как повышение тарифной ставки устанавливается в связи с контрактной формой найма;

2) размер дополнительных выплат стимулирующего характера законодательством не ограничен, в то время как повышение тарифной ставки в соответствии с абзацем 3 подп.2.5 п.2 Декрета № 29 устанавливается не более чем на 50 %;

3) дополнительные выплаты стимулирующего характера осуществляются за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет. Повышение тарифной ставки (оклада) в соответствии с абзацем 3 подп.2.5 п.2 Декрета № 29 относится к затратам, учитываемым при налогообложении.

Таким образом, лишение работника, работающего по контракту, повышения тарифной ставки (оклада) противоречит правовой природе контрактной формы найма. Последняя сама по себе определенным образом ухудшает правовое положение работника по сравнению с работниками, работающими по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. Повышение тарифной ставки (оклада) является одной из форм компенсации работнику за ухудшение его правового положения и обусловлено исключительно заключением с работником контракта, но не наличием или отсутствием нарушений работником трудовой дисциплины.

Тем не менее из Комментария следует вывод, что к работнику, нарушившему трудовую дисциплину, может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения повышения тарифной ставки (оклада), установленного в соответствии с абзацем 3 подп.2.5 п.2 Декрета № 29. Учитывая то, что Комментарий не является нормативным правовым актом, во избежание неправильного применения норм законодательства и конфликтных ситуаций с работниками нанимателям целесообразно не применять к работникам указанное дисциплинарное взыскание. Однако следует отметить, что наниматель обязан привлечь работника к дисциплинарной ответственности, в том числе лишить его повышения тарифной ставки (оклада) по контракту, по требованию государственных органов (организаций), перечисленных в подп.5.1-5.3 п.5 Декрета № 5.

 

16.09.2015

 

Елена Гадлевская, юрист