


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каким образом определяется стоимость работ при проведении сертификации одной и нескольких систем управления?
ОТВЕТ: Стоимость работ по сертификации формируется на основании трудозатрат.
Так, например, в Национальной системе подтверждения соответствия стоимость работ по сертификации систем управления устанавливается на основании трудоемкости работ, определенной органом по сертификации с учетом норм согласно приложению В к ТКП 5.1.05-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23) (п.12.3 ТКП 5.1.05-2012).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2018 г. ТКП 5.1.05-2012 на основании постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.05.2018 № 30 утратил силу. |
Трудоемкость работ по сертификации систем управления (продолжительность аудита) - фактическое время, измеряемое в человеко-днях, необходимое для осуществления деятельности по аудиту. Продолжительность аудита включает время, проведенное непосредственно в аудируемой организации, и время, проведенное вне организации-заявителя и затраченное на планирование аудита, анализ документации, общение с персоналом организации-заявителя и оформление документации по аудиту.
Аспекты, влияющие на стоимость работ по сертификации:
1) фактическая численность персонала аудируемой организации-заявителя. Данный аспект используется в качестве основы для расчета продолжительности аудита. Под фактической численностью персонала следует понимать общее число сотрудников организации-заявителя, занятых полный рабочий день и задействованных в области применения системы управления.
Расчет базовой продолжительности первичной сертификации (включая первый и второй этапы), например, систем управления охраной труда (СУОТ), приведен в таблице В.6 приложения В к ТКП 5.1.05-2012;
2) базовая продолжительность первичного сертификационного аудита.
Она указывается:
• для СУОТ - в зависимости от класса риска в области охраны труда (высокого, среднего, низкого и ограниченного классов рисков) (таблица В.7 приложения В к ТКП 5.1.05-2012);
• для системы управления окружающей средой (СУОС) - в зависимости от категорий, сложности экологических аспектов организации-заявителя с точки зрения их характера и значимости (таблица В.4 приложения В к ТКП 5.1.05-2012).
В приложении В к ТКП 5.1.05-2012 представлена основа для расчета, которую следует использовать органам по сертификации при составлении внутренних документов СУОТ, СУОС и других систем управления, определения времени аудита с учетом специфики аудируемых организаций-заявителей.
Органы по сертификации должны определять продолжительность проведения первого и второго этапа сертификации, инспекционных контролей и повторной сертификации по каждой организации-заявителю;
3) различные повышающие и понижающие факторы. Базовая продолжительность аудита всех систем управления корректируется с учетом факторов, относящихся к организации-заявителю, путем применения соответствующих коэффициентов, увеличивающих или уменьшающих базовое значение продолжительности аудита. Корректирующий коэффициент устанавливается органом по сертификации. Расчет продолжительности аудитов с учетом корректировок должен оформляться документально.
Факторы, увеличивающие продолжительность аудита СУОТ:
• сложная логистика с использованием более чем одного здания, площадки или территории, на которой осуществляется деятельность;
• персонал организации-заявителя, говорящий более чем на одном языке (что требует привлечения переводчика(ов) или препятствует самостоятельной работе отдельных экспертов-аудиторов);
• большая площадка относительно численности персонала (например, лесной массив);
• высокая степень законодательного регулирования;
• СУОТ, охватывающая сложные процессы или большое количество различных видов деятельности, и т. д.
Факторы, сокращающие продолжительность аудитов СУОТ:
• небольшая площадка относительно численности персонала (например, только комплекс административных зданий);
• высокая степень зрелости СУОТ;
• комбинированный аудит системы управления, состоящей из двух или нескольких совместимых систем;
• риски возникновения несчастных случаев и для здоровья персонала при выполнении работы ниже, чем это принято для экономической области деятельности организации и т. п.
Организации вправе ознакомиться с проведенным органом по сертификации расчетом трудоемкости работ по сертификации любой системы управления (в том числе СУОТ) и настаивать на исключении факторов, влияющих на продолжительность проведения аудита и отсутствующих в организации (например, посещение временных площадок при их отсутствии).
Отличие в стоимости работ также возможно и из-за различной стоимости человека-дня специалистов, а также из-за других внутренних документов организации, устанавливающих правила расчетов и формирований калькуляций;
4) стоимость работ по сертификации нескольких систем управления. Она зависит в первую очередь от количества аудитов, которые проводятся в организации. То есть сертификацию, например, трех систем управления организации (допустим, системы менеджмента качества (СМК), СУОС и СУОТ) можно провести следующими способами:
- три отдельных аудита (СМК, СУОС, СУОТ);
- два аудита (один из аудитов комбинированный: СМК, СУОТ+СУОС);
- один комбинированный аудит (СМК+СУОС+СУОТ).
То же относится к аудитам, проводимым при инспекционном контроле.
Организациям для снижения финансовых, а также временных затрат (снижается количество времени, потраченное на аудиты) следует воспользоваться возможностью проведения комбинированных (интегрированных) аудитов.
При проведении комбинированных аудитов нескольких систем управления, в том числе интегрированных, суммарная трудоемкость может быть сокращена до 20 % (в зависимости от степени интеграции систем управления). Сокращение продолжительности аудита должно оформляться органом по сертификации документально.
![]() |
Справочно Комбинированный аудит - это аудит организации-заявителя на соответствие требованиям двух или более технических нормативных правовых актов на системы управления одновременно. Интегрированный аудит - организация-заявитель объединяет применение требований двух или более технических нормативных правовых актов на системы управления в одной системе управления, и аудит проводится на соответствие нескольким техническим нормативным правовым актам (п.3.15 ТКП 5.1.05-2012). Отмечая оговорку о степени интеграции систем управления, примером максимальной степени интеграции может являться, например, единое Руководство по системе менеджмента качества и системе управления охраной труда (для двух систем управления), оформленное в организации малого предпринимательства. Принимая во внимание изложенное, отдельными органами по сертификации для организаций, имеющих две и более сертифицированные системы управления (либо имеющих намерение сертифицировать две и более сертифицированные системы управления), комбинированный аудит может не предлагаться - организация вправе направить письменное уведомление о проведении комбинированного аудита в сертифицировавший ее орган. |
30.11.2015
Виктор Бирюк, эксперт-аудитор