


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каким образом осуществляется нормирование тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих в целях ценообразования?
ОТВЕТ: При нормировании расходов на оплату труда в целях ценообразования прежде всего следует руководствоваться подп.3.3 п.3 постановления Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (далее - Постановление № 1651), которым определено, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями, независимо от форм собственности, кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями, включаются выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам (с учетом выполнения норм труда не более чем на 200 %), исчисленным исходя из тарифной ставки 1-го разряда, не превышающей ее предельного размера, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников РБ (далее - ЕТС).
Базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе утвержден п.1 Постановления № 1651 в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке.
Например, в период с 1 мая по 31 июля 2008 г. бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения утвержден постановлением Совета Министров РБ от 29.04.2008 № 621 в размере 231 160 руб.
Распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам ЕТС приведено в приложении 1 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (далее - Инструкция № 123).
Коммерческим организациям частной формы собственности при включении расходов на оплату труда в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, также рекомендуется соблюдать данный норматив.
Обращаем внимание, что в случае уменьшения размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда не изменяется.
Не лишним будет напомнить, что базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда может быть увеличен на дифференцированный коэффициент, установленный п.2 Постановления № 1651 в зависимости от основного вида экономической деятельности организации. Размеры дифференцированных коэффициентов для различных видов экономической деятельности приведены в приложении к Постановлению № 1651.
Увеличивать базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда на дифференцированный коэффициент не вправе коммерческие организации, перечисленные в приложении к постановлению Совета Министров РБ от 04.07.2005 № 738, которым базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда повышен в соответствии с п.1 названного постановления.
С учетом вышеизложенного, рассмотрим порядок нормирования тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих в целях ценообразования на следующих условных примерах.
Пример 1
В июне 2008 г. в коммерческой организации, осуществляющей производство мебели, используется тарифная ставка 1-го разряда в размере 230 000 руб. Применение дифференцированного коэффициента, приведенного в приложении к Постановлению № 1651, увеличивает ее до 264 500 руб. (230 000 х 1,15).
Так как используемая в организации тарифная ставка 1-го разряда меньше установленного законодательством базового предельного норматива (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет в июне 2008 г. 231 160 руб.), то рассчитанные в данной организации тарифные ставки рабочих, должностные оклады служащих учитываются при формировании цены в полном размере.
Допустим, оплата труда одного из рабочих рассматриваемой организации осуществляется по 6-му разряду. В таком случае его тарифная ставка составит 502 550 руб. (264 500 х 1,9, где 1,9 - тарифный коэффициент для 6-го разряда согласно ЕТС). Рассчитанная сумма учитывается при формировании отпускной цены на выпускаемую продукцию в полном размере.
Пример 2
В июле 2008 г. в коммерческой организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт автомобилей, тарифная ставка 1-го разряда составляет 288 950 руб. Применение дифференцированного коэффициента, приведенного в приложении к Постановлению № 1651, увеличивает ее до 346 740 руб. (288 950 х 1,2).
Оплата труда одного из работников такой организации осуществляется по 11-му тарифному разряду. Согласно ЕТС тарифный коэффициент в этом случае равен 2,65. При таких исходных данных должностной оклад работника составляет 918 861 руб. (346 740 х 2,65).
Чтобы установить, в каком размере в рассматриваемой ситуации расходы на оплату труда могут быть учтены при формировании цены, прежде всего следует сравнить базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда (т.е. установленный законодательством на июль 2008 г. бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения) с применяемой в организации тарифной ставкой 1-го разряда.
В нашем случае базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда равен 80 % (100 % х 231 160 / 288 950) от применяемой в организации тарифной ставки 1-го разряда. Соответственно лишь часть рассчитанных тарифных ставок рабочих, должностных окладов служащих в размере 80 % может быть учтена при ценообразовании. В рассматриваемом примере должностной оклад работника включается в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, лишь в сумме 735 089 руб. (918 861 х 80 %). Оставшаяся часть в размере 183 772 руб. (918 861 - 735 089) в ценообразовании не участвует и относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.
Для того чтобы в организации расходы на оплату труда учитывались при ценообразовании в полном размере, рекомендуется тарифную ставку 1-го разряда устанавливать в размере, не превышающем базовый предельный норматив (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения). Повышения размера доходов работников организации до величины, адекватной сложившемуся в организации уровню оплаты труда, желательно добиваться применением различных видов надбавок, доплат и премий, предусмотренных Инструкцией № 123 и иными нормативными правовыми актами.
15.07.2008 г.
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» на основании постановлений Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 103 (с 28 января 2009 г.) и от 06.09.2010 № 1285 (с 1 сентября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратило силу.
С 1 сентября 2010 г. постановление Совета Министров РБ от 04.07.2005 № 738 «О повышении базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда для отдельных коммерческих организаций» на основании постановления Совета Министров РБ от 06.09.2010 № 1285 утратило силу.