


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каким образом разрешается конфликт интересов между заказчиком и участниками процедур государственных закупок?
ОТВЕТ: Конфликт интересов - это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (ст.1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», далее - Закон № 305-З).
Законом № 305-З определен порядок действий на случай возникновения конфликта интересов. Так, государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации.
В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственного органа, иной организации вправе:
• дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
• отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
• перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
• поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
• принять иные меры, предусмотренные актами законодательства (части первая, третья ст.21 Закона № 305-З).
С точки зрения Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) разрешение возможного конфликта интересов обеспечивается нормами п.3 ст.14, в котором перечислены случаи, когда юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не может выступать в качестве участников процедур государственных закупок.
Законом № 419-З также предусмотрено, что членами комиссии, создаваемой для проведения процедур государственных закупок, не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения, работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области (часть первая п.3 ст.19 Закона № 419-З).
В отсутствие иных специальных правил об устранении конфликта интересов в Законе № 419-З при подготовке документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, при принятии решений комиссией в конкретных процедурах необходимо учитывать нормы ст.1, 21 Закона № 305-З.
27.10.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»