


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В соответствии со ст.58 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее - Закон № 305-З) для совершения нотариальных действий не принимаются документы:
• имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления;
• выполненные с нарушением правил делопроизводства;
• содержащие сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию граждан, а также деловую репутацию юридических лиц;
• не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь.
Каким требованиям законодательства должен соответствовать акт сверки расчетов с включенной в него неустойкой (необходимо ли наличие двух подписей - директора и главного бухгалтера, должен ли быть приведен подробный расчет неустойки в акте сверки или достаточно направленной одновременно с актом сверки письменной претензии с расчетом неустойки)?
ОТВЕТ: Единая форма акта сверки расчетов законодательством Республики Беларусь не предусмотрена.
Вместе с тем в п.25 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737, установлено, что акт сверки расчетов должен быть подписан взыскателем и должником и скреплен печатями (при их наличии).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). С 11 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, согласно приложению 1 к постановлению Совмина от 13.06.2024 № 418. Комментарий см. здесь. |
Что означает «подписан взыскателем и должником»? Можно с учетом нормы аналогии права для составления актов сверки воспользоваться формой акта сверки расчетов между арендаторами (лизингополучателями) и арендодателями (лизингодателями) по сельскохозяйственной технике, полученной в долгосрочную аренду (финансовую аренду (лизинг)) в период с 1 января 1996 г. по 31 декабря 2004 г. (приложение 1 к постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30.08.2006 № 56), в которой предусмотрено проставление подписей руководителем и главным бухгалтером каждой из сторон.
Вместе с тем каждое юридическое лицо обладает гражданской правосубъектностью, которая реализуется посредством исполнения работниками этого юридического лица своих должностных обязанностей. Должностные обязанности, как правило, закрепляются в локальных правовых актах, которые издаются руководящими органами юридического лица. При отсутствии законодательных ограничений в локальных правовых актах полномочие подписывать акты сверки может быть закреплено за любым работником. При этом нельзя не отметить, что акт сверки, подписанный руководителем и главным бухгалтером каждой из сторон, вызывает у нотариуса, который в соответствии со ст.8 Закона № 305-З независим в оценке представленных ему документов, куда меньше сомнений в том, что данным документом подтверждается признание должником задолженности.
![]() |
Справочно На эту тему см. также: • «Основные правила документального оформления зачета»; • «Вправе ли взыскатель обратиться в экономический суд с заявлением о возбуждении приказного производства, если акт сверки расчетов подписан с одной стороны руководителем организации-кредитора, а с другой - главным бухгалтером организации-должника?».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2016 г. Закон № 305-З на основании Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 355-З изложен в новой редакции. Нормы ст.8 и 58 прежней редакции соответствуют нормам ст.8 и 66 новой редакции Закона № 305-З. |
14.09.2015
Виктория Третьяк, консультант организационно-правового отдела Белорусской нотариальной палаты