


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каков порядок наложения хозяйственным судом штрафа на виновное лицо по ходатайству управляющего в соответствии со ст.52 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) в контексте административного законодательства?
ОТВЕТ: Ответственность за неисполнение должником обязанностей, предусмотренных частями первой, второй и третьей ст.8, частью второй ст.32, ст.92, частью четвертой ст.96, частью третьей ст.106 и частью третьей ст.247 Закона, закреплена в ст.12.13 «Неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя (далее - ИП) или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть первая ст.12.13 КоАП).
Сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества ИП или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам), совершенные этим ИП или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть вторая ст.12.13 КоАП).
Совершенные при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) сокрытие, повреждение или уничтожение имущества ИП или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, либо сокрытие сведений о наличии имущественных обязательств перед кредиторами или сведений о наличии имущественных обязательств перед этим ИП или этим юридическим лицом, а равно нарушение установленных законодательством порядка или условий отчуждения такого имущества или совершения иных сделок с ним влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть третья ст.12.13 КоАП).
Неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть четвертая ст.12.13 КоАП).
Подача в хозяйственный суд заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), содержащего заведомо недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, влечет наложение штрафа в размере 50 БВ, а на юридическое лицо - 500 БВ (часть пятая ст.12.13 КоАП).
Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, имеющих недостаточную квалификацию, препятствующую выполнению функции временного (антикризисного) управляющего, а также кандидатур временных (антикризисных) управляющих, которые своей деятельностью причинили вред должнику, или кредитору, или интересам государства, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть шестая ст.12.13 КоАП).
Воздействие в какой-либо форме на временного (антикризисного) управляющего в целях воспрепятствования исполнению им обязанностей временного (антикризисного) управляющего, если это деяние не влечет уголовной ответственности, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть седьмая ст.12.13 КоАП).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 500 БВ (часть восьмая ст.12.13 КоАП).
Неисполнение предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанностей при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных частями первой-восьмой ст.12.13 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, а на юридическое лицо - от 40 до 100 БВ (часть девятая ст.12.13 КоАП).
Порядок ведения административного процесса регламентирован Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.12.13 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:
- органов Комитета государственного контроля РБ (далее - органы КГК) по частям первой-четвертой, шестой, седьмой и девятой ст.12.13 КоАП (п.16 части первой ст.3.30 ПИКоАП);
- органов Министерства экономики РБ (далее - органы Минэкономики) по частям первой-четвертой и седьмой-девятой ст.12.13 КоАП (п.63 части первой ст.3.30 ПИКоАП);
- секретарь судебного заседания - помощник судьи по частям пятой-восьмой ст.12.13 КоАП (п.4 части второй ст.3.30 ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.12.13 КоАП, рассматриваются:
- единолично судьей хозяйственного суда (часть вторая ст.3.2 ПИКоАП);
- органами КГК об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой-четвертой, шестой, седьмой и девятой ст.12.13 КоАП (часть первая ст.3.7 ПИКоАП), протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов КГК.
Поводами к началу административного процесса согласно части первой ст.9.1 ПИКоАП являются:
1) заявление физического лица;
2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
Учитывая изложенные нормы, возможны три алгоритма наложения административного взыскания за правонарушения, предусмотренные ст.12.13 КоАП.
1. Хозяйственным судом:
а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями пятой-восьмой ст.12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, либо сообщает о правонарушении непосредственно в судебном заседании, с соблюдением требований ст.9.3 ПИКоАП;
б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП), секретарь судебного заседания - помощник судьи хозяйственного суда составляет протокол об административном правонарушении;
в) позяйственным судом выносится одно из постановлений, предусмотренных ст.11.10 ПИКоАП.
2. Органами КГК:
а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями первой-четвертой, шестой, седьмой и девятой ст.12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в органы КГК, с соблюдением требований ст.9.3 ПИКоАП;
б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП), должностным лицом органа КГК составляется протокол об административном правонарушении;
в) органом КГК выносится одно из постановлений, предусмотренных ст.11.10 ПИКоАП.
3. Органами Минэкономики:
а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями первой-четвертой, седьмой-девятой ст.12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в органы Минэкономики, с соблюдением требований ст.9.3 ПИКоАП;
б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП), должностным лицом органа Минэкономики составляется протокол об административном правонарушении;
в) дело об административном правонарушении в соответствии со ст.10.30 ПИКоАП направляется в хозяйственный суд либо орган КГК;
г) хозяйственным судом либо органом КГК выносится одно из постановлений, предусмотренных ст.11.10 ПИКоАП.
30.04.2009 г.
Денис Дулуб, главный специалист Главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
От редакции: В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 15.06.2009 № 26-З (с 3 июля 2009 г.), от 31.12.2009 № 114-З (с 1 января 2010 г.), от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 25.11.2011 № 317-З (с 6 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.), от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.), от 26.05.2012 № 376-З (с 5 сентября 2012 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 25 января 2013 г. Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З утратил силу.