


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «МВ»): Каков порядок установки средства контроля налоговых органов в кассовое оборудование?
ОТВЕТ: Установка, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов (СКНО) осуществляются республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее - РУП) на основании гражданско-правового договора (далее - договор), заключенного между РУП и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг с применением кассового оборудования (далее - субъект предпринимательской деятельности) (п.3 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9, далее - Инструкция № 9).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 9 в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 9. Комментарий см. здесь. |
Для установки, обслуживания, снятия СКНО субъекты предпринимательской деятельности обязаны:
• обеспечить доступ к кассовому оборудованию для установки, обслуживания и снятия СКНО;
• предоставить эксплуатационную документацию, необходимую для выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных договором (п.4 Инструкции № 9).
Субъекты предпринимательской деятельности не вправе вмешиваться в работу СКНО, отключать, снимать его самостоятельно либо воздействовать на СКНО каким-либо иным способом (п.5 Инструкции № 9).
Средство контроля налоговых органов устанавливается в кассовое оборудование согласно п.6 Инструкции № 9 в срок, не превышающий 10 дней со дня заключения договора, если иное не предусмотрено договором.
Оно устанавливается в кассовое оборудование при условии нахождения модели (модификации) данного кассового оборудования в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Средство контроля налоговых органов устанавливается в специально предусмотренный внутренний отсек кассового оборудования либо крепится снаружи к кассовому оборудованию, подключается к разъему, определенному в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, и пломбируется (п.13 Инструкции № 9).
Оно считается установленным с момента поступления в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования (СККО) (далее - ЦОД СККО) информации о работоспособности установленного в кассовое оборудование СКНО (п.14 Инструкции № 9).
Обслуживание СКНО, установленного в кассовое оборудование, осуществляется РУП в дистанционном режиме посредством использования информации о состоянии СКНО, поступающей в ЦОД СККО, либо с выездом по месту нахождения кассового оборудования. В случае невозможности передачи информации кассового оборудования посредством СКНО в ЦОД СККО в дистанционном режиме по техническим причинам РУП обязано не реже одного раза в квартал обеспечить передачу указанной информации в ЦОД СККО (п.15 Инструкции № 9).
В случае выявления факта неисправности СКНО, установленного в кассовое оборудование, РУП не позднее следующего дня уведомляет субъекта предпринимательской деятельности о необходимости устранения неисправности СКНО либо его замены. При необходимости РУП согласовывает сроки устранения неисправности СКНО либо его замены с центром технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым субъектом предпринимательской деятельности заключен соответствующий договор, для проведения работ по устранению неисправности либо замены СКНО на исправное (п.16 Инструкции № 9).
При получении информации о неисправности СКНО РУП устраняет неисправность или заменяет СКНО на исправное в срок, не превышающий 3 дней со дня получения информации о неисправности.
В соответствии с п.20 Инструкции № 9 в ЦОД СККО посредством использования СКНО, установленного в кассовое оборудование, передается информация:
• об осуществлении продаж товара (работ, услуг);
• о выполнении административных кассовых операций:
- служебное внесение денег;
- служебная выдача (изъятие) денег;
- возврат и аннулирование;
• о выполнении операции закрытия смены (суточный (сменный) отчет).
Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» при заключении договора с субъектом предпринимательской деятельности вносит в ЦОД СККО следующую информацию:
• наименование юридического лица, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;
• учетный номер плательщика, использующего кассовое оборудование;
• адрес места нахождения кассового оборудования;
• тип (вид) объекта (при наличии), в котором используется кассовое оборудование;
• наименование модели (модификации) кассового оборудования;
• заводской номер кассового оборудования;
• сведения о показаниях нарастающего оборота кассового оборудования на дату установки СКНО;
• сведения о центре технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, с которым у субъекта предпринимательской деятельности заключен соответствующий договор.
Республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» установлены следующие тарифы за подключение кассового оборудования к СККО и информационное обслуживание:
• залоговая стоимость СКНО для субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование (таксометры) в автомобилях-такси, составляет 150 руб., для остальных субъектов хозяйствования - 130 руб.;
• подключение одной единицы кассового оборудования к СККО - 8 руб.;
• абонентская плата в месяц составляет 2 руб.;
• плата за информационное обслуживание - 5 руб.
В соответствии с договором, заключаемым между РУП и субъектом хозяйствования, использующим кассовое оборудование, за СКНО вносится залоговая стоимость.
![]() |
Справочно Залоговая стоимость - это определенная стоимость устройства СКНО, вносимая субъектом хозяйствования на счет РУП в качестве обеспечения субъектом хозяйствования обязательств по надлежащей эксплуатации и возврату СКНО. |
При снятии СКНО и отключении кассового оборудования от СККО залоговая стоимость возвращается субъекту хозяйствования. Такой механизм является наиболее приемлемым для субъектов хозяйствования, так как не влечет для них затрат, связанных с приобретением СКНО, и обеспечивает гарантированный возврат денежных средств, внесенных в виде залоговой стоимости, при прекращении использования кассового оборудования и возврате СКНО в РУП в исправном состоянии.
Система контроля кассового оборудования позволяет предоставить программные сервисы, обеспечивающие анализ структуры и размеров выручки, самим субъектам хозяйствования. Внедрение СККО позволяет отказаться от таких морально устаревших инструментов контроля и учета, как ведение книги кассира, формирование и хранение контрольных лент кассового оборудования, отменить действие норм по замене кассового оборудования, что способствует сокращению расходов субъектов хозяйствования.
Срок использования кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин в налоговом органе, а также запрет, связанный с данным сроком, действуют с 1 января 2018 г. (подп.2.4 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования», далее - постановление № 924/16).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. срок использования кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, а также запрет, связанный с данным сроком, действуют с 1 января 2020 г. (подп.2.4 п.2 постановления № 924/16, с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9). Следует руководствоваться постановлением № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9. Комментарий см. здесь. |
Кассовые суммирующие аппараты и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным СКНО), зарегистрированные в налоговом органе, используются в течение 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр) (п.7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16, далее - Положение № 924/16). Модели (модификации) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным СКНО и специальных компьютерных систем применяются в период их нахождения в Государственном реестре.
Запрещается использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя (за исключением моделей (модификаций) кассового оборудования с установленным СКНО и специальных компьютерных систем, указанных в части второй п.7 Положения № 924/16, а именно - моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным СКНО и специальных компьютерных систем) (п.24 Положения № 924/16).
Таким образом, норма о замене кассового оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе не распространяется на кассовое оборудование с установленным СКНО.
Кроме того, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.03.2017 № 197 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее - постановление № 197), которым внесены изменения и дополнения в:
• Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738;
• п.2.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться п.2.25 перечня № 156 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.2018 № 522. Слова «таксометрами, специальных компьютерных систем» заменены словом «таксометрами». |
С учетом внедрения в Республике Беларусь СККО, обеспечивающей получение, фиксирование, хранение и обработку информации в центре обработки данных СККО (аттестованной на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь по защите информации) о транзакциях (событиях), связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании путем установки в него СКНО, постановлением № 197 предусмотрено бессрочное нахождение моделей (модификаций) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки СКНО, и специальных компьютерных систем в Государственном реестре.
Таким образом, модели (модификации) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки СКНО, включаются в Государственный реестр без ограничения срока. Поэтому отменена обязанность замены такого кассового оборудования в связи с ранее действовавшими сроками нахождения моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственном реестре.
29.05.2017
Сергей Колыкин, консультант управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Использование кассового оборудования, платежных терминалов и торговых аппаратов на территории Республики Беларусь»