


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При обнаружении оснований для признания государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности РБ, Министерства по налогам и сборам РБ, регистрирующие органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет (часть четвертая п.25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1)).
Какова судебная практика взыскания доходов при признании государственной регистрации недействительной?
Каким образом решается вопрос о дальнейшей судьбе субъекта хозяйствования при принятии судом решения о признании государственной регистрации недействительной?
ОТВЕТ: На практике регистрирующие органы при обращении в хозяйственный суд требования о взыскании доходов, полученных от осуществления незаконной деятельности, заявляют крайне редко, также не представляют и информацию об отсутствии такого дохода.
От общего количества дел, рассмотренных хозяйственными судами за период с 1 февраля 2009 г. (с момента вступления в силу Декрета № 1) по октябрь 2010 г., требование о взыскании дохода было заявлено лишь дважды. По одному делу требования о взыскании дохода в связи с признанием государственной регистрации недействительной удовлетворены судом в полном объеме, по второму делу истец - уполномоченный государственный орган отказался от иска в части взыскания дохода.
Таким образом, судебная практика по рассмотрению требований о взыскании дохода за период хозяйственной деятельности с момента регистрации и до признания этой регистрации недействительной в хозяйственных судах отсутствует.
Хозяйственный суд в пределах своей компетенции рассматривает лишь тот объем требований, который определен и заявлен уполномоченным государственным органом, предъявляющим иск согласно части четвертой п.25 Положения о регистрации.
При вынесении хозяйственным судом решения об удовлетворении требования о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной суды не решают по своей инициативе вопроса о дальнейшей судьбе субъекта хозяйствования.
Механизм действий регистрирующих органов при принятии хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной урегулирован нормами Декрета № 1.
Так, частью второй подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, установлено, что при обнаружении такого основания ликвидации юридического лица, как признание судом государственной регистрации юридического лица недействительной, органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности РБ, Министерства по налогам и сборам РБ, регистрирующие органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена аналогичным образом.
15.06.2011 г.
Юлия Горностаева, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
От редакции: В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.), от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) и от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) внесены изменения и дополнения.