Карта разъяснений: запрет на товарообменные операции с учетом согласования товарообменных операций в МАРТ
В материале - все, что надо знать о запрете на товарообменные операции, который введен с 1 января 2023 г.
Также отражены изменения с 1 января 2024 г. и с 17 июля 2024 г. (в согласовании товарообменных операций).
В Республике Беларусь с 2023 года запрещены товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Запрет установлен ч.1 п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».
1 января 2024 г. вступило в силу постановление Совмина от 29.12.2023 № 713(4), которое в очередной раз изменило постановление № 713.
Изменения с 1 января 2024 г.
С 1 января 2024 г. п.14 постановления № 713 о запрете товарообменных операций распространяется также и на случаи, указанные в п.23 постановления № 713, на которые не распространяются иные требования постановления № 713.
То есть с 1 января 2024 г. товарообменные операции также запрещено проводить при реализации:
✓ товаров юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих товаров в магазинах беспошлинной торговли;
✓ товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в п.7 постановления № 713, и отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок;
✓ товаров для целей их дальнейшего предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга) физическим лицам;
✓ продукции общественного питания и реализуемых при осуществлении общественного питания в розлив и порционно потребительских товаров;
✓ товаров, реализуемых по государственному оборонному заказу, продукции военного назначения, а также на отношения по производству указанных товаров и продукции;
✓ товаров, бывших в употреблении;
✓ горячих напитков;
✓ непродовольственных потребительских товаров собственного производства, изготавливаемых производителями по заказам физических лиц для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования.
Какие товарообменные операции запрещены
Запрет распространяется на бартер, мену, зачет, новацию, отступное (ч.1 п.14 постановления № 713).
Термины «зачет», «новация», «отступное», «мена» применяются в значениях, закрепленных в ГК. В законодательстве Республики Беларусь термин «бартер» отсутствует (ч.3 письма Минэкономики от 24.03.2023 № 01-02-09/507-ЮЛ «О разъяснении норм постановления»).
Дополнительно по теме • У предприятия есть задолженность по полученному займу от юридического лица. В 2023 году предполагается реализация данному юридическому лицу части объекта недвижимости (капитального строения). Будет ли нарушением п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» в данном случае взаимные расчеты произвести без поступления денежных средств на счета в 2023 году? |
Что понимать под товарообменной операцией
В части запрета товарообменных операций законодатель конкретизировал п.14 постановления № 713, указав, что запрет действует в отношении всех товаров, в том числе потребительских (подп.1.11 п.1 постановления Совмина от 02.02.2023 № 713(2)).
Дополнительно по теме • Распространяются ли требования норм постановления № 713 (в том числе в части согласования повышения отпускных цен, обоснования контрактных цен, указания сведений в товарно-транспортной накладной) на товары, не указанные в приложении 1 к постановлению № 713? |
Под товарообменной операцией следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком (продавцом) товаров (из разъяснения Минэкономики от 27.01.2023, полученного автором, ч.2 письма).
То есть к товарообменным операциям относятся как операции, в которых с двух сторон предметом сделки выступает как товар, так и операции, по которым товар является предметом сделки только с одной стороны.
Пункт 14 постановления № 713 не распространяется на договоры возмездного оказания услуг, подряда и иные договоры, по которым не происходит перехода права собственности на товар.
Дополнительно по теме • Что понимать под товарообменной операцией в п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»? • Можно ли проводить зачеты после 1 января 2023 г., если договоры были заключены до 1 января 2023 г.? • Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет при возврате нереализованного товара по заключенным хозяйственным договорам (поставка, комиссия, консигнация)? • Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний или односторонний) по претензии юридического лица - покупателя к поставщику о взыскании стоимости поставленного некачественного товара и возмещенных юридическим лицом - покупателем потребителю (гражданину) убытков? • Попадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) по бонусным соглашениям поставщика с юридическими лицами - покупателями в отношении импортных непродовольственных товаров? • Попадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) согласно обязательству поставщика (импортера) по выплате покупателю - юридическому лицу компенсации по браку в определенном в договоре размере, обязательству по выплате денежной компенсации за оказание иных услуг покупателем, связанных с продвижением товара (бренда)? • Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» проведение зачета (двустороннего) в рамках исполнения договоров перевода долга, уступки права требования, возложения обязательств на третье лицо в отношении обязательств по оплате? • Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) между поставщиком и покупателем, если по одному договору поставки между ними имеется задолженность покупателя за товары, а по другому договору поставки (оказанию услуг, выполнению работ) между этими же сторонами данный покупатель является поставщиком товаров и ему должны денежные средства? |
На какие товарообменные операции запрет не распространяется
Запрет не распространяется на: |
|
1) внешнеторговые операции; 2) операции между организациями, входящими в холдинг; 3) операции, согласованные уполномоченным государственным органом (организацией); 4) операции с участием физлиц в отношении телефонных аппаратов всех типов, легковых автомобилей; 5) операции, определенные в перечнях облисполкомов и Минского горисполкома (абз.5-7 ч.1 п.14 постановления № 713) |
Обратите внимание! Облисполкомам и Минскому горисполкому предоставлено право определить перечни товарообменных операций, которые должны содержать предметы товарообменной операции (товары, работы, услуги), а также наименования юрлиц, между которыми могут осуществляться товарообменные операции на основании соответствующего перечня (ч.3 п.14 постановления № 713). Данное исключение действует по 31 декабря 2024 г. (ч.3 п.2 постановления № 713(2), подп.1.2 п.1 постановления № 713(4)). |
В таких перечнях должны быть указаны (ч.3 п.14 постановления № 713):
✓ предметы товарообменной операции;
✓ наименования юрлиц, между которыми могут осуществляться товарообменные операции на основании такого перечня.
Обратите внимание! Постановление № 713 не запрещает перевод долга, уступку требования или исполнение обязательства третьим лицом, поскольку перемена лиц в обязательстве (перевод долга и уступка права требования), а также исполнение обязательства третьим лицом (ст.294 ГК) не являются формой прекращения обязательств ни для одной из сторон. Пункт 14 постановления № 713 устанавливает обязательное требование для товарообменных операций в отношении товаров, на которые распространяется постановление № 713: поступление юрлицу, ИП в качестве встречного исполнения за переданный товар денежных средств. Постановление № 713 не ограничивает возможности заключения субъектами хозяйствования договоров уступки права требования, перевода долга, возложения обязательств на третье лицо, однако п.14 постановления № 713 запрещается зачет требований по оплате товара, который происходит при исполнении таких договоров. Этот вывод подтверждают чч.10, 11 письма. |
Дополнительно по теме • Запрещается ли с 01.01.2023 сторонам заключать договоры перевода долга, уступки права требования, возложения обязательств на третье лицо? • Можно ли осуществить уступку права требования при отсутствии каких-либо долговых обязательств (отношений) между первоначальным и новым кредитором (то есть новый кредитор на момент уступки ничего не должен первоначальному кредитору)? • Запрещено ли с 1 января 2023 г. заключение договоров перевода долга, соглашения об исполнении обязательств третьим лицом? Например, в ситуации, когда организация-арендатор (резидент Республики Беларусь) по договору возложения обязательств возмещает расходы за потребленную электроэнергию не арендодателю (резиденту Республики Беларусь), а в Минэнерго. |
Какие документы нужны для согласования товарообменных операций. Изменения с 17 июля 2024 г.
Постановление МАРТ от 27.05.2024 № 38 «О признании утратившим силу постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24 октября 2022 г. № 67» признано утратившим силу постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67 «Об утверждении регламента административной процедуры».
Постановление № 38 вступило в силу с 9 июня 2024 г.
Справочно Постановлением Совмина от 23.04.2024 № 315 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548» МАРТ определено уполномоченным органом в отношении административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп.8.82.1 п.8.8 Перечня № 548, ввиду чего постановление № 67 утратило силу. Взамен постановлением Минэкономики от 04.07.2024 № 8 утвержден Регламент административной процедуры по согласованию товарообменных операций без поступления денежных средств, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп.8.82.1 Перечня № 548. Постановление № 8 вступило в силу с 17 июля 2024 г. Регламентом № 8 определены: • уполномоченные органы, имеющие право на осуществление этой админпроцедуры; • нормативные правовые акты, регулирующие порядок ее осуществления; • перечень документов и сведений, необходимых для осуществления админпроцедуры, представляемых заинтересованным лицом. |
Для согласования товарообменной операции нужно представить (ч.1 п.2 Регламента № 8):
✓ заявление о согласовании товарообменной операции без поступления денежных средств (по форме, приведенной в приложении к Регламенту № 8);
✓ проект соглашения или договора, предусматривающего осуществление товарообменной операции без поступления денежных средств (далее - соглашение) (как видим, Регламент № 8 дополнен соглашением, теперь можно представить проект соглашения или договора);
✓ экономическое обоснование к соглашению;
✓ маркетинговый анализ уровня цен на обмениваемый товар на рынке республики (для обеих сторон);
✓ плановую калькуляцию по расчету отпускных цен (для обеих сторон);
✓ акт сверки расчетов между продавцом и покупателем;
✓ отчет о прибылях и убытках (представляется за последний отчетный период);
✓ справку об отсутствии денежных средств для погашения обязательств по договору (вследствие чего возникла необходимость в совершении товарообменной операции) за подписью руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя).
Обратите внимание! При подаче заявления уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица документы, предусмотренные абз.2-7 ч.1 п.2 ст.15 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» |
Документы и (или) сведения представляют в письменной форме:
✓ в ходе приема заинтересованного лица;
✓ посредством почтовой связи;
✓ нарочным (курьером).
В каких случаях могут отказать в согласовании товарообменных операций
Основания для отказа в согласовании операций (ч.2 п.14 постановления № 713):
1) непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
2) наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
3) недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.
Обратите внимание! Согласие на проведение товарообменных операций должен получить каждый субъект указанных операций. Следовательно, если одному субъекту в проведении операции будет отказано, то операция не может быть проведена, даже если второму субъекту проведение операции будет согласовано. Автор рекомендует ответственно подходить к экономическому обоснованию таких операций, а также учитывать иные нормы ч.2 п.14 постановления № 713. Такой вывод подтверждается и разъяснением Минэкономики от 27.01.2023, полученным автором, и ч.12 письма. |
Кто уполномочен давать разъяснения по п.14 постановления № 713
Право разъяснять вопросы применения п.14 постановления № 713 предоставлено Минэкономики (абз.3 п.27 постановления № 713).
Дополнительно по теме • С учетом ограничений на проведение зачетов по товарообменным операциям, установленных постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен», возможно ли провести зачет встречных однородных требований при следующих обстоятельствах: с одной стороны, у резидента 1 есть обязательства по оплате за приобретенные у резидента 2 подарочные сертификаты, с другой стороны - обязательства по оплате у резидента 2 перед резидентом 1, вытекающие из договора на оказание охранных услуг? • Подпадает ли под запрет, установленный постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен», зачет по условиям заключенного сторонами мирового соглашения? • Подпадает ли под запрет, установленный постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен», проведение зачета требований, где с одной стороны требованием выступает задолженность по договору на отпуск тепловой энергии? • Возможен ли зачет стоимости предоставленного сырья по договору подряда (давальческое сырье) с учетом запрета, установленного п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»? • Подпадает ли под действие п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» возврат многооборотной тары (кубы, канистры, бочки, поддоны)? Возможно ли проведение зачета по возвращенной таре: в сроки, указанные в договоре; по истечении установленных в договоре сроков? • Запрет на совершение зачета: разбираем ситуацию. • Можно ли при расторжении договора строительного субподряда сумму неотработанного аванса зачесть в счет оплаты по другому договору? • Запрещен ли зачет с 1 января 2024 г. для организаций, работающих в сфере строительства, взаимных задолженностей, если одна из хозяйственных операций, в отношении которой осуществляется зачет, является поставкой товаров? Возможен ли зачет по операциям, связанным с реализацией материалов генподрядчиком субподрядчику для использования в процессе строительства с 1 января 2024 г.? • Уступка требования, перевод долга, исполнение обязательства третьим лицом в рамках запрета на товарообменные операции с 1 января 2023 года. • Применяется обновленная система регулирования цен с 1 января 2024 года. Комментарий к постановлению Совмина от 29.12.2023 № 713(4). • Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием). • Зачет встречных однородных требований в соответствии с постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». • Экономическое обоснование обменных операций (взаимозачета). • Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием). • Запрет в отношении зачета встречных однородных требований. • Покупатель перечислил поставщику сумму больше, чем было предусмотрено по договору. Между этими же сторонами заключен еще один договор поставки. Можно ли переплату зачесть в счет оплаты по другому договору поставки? Запрещен ли такой зачет с учетом п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»? • Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки № 1. Покупатель перечислил предоплату, но поставщик поставил товар не в полном объеме. Между этими же сторонами заключен договор поставки № 2. Можно ли сумму предоплаты, на которую не произведена поставка товара по договору № 1, зачесть в счет оплаты по договору поставки № 2? Запрещен ли такой зачет с учетом запрета товарообменных операций, установленного п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»? |
Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе
Перейдите в топик 1, топик 2, топик 3, топик 4, топик 5, топик 6, топик 7.
Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам. |