


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Кем и в каких случаях при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) может быть принято решение о продаже предприятия как имущественного комплекса?
ОТВЕТ: По общему правилу, управляющим по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов должника, но есть исключения.
В процедуре санации для восстановления платежеспособности должника могут быть приняты меры, среди которых продажа предприятия должника как имущественного комплекса (ст.126 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон)), за исключением случая, когда в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, законодательством установлен запрет на переход права собственности на предприятие как имущественный комплекс или его значимую часть, принадлежащие должнику, за исключением перехода их в собственность Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы.
Также в процедуре ликвидационного производства может иметь место продажа предприятия и иного имущества градообразующей или приравненной к ней организации по установленным законодательством условиям.
В процедурах экономической несостоятельности (банкротства) подлежат обязательному согласованию решения о продаже предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников:
1) государственной организации - с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственная организация (государственная организация - учредитель дочернего предприятия) или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) государственной организации;
2) юридического лица, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственного юридического лица, - с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное юридическое лицо, владеющее акциями (долями в уставном фонде) должника на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
3) градообразующей или приравненной к ней организации, не имеющей подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства, - с местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой она находится.
Согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников, указанных выше, в конкурсном производстве осуществляется после принятия такого решения собранием (комитетом) кредиторов до начала торгов или до заключения договора купли-продажи в случае, если продажа осуществляется на основании такого договора без проведения торгов (часть четвертая ст.100 Закона).
Общее же правило состоит в том, что продажа предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должников в процедурах санации и ликвидационного производства осуществляется по решению управляющего, согласованному с собранием (комитетом) кредиторов должника (часть пятая ст.100 Закона).
Таким образом, решение о продаже предприятия как имущественного комплекса в процедурах санации принимается управляющим по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов должника. В отношении государственной организации, юридического лица, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственного юридического лица, градообразующей или приравненной к ней организации, не имеющей подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства, решение о продаже предприятия как имущественного комплекса в конкурсном производстве принимается собранием (комитетом) кредиторов до начала торгов или до заключения договора купли-продажи в случае, если продажа осуществляется на основании такого договора без проведения торгов и подлежит обязательному согласованию с уполномоченными государственными органами.
01.02.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь