


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Хранение испорченных (аннулированных) бланков строгой отчетности
Испорченные (аннулированные) бланки строгой отчетности подлежат хранению.
В материале рассмотрено:
Понятие бланка строгой отчетности, сроки хранения
Требования к бланкам ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документам с определенной степенью защиты и специальным материалам, являющимся элементами (средствами) защиты бланков и документов от подделки либо содержащим элементы и (или) средства защиты от подделки, установлены Положением о требованиях к бланкам и документам, а также специальным материалам, утв. постановлением Минфина от 10.08.2022 № 34.
![]() |
Справочно Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя организации (индивидуальным предпринимателем) (п.3 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196). |
На основе бланка строгой отчетности (БСО) оформляется документ по типовым формам, утвержденным:
• Минфином;
• иными республиканскими органами госуправления в соответствии с законодательством.
![]() |
Справочно Бланк документа - стандартный лист бумаги с воспроизведенной на нем постоянной информацией документа и местом, отведенным для переменной (подп.3.2.10 п.3 СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, созданная, полученная и сохраняемая организацией или лицом в доказательных или справочных целях в процессе выполнения правовых обязательств или осуществления своей деятельности (подп.3.1.3 п.3 СТБ 2059-2013). |
Одно из направлений организации надлежащего учета БСО - установление определенного порядка уничтожения испорченных бланков строгой отчетности.
Бланки строгой отчетности в номенклатуру дел организации не включаются, в номенклатуру дел включаются только документы, учетно-регистрационные формы (журналы, книги) и справочные картотеки (ч.1 п.161 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь. |
В номенклатуру дел включаются документы, созданные на бланках строгой отчетности, и уже они имеют определенный срок хранения. Например:
• накладная - 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет (п.197 Перечня № 140);
• листок нетрудоспособности - 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет (п.219 Перечня № 140).
Вопрос хранения БСО может возникнуть только лишь в отношении испорченных и (или) аннулированных бланков.
![]() |
Дополнительно по теме • Алгоритм уничтожения испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности. |
Хранение документов по уничтожению бланков строгой отчетности
Установлен срок хранения лишь приходно-расходных книг по учету бланков строгой отчетности - 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет (п.239 Перечня № 140).
Приказ о назначении комиссии будет приказом по основной деятельности и должен храниться в соответствии с подп.21.1 п.21 Перечня № 140.
Остальные документы целесообразно сформировать в самостоятельное дело с заголовком «Документы об уничтожении испорченных (аннулированных) бланков строгой отчетности (реестры, заключения, акты и др.)».
Срок хранения такого дела необходимо установить на заседании экспертной комиссии организации (ЭК) либо ЦЭК.
![]() |
Справочно ЦЭК (ЭК) является совещательным органом, решения которого оформляются протоколами, утверждаемыми руководителем организации. Решение ЦЭК (ЭК) может закрепляться также в приказе (распоряжении) руководителя организации (п.177 Инструкции № 4). |
С учетом срока хранения приходно-расходных книг по учету БСО для такого дела можно установить срок хранения 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет.
Фрагмент номенклатуры дел по документам БСО
(отдел бухгалтерского учета и отчетности) (пример)
Индекс дела | Название раздела (подраздела), заголовок дела (тома, части) | Количество дел (томов, частей) | Срок хранения дела (тома, части) и № пунктов (статей) по перечню | Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Отдел бухгалтерского учета и отчетности |
||||
… |
||||
11-12 |
Документы об уничтожении испорченных (аннулированных) бланков строгой отчетности (реестры, заключения, акты и др.) |
3 года |
После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. Протокол заседания ЭК от _____№ __ | |
11-13 |
Приходно-расходные книги по учету бланков строгой отчетности |
3 года п.239 |
После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет |
![]() |
Дополнительно по теме • Какой срок хранения документов об уничтожении испорченных (аннулированных) бланков строгой отчетности (реестры, заключения, акты и др.)? |