


Материал помещен в архив
ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ: ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Сбор и хранение отходов черных и цветных металлов
Хранение черных и цветных металлов субъектом предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с требованиями действующих стандартов, правилами техники безопасности, санитарии и противопожарных требований.
Основные правила учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов содержит Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10).
![]() |
Обратите внимание! Инструкция № 98/12/10 распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь. |
При складском хранении черных и цветных металлов субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:
• рациональное использование складских помещений;
• сохранность черных и цветных металлов и их качества;
• возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой партии черных и цветных металлов;
• возможность проведения инвентаризаций;
• безопасность работы;
• постоянное обновление запасов (п.15 Инструкции № 98/12/10).
Порядок складского хранения черных и цветных металлов применительно к специфике производства субъекта предпринимательской деятельности определяется утвержденными им правовыми и техническими правовыми актами, которые разрабатываются с учетом требований законодательства и действующих стандартов.
Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).
Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает (п.21 Инструкции № 98/12/10): | ||
► | списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента | |
► | систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов | |
► | оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие | |
► | принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями | |
► | сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами (ГОСТ 2787-75, ГОСТ 1639-78, СТБ 1299-2001) | |
Учет отходов черных и цветных металлов
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п.45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, далее - Инструкция № 133).
Отходы, образующиеся в подразделении организации, собираются и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п.58 Инструкции № 133).
Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает (п.7 Инструкции № 98/12/10): | ||
► | правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства | |
► | своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов | |
► |
соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов | |
► | установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов | |
► | определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности | |
![]() |
Обратите внимание! Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (ст.12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. нарушение норм ст.12.2 вышеназванного Кодекса влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
Примеры нарушений, выявленных контролирующими органами
![]() |
Пример 1 В ходе проверки при обследовании территории и помещений общества «Б» установлено, что в помещении гаража имеется в наличии (хранится) одна отработанная аккумуляторная батарея (АКБ). Нормы и правила эксплуатации, ремонта и обслуживания АКБ определены техническим кодексом установившейся практики ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261912/359618) (далее - ТКП 298-2011). Ответственность за проведение сбора, сохранности и сдачи лома свинец содержащих АКБ возлагается на владельца транспортного средства. Владельцы транспортных средств обеспечивают полноту сбора и сдачи как целых неразделанных отработавших свой ресурс АКБ, так и разделанных АКБ (свинцовых пластин и аккумуляторных шламов) (пп.11.8, 11.9 ТКП 298-2011). В нарушение вышеуказанных требований законодательства в обществе «Б» хранение и учет лома свинца, содержащегося в отработанных аккумуляторных батареях, не были организованы. В ходе проверки на учет был поставлен лом свинца в количестве 11,5 кг, который в дальнейшем был передан на склад. |
![]() |
Пример 2 Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам (абзац 3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней», часть первая п.19 Инструкции № 98/12/10). В нарушение части второй п.19 Инструкции № 98/12/10 не было обеспечено соблюдение установленного срока хранения лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, который не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии. По состоянию на 1 июня 2015 г. в остатках находился лом черных металлов, образовавшийся еще в 2012 году. Обществом не были обеспечены правильная организация учета лома и отходов черных металлов согласно установленной классификации по основным металлам, которую производят по внешним признакам или по маркировке деталей и изделий, соблюдение технологии хранения (раздельного хранения по классам, группам и сортам в соответствии с установленной классификацией). Учет организован не в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и правил ведения учета отходов, действующих стандартов (см. государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2026-2010 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.01.2010 № 1 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/243165/340788): • не велся учет лома и отходов черных металлов в книгах учета отходов; • не отражались качественные показатели лома и отходов черных металлов в оборотных ведомостях аналитического учета материалов (в нарушение п.72 Инструкции № 133 в оборотных ведомостях аналитического учета материалов было указано только «Металлолом», без указания категории металлолома, наименования и обозначения вида, группы или марки); • не определен перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории предприятия (соответствующий локальный правовой акт по требованию о предоставлении документов проверке не представлен). Перечисленные действия явились нарушением требований абзаца 2 п.6, абзацев 2, 4, 7 п.7, п.8 Инструкции № 98/12/10, п.4.1 технического кодекса установившейся практики (ТКП 17.02-12-2014 (02120)) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/314677/433869), п.11.37 государственного стандарта Республики Беларусь «Охрана окружающей среды и природопользование. Основные термины и определения» (СТБ 17.01.01-01-2012), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.08.2012 № 54 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/286557/384364). Не было обеспечено оборудование специальных площадок с твердым покрытием для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами в нарушение требований абзацев 4-6 п.21 Инструкции № 98/12/10, подп.1.1 п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами». Так, при обследовании помещений и территории общества «А было установлено, что металлолом хранился в беспорядке в разных складских помещениях в несортированном виде, с неметаллическими примесями, другими материалами, а также на дворовой территории; общество не располагает специально оборудованной площадкой для хранения лома и отходов черных и цветных металлов. В нарушение требований абзацев 2 и 3 п.22 Инструкции № 98/12/10 не было назначено должностное лицо (лица), ответственное (ответственные) за обращение лома и отходов черных и цветных металлов; не утвержден правовой акт о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который должен быть разработан с учетом требований указанной Инструкции, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере. На момент проверки в инструкции по обращению с отходами порядок сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов в обществе «А» не регламентирован.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 ст.17 Закона № 271-З в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. Указанная норма не изменилась. |
23.10.2015
Юрий Навойчик, юрист