Комментарий от 30.08.2018
Автор: Фомичёва Т.

Когда нужно руководствоваться нормами Указа № 380 и обязательно проводить процедуры подрядных торгов, торгов, переговоров. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОГДА НУЖНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ НОРМАМИ УКАЗА № 380 И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ ПРОЦЕДУРЫ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ТОРГОВ, ПЕРЕГОВОРОВ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322

Комментируемым Указом внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

>

 

Данные изменения потребовалось внести в Указ № 380 в целях приведения его в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Напомним, что субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 названного Декрета).

Когда проведение подрядных торгов является обязательным, а когда нет

Из подп.1.4 п.1 Указа № 380 исключены:

абзац 2, которым была определена обязательность проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве жилых домов при стоимости их строительства 6 000 базовых величин и более;

абзац 5, предусматривающий обязательность проведения подрядных торгов при строительстве объектов за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности при стоимости их строительства 100 000 базовых величин и более.

Таким образом, подп.1.4 п.1 Указа № 380 изложен в новой редакции: проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 и 1.8 п.1, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, при заключении договоров о строительстве объектов при стоимости строительства 6 000 базовых величин и более.

Начиная с 19 августа 2018 г. при финансировании строительства за счет бюджетных и приравненных средств проведение подрядных торгов является обязательным при стоимости строительства 6 000 базовых величин и более, за исключением следующих случаев:

• подрядные торги, торги, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству;

• заключаются договоры:

- о выполнении работ по текущему ремонту;

- о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) - по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика);

- на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность) (подп.1.6 п.1 Указа № 380);

• когда предоставляется право в соответствии с законодательством о государственных закупках определять:

- генеральную подрядную организацию при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющую строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка;

- генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, - Совету Министров Республики Беларусь;

- генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства таких объектов в соответствии с перечнем объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, - Совету Министров Республики Беларусь;

- специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении, - Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (подп.1.8 п.1 Указа № 380).

Когда Указ № 380 не применяется вообще

Подпункт 1.11 п.1 Указа № 380 излагается в новой редакции, предусматривающей, что требования Указа № 380 не применяются при осуществлении закупок товаров (работ, услуг):

• без использования средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;

• для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Для целей Указа № 380 под аварийно-восстановительным ремонтом капитальных строений (зданий, сооружений) понимается ремонт капитальных строений (зданий, сооружений), выполняемый в целях ликвидации последствий строительной аварии.

 

справочно

Справочно

Строительная авария представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации (п.1 ст.58 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

 

30.08.2018

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь