


Материал помещен в архив
КОГДА ПРОВЕДЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108
С 1 января 2017 г. порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируется нормами:
• Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь; |
• постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88) с учетом изменений, внесенных в него комментируемым постановлением (далее - постановление № 1108).
Изменения, внесенные постановлением № 1108, вступили в силу с 1 января 2017 г.
Хотя постановление № 88 и было принято в развитие норм Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (утратил силу с 1 января 2017 г.), его преемник - Указ № 380 - потребовал приведения постановления № 88 в соответствие с его нормами, изменившими действовавший ранее порядок, что и было сделано в постановлении № 1108, и преимущественно изменения внесены в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением № 88 (далее - Положение № 88).
Ряд изменений обусловлен необходимостью приведения Положения № 88 в соответствие с ныне действующими нормативными правовыми актами, так или иначе связанными с ним. Так, к однородным товарам, как и ранее, относятся товары одной подкатегории (это шесть цифровых десятичных знаков из девяти возможных), но действующего в настоящее время ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.
Виды процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве
Виды проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не изменились:
1) подрядные торги;
2) торги на закупку товаров при строительстве;
3) переговоры;
4) биржевые торги.
При этом подрядные торги и торги на закупку товаров при строительстве проводятся в форме открытого или закрытого конкурса.
Перечень случаев, когда допустимо проведение подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) в форме закрытого конкурса, дополнен постановлением № 1108 объектами строительства, относящимися к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности (абзац 9 части первой п.7 Положения № 88).
Случаи, когда проведение подрядных торгов обязательно
Из Положения № 88 исключен п.71, в котором были определены случаи, когда проведение подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) не является обязательным, и по выбору заказчика проводились подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве) или переговоры.
Соответственно, при выборе вида процедуры закупок при строительстве следует руководствоваться нормами Указа № 380.
Так, Указом № 380 предусмотрено, что:
• закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов (далее - строительство), осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380;
• закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Подпунктом 1.4 п.1 Указа № 380 предусмотрены случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным, и исключение составляют случаи, указанные в подп.1.6, 1.8 п.1 Указа № 380, а также иные случаи, определенные Президентом Республики Беларусь (например, на основании абзаца 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» допускается при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь инвестору или созданной им организации определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором, и данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг)).
Обязательны подрядные торги при заключении договоров о строительстве (подп.1.4 п.1 Указа № 380): | ||||||||||||
|
| |||||||||||
жилых домов - при стоимости строительства 6 000 БВ и более |
объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств: | |||||||||||
|
республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 000 БВ и более | |||||||||||
государственных организаций и хозяйственных | ||||||||||||
► | обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - | |||||||||||
при стоимости строительства 100 000 БВ и более |
При строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов, обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства заказов на (подп.1.5 п.1 Указа № 380): | ||
► | разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами | |
► | выполнение проектных и изыскательских работ | |
► | закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более | |
► | оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более | |
Необязательно проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов в случаях, указанных в подп.1.7 п.1 Указа № 380, и тогда по выбору заказчика проводятся подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры либо биржевые торги.
Исходя из норм Указа № 380, приведенный в подп.1.4 п.1 Указа № 380 в совокупности объектный и субъектный составы, а также источники финансирования строительства объектов являются исчерпывающими для целей применения подп.1.4 п.1 Указа № 380.
Тем самым если, к примеру, строительство осуществляется за счет средств хозяйственных обществ, среди акционеров которых отсутствует государство, то подп.1.4 п.1 Указа № 380 не применяется, равно как и подп.1.5, 1.6 п.1 Указа № 380, но такими субъектами проводится процедура переговоров (с учетом подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 380).
В развитие приведенных норм постановлением № 1108 (подп.1.2.4 п.1) предусмотрено, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.72 Положения № 88).
Тем самым, автор полагает, проведение процедур закупок при строительстве, предусмотренных Указом № 380, требуется и для иных заказчиков, не указанных в подп.1.4 п.1 Указа № 380, которым предоставляется право выбора вида процедуры.
Аналогично право выбора вида процедуры закупок при строительстве принадлежит инвестору, застройщику, заказчику, подрядчику, инженеру (инженерной организации) в случаях, когда проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов, переговоров не является обязательным (п.8 Положения № 88).
Правила пп.72, 8 Положения № 88 следует применять в совокупности с подп.1.11 п.1 Указа № 380, в соответствии с которым действие Указа № 380 не распространяется при строительстве ряда объектов, а также с подп.1.8 п.1 Указа № 380, когда проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок не требуется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). С 14 июня 2018 г. п.72 Положения № 88 утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448. |
12.01.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
По этой теме также см.:
С 1 января 2017 года порядок организации и проведения процедур закупок при строительстве изменился. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.