


Материал помещен в архив
КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные подходы по проведению амортизационной политики организациями регулирует Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2020 г. в Инструкцию № 37/18/6 внесены изменения постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2019 № 25/79/70. Комментарий см. здесь. |
Вместе с тем организации наделены достаточной свободой в применении механизмов и инструментов амортизационной политики. Основную роль в принятии решений по проведению амортизационной политики в организации отводят комиссии по амортизационной политике организации (далее - комиссия).
Наиболее общие подходы по работе комиссии определены в п.6 Инструкции № 37/18/6:
1) комиссию создают из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и других подразделений организации;
2) в организации разрабатывают положение о комиссии, ее состав утверждает руководитель организации (вышестоящей организации), собственник имущества организации;
3) результаты работы комиссии оформляют протоколами.
Непосредственная организация работы комиссии осуществляется в рамках каждого предприятия.
Рассмотрим более детально некоторые практические аспекты организации работы комиссии, которые могут быть использованы предприятиями для обеспечения эффективного решения возложенных на него функций.
Разработка положения о комиссии. Состав комиссии
Самостоятельную разработку организацией положения о комиссии и ее составе предусматривает Инструкция № 37/18/6. Положение утверждается руководителем организации (вышестоящей организации), собственником имущества организации. Конкретные форму и содержание указанного документа в централизованном порядке не устанавливают, что связано со спецификой деятельности каждой организации, ее индивидуальной организационной структурой.
Вместе с тем в указанном положении целесообразно закрепить:
1) состав создаваемой комиссии;
2) перечень функций комиссии;
3) определение служб (специалистов), принимающих участие в решении конкретных вопросов, ответственных за принятие конкретных решений.
Комиссия может быть создана в следующем составе:
1) коммерческий директор, заместитель директора по экономике;
2) главный инженер (технический директор);
3) главный бухгалтер;
4) бухгалтер по учету основных средств;
5) представители отделов: планово-экономического, производственного, технического, главного технолога, главного механика, главного энергетика, капитального строительства, информационных технологий, транспорта, социального развития.
Отметим, что это наиболее полный состав и он может быть различным в организациях в зависимости от наличия тех или иных служб и специфики работы каждой организации. На протяжении периода функционирования комиссии состав членов может обновляться.
Функции комиссии при осуществлении амортизационной политики организации
Работа комиссии начинается непосредственно с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету. Наиболее полный перечень функций комиссии предусмотрен в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6. Рассмотрим их более подробно.
1. Выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам).
Для целей включения активов организации в состав основных средств либо отнесения их к запасам необходимо руководствоваться критериями, определенными законодательством по бухгалтерскому учету:
• постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»;
• постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
Кроме этого, могут применяться дополнительные критерии, предусмотренные учетной политикой.
Только после отнесения активов к категории основных средств определяется необходимость начисления по ним амортизации в соответствии с пп.12 и 13 Инструкции № 37/18/6, которыми установлен перечень амортизируемого имущества, а также виды и группы основных средств, не являющихся объектами начисления амортизации.
2. Разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функционального назначения объектов при их постановке на учет.
![]() |
Пример 1 Организацией приобретен и установлен в офисном помещении кондиционер. Разделение объектов основных средств на используемые и не используемые в предпринимательской деятельности - одно из первых действий в процессе начисления амортизации по каждому объекту. В настоящее время законодательством не установлены какие-либо обязательные критерии, в соответствии с которыми производится разделение объектов основных средств на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности для целей начисления амортизации. Такая функция разделения амортизируемых объектов на используемые и не используемые в предпринимательской деятельности исходя из назначения объекта относится к непосредственным функциям комиссии. В данном случае велика роль так называемого профессионального суждения членов комиссии: распределение объектов основных средств на участвующие и не участвующие в предпринимательской деятельности осуществляется комиссией самостоятельно при принятии имущества к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств в зависимости от предполагаемого на момент приобретения назначения их использования в данной конкретной организации. При принятии подобного решения комиссии могут руководствоваться тем, будут ли объекты основных средств непосредственно участвовать в производстве при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг или создавать (прямо или косвенно) необходимые условия для производственного процесса. Так, например, если организацией приобретен и установлен в помещении кондиционер, обоснованно принимать во внимание, в каком здании (помещении) он установлен. Если здание (помещение) является объектом, участвующим в предпринимательской деятельности, то и установленный в нем кондиционер также возможно отнести к объектам, участвующим в предпринимательской деятельности. Если использование объекта основных средств прямо или косвенно направлено, например, на стимулирование потока клиентов, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг и в конечном итоге увеличение объемов оказываемых услуг либо создает необходимые условия для осуществления производственного процесса, выполнения управленческих функций, комиссия может принять решение об отнесении такого объекта к основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности. Можно сказать, что большинство объектов основных средств коммерческих организаций приобретаются все же с целью непосредственного либо косвенного участия в ее предпринимательской деятельности. К неиспользуемым в предпринимательской деятельности могут быть отнесены объекты основных средств, числящиеся на учете организации, используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, здравоохранении и физической культуре, просвещении (жилые дома с оборудованием и инвентарем, детские сады, ясли и т. п.). При разделении объектов основных средств на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности следует также обратить внимание на объекты основных средств, переданные в безвозмездное пользование (пп.4 и 5 Инструкции № 37/18/6): • к используемым в предпринимательской деятельности объектам, переданным в безвозмездное пользование сторонним организациям для осуществления ими реализации товаров, производимых (продаваемых) передающими такие объекты коммерческими организациями, реализации работ (услуг) данных коммерческих организаций; производства товаров (работ, услуг) для данных коммерческих организаций; • к неиспользуемым в предпринимательской деятельности - в иных случаях. |
3. Распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств.
Несмотря на то что существует достаточно подробный перечень конкретных видов основных средств (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - постановление № 161)), окончательное решение об отнесении каждого объекта к (под)группам действующей классификации, присвоении шифра, а также определении нормативного срока службы остается именно за комиссией.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2017 г. следует руководствоваться приложением к постановлению № 161 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2017 № 9. Комментарий см. здесь. |
Также значительна роль комиссии при определении нормативных сроков службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств (п.17 Инструкции № 37/18/6).
Ее задача в данном случае - определить наиболее соответствующую техническим характеристикам и функциональному назначению объекта основных средств подгруппу из существующих в постановлении № 161. После выбора подгруппы, к которой может быть отнесен конкретный объект основных средств, и в случае отсутствия в ней подобного или аналогичного объекта ему может быть присвоен любой отсутствующий в данной подгруппе шифр, который и будет выступать в качестве локального шифра объекта в организации.
Нормативные сроки службы по таким объектам комиссия устанавливает на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии - путем оценки данной комиссией технического состояния объекта.
Для решения обозначенных вопросов в обязательном порядке необходимо привлекать к работе комиссии специалистов технических, производственно-технологических и иных служб организации, которые непосредственно эксплуатируют и обслуживают объекты основных средств, принимаемые к учету.
![]() |
Пример 2 Организация приобрела объект основных средств, который представляет собой устройство, сочетающее функции принтера, ксерокса и факса. Все указанные виды основных средств по отдельности присутствуют в постановлении № 161. Так, периферийные устройства электронно-вычислительных машин (принтер) могут быть отнесены к шифру 48003 «Устройства периферийные вычислительных комплексов на базе электронных вычислительных машин персональных», ксерокс - к шифру 48008 «Техника копировально-множительная», факсимильные аппараты - к шифру 45616 «Аппараты факсимильные» (подгруппа «Оборудование связи»). Кроме этого, подгруппа 480 «Техника вычислительная и организационная» содержит такой вид основных средств, как «многофункциональные устройства» (шифр 48003). С учетом указанного при выборе группы в соответствии с постановлением № 161 комиссия может исходить из того, что в состав многофункционального устройства входят преимущественно объекты, относимые к подгруппе 480 «Техника вычислительная и организационная» (принтер, ксерокс). Следовательно, может быть принято решение об отнесении объекта к указанной подгруппе, к шифру 48003 «Устройства периферийные, вычислительных комплексов на базе электронных вычислительных машин персональных, в том числе сканеры, плоттеры, принтеры, модемы, многофункциональные устройства». |
![]() |
Пример 3 Организация устанавливает в помещении торговых центров медиастенды, состоящие из экрана и электронного оборудования, позволяющего загружать картинки, видео и демонстрировать их. Исходя из положений действующего законодательства комиссия организации вправе самостоятельно принять решение об отнесении указанного медиастенда к конкретному шифру из числа содержащихся в постановлении № 161. При принятии такого решения комиссии следует учитывать технические и конструктивные характеристики объекта, сведения о которых содержатся в технической документации (техническом паспорте); мнения специалистов технического профиля, входящих в состав комиссии. Так, учитывая функциональные и технические характеристики медиастенда (электронное устройство, предназначенное для отображения информации, наличие монитора и т. п.), можно рекомендовать комиссии проанализировать виды основных средств, отнесенных к подгруппам 456 «Оборудование радиосвязи, звукового и телевизионного вещания», 480 «Техника вычислительная и организационная» постановления № 161. Из указанных подгрупп комиссией выбирается конкретный шифр, наиболее близкий и аналогичный характеристикам объекта основных средств (медиастенда) с учетом мнения технических специалистов, входящих в состав комиссии. Кроме этого, если, по мнению членов комиссии, аналогичный (по техническим и функциональным характеристикам) вид основных средств отсутствует в постановлении № 161, в таком случае выбирается наиболее близкая по характеристикам подгруппа классификации. Объект основных средств по решению комиссии относится к выбранной подгруппе с присвоением локального (свободного) шифра, соответствующего данной подгруппе (например, в подгруппе 480 может быть присвоен свободный шифр 48014). Согласно п.17 Инструкции № 37/18/6 нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, устанавливается решением комиссии на основании технической документации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие - путем оценки комиссией технического состояния объекта. |
В обобщенном виде участие технических служб организации в указанном процессе можно представить в таблице 1.
Примерное распределение функций членов комиссии по классификации основных средств для целей начисления амортизации | |
Члены комиссии из числа технических подразделений | Перечень групп (подгрупп) основных средств |
1. Отделы: информационных технологий, инженерно-технического обеспечения | Вычислительная и оргтехника. Новые средства и технологии связи |
2. Отдел главного энергетика | Силовые машины и оборудование. Электротехническое и другое оборудование. Устройства электропередачи и связи (передаточные устройства) |
3. Отдел главного механика | Рабочие машины и оборудование (металлорежущие, кузнечно-прессовые, насосы, компрессоры, подъемно-транспортные, емкости). Измерительные приборы |
4. Отдел капитального строительства | Здания. Сооружения |
5. Отдел главного технолога | Технологическое оборудование (по профилю деятельности предприятия). Измерительные приборы |
6. Отдел транспорта | Автомобильный транспорт. Трактора. Оборудование железнодорожного транспорта. Подвижной состав |
7. Отделы: производственно-технический, социального развития | Оборудование: торговли, общественного питания, медицинское, коммунального хозяйства. Производственный инвентарь |
4. Установление нормативного срока службы объектов в соответствии с технической документацией завода-изготовителя, а также по приобретенным объектам основных средств, ранее находившимся в эксплуатации.
![]() |
Пример 4 Организация приобрела два металлических стеллажа - новый и ранее находившийся в эксплуатации. На основании постановления № 161 организация отнесла указанные объекты к шифру 70014 с нормативным сроком службы 20 лет. В документации завода-изготовителя на новый стеллаж содержится информация о сроке службы - 15 лет. Комиссии необходимо определить нормативные сроки для указанных объектов. Если срок эксплуатации объекта основных средств, устанавливаемый организацией-изготовителем в технической документации, отличается от значения нормативного срока службы, указанного в классификации амортизируемых основных средств, на срок, равный 1 году, и более чем на 1 год, комиссия вправе определить нормативный срок службы по сроку эксплуатации, указанному в технической документации организации-изготовителя (п.17 Инструкции № 37/18/6). Таким образом, в отношении нового стеллажа комиссия принимает решение о принятии нормативного срока его службы, равного указанному в классификации (20 лет), либо его установлении на уровне, определенном в документации завода-изготовителя. В отношении стеллажа, ранее уже находившегося в эксплуатации, комиссия вправе: 1) определить нормативный срок службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств (10 лет); 2) если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, определить нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п.18 Инструкции № 37/18/6). |
5. Выбор элементов амортизационной политики: сроков полезного использования, методов начисления амортизации.
Принимая указанные решения, комиссия тем самым оказывает влияние на размер амортизационных отчислений в каждом отчетном периоде.
Комиссия принимает решения исходя из условий, потребностей воспроизводства, утвержденных бизнес-планов, планов технологического обновления и реструктуризации производства, сложившейся конкурентоспособности товаров, продукции (работ, услуг).
Наибольший срок полезного использования, которому соответствует наименьшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают по усмотрению комиссии при освоении рынка, ухудшении возможности реализации продукции (работ, услуг) по причине их неконкурентоспособности.
Наименьший срок полезного использования, которому соответствует наибольшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают по усмотрению комиссии в случаях высокой конкурентоспособности производимой продукции (нарастание объема продаж, благоприятная конъюнктура рынка) с учетом особенностей отдельных видов производства (п.21 Инструкции № 37/18/6).
В процессе дальнейшей эксплуатации объектов основных средств и нематериальных активов по решению комиссии производят:
1) пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта (п.24 Инструкции № 37/18/6);
2) пересмотр способов и методов начисления амортизации (п.37 Инструкции № 37/18/6).
Такой пересмотр производится в строго оговоренных Инструкцией № 37/18/6 случаях. Вместе с тем именно комиссия определяет наиболее возможный и приемлемый для каждого объекта вновь устанавливаемый срок или метод.
![]() |
Пример 5 На балансе организации находится здание, амортизация по которому завершена в июле 2016 г. В ноябре 2016 г. проведена его реконструкция. В случаях завершения реконструкции комиссии предоставлено право производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств (п.24 Инструкции № 37/18/6). В данном случае комиссии необходимо установить срок полезного использования здания с целью амортизации его остаточной стоимости, сформировавшейся с учетом затрат реконструкции. Комиссия определяет период предполагаемой эксплуатации здания после реконструкции исходя из его технического состояния с учетом мнения представителей технических служб, входящих в ее состав. Указанный срок должен отражать реально возможный период дальнейшей эксплуатации здания. Срок полезного использования устанавливается на период не менее 1 года и не должен превышать верхней границы диапазона, определенной приложением 3 к Инструкции № 37/18/6. |
![]() |
Пример 6 Пункт 46 Инструкции № 37/18/6 содержит широкие возможности пересмотра сроков и методов начисления амортизации в случае ухудшения финансово-экономического состояния организации: 1) с целью максимального сокращения сумм начисляемой амортизации предусмотрена возможность перехода не только к линейному способу ее начисления, но и к производительному, а также обратному методу суммы чисел лет; 2) изменение методов начисления амортизации и пересмотр сроков возможны в отношении отдельных объектов по решению самой организации. Комиссии следует принять решение относительно круга объектов, по которым целесообразно пересмотреть сроки и метод начисления амортизации, например, исходя из степени влияния сумм начисленной по отдельным объектам амортизации на формирование затрат организации, финансового результата. Кроме того, нужно установить срок и метод, позволяющие максимально сократить отрицательное влияние амортизационных отчислений на финансово-экономическое состояние организации. |
6. Применение поправочных коэффициентов к норме (сумме) амортизации и их конкретной величине из разрешенного законодательством диапазона.
Их применяют при эксплуатации объекта в режимах, отличающихся от базовых, установленных собственником и (или) производителем, - в диапазоне от 0,2 до 1.
Кроме этого, предусмотрено применение специальных коэффициентов:
• по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, в течение 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию - в диапазоне от 0,2 до 1 (понижающий поправочный коэффициент);
• по объектам основных средств, непосредственно используемым для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказании высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, - в диапазоне от 1 до 3 (повышающий коэффициент).
Возможное распределение функций между членами комиссии
В зависимости от решаемых вопросов в заседаниях комиссии принимают участие специалисты из числа указанных выше. Возможный вариант распределения ответственности за рассматриваемые вопросы между членами комиссии представлен в таблице 2.
Возможное закрепление рассматриваемых комиссией вопросов за каждым из членов комиссии из числа функциональных и структурных подразделений | |
Наименование | Исполнители |
1. Разделение объектов на амортизируемые и неамортизируемые, на собственные и арендованные | Отделы: планово-экономический, капитального строительства; бухгалтерия |
2. Разделение амортизируемых объектов на участвующие и не участвующие в предпринимательской деятельности | Отделы: планово-экономический, главного механика, капитального строительства, социального развития; бухгалтерия |
3. Выбор и отнесение объектов к определенной позиции классификации основных средств | Отделы: главного энергетика, главного механика, капитального строительства, главного технолога, транспорта, информационных технологий, социального развития; бухгалтерия |
4. Установление, пересмотр нормативных сроков службы и сроков полезного использования объектов, в том числе в случаях достройки, реконструкции, модернизации, изменения условий эксплуатации и др. |
-»- |
5. Определение объектов, к которым могут быть применены ускоренные (замедленные) способы начисления амортизации | Отделы: планово-экономический, информационных технологий, главного энергетика, главного механика, транспорта; бухгалтерия |
6. Установление поправочных коэффициентов при функционировании объектов в агрессивной среде, при изменении сменности машин и оборудования и др. | Отделы: главного энергетика, главного механика, главного технолога, информационных технологий |
7. Определение ресурса объектов, в отношении которых принято решение о начислении амортизации производительным способом | Отделы: планово-экономический, транспорта, главного технолога, главного механика, главного энергетика |
В заключение отметим, что заседания комиссии проводят по мере необходимости. Для участия в заседаниях комиссии могут привлекаться компетентные специалисты организации, приглашенные эксперты, аудиторы.
Решения комиссии оформляют протоколами, в которых должны содержаться результаты заседаний со ссылками на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы. Протоколы подписывают председатель, секретарь и члены комиссии.
Разработка в рамках каждой организации подробного положения о комиссии, охватывающего все указанные моменты, позволит принимать обоснованные и правильные решения в рамках проводимой амортизационной политики.
24.01.2017
Ирина Толкун, экономист