Комментарий от 15.06.2010
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества». Либерализация законодательства о залоге имущества


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества». Либерализация законодательства о залоге имущества

Действующие нормы Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) о залоге имеют во многом ярко выраженную продебиторскую позицию, создавая для банков и других кредиторов-залогодержателей значительные трудности и дополнительные финансовые издержки (госпошлина и т.д.) при обращении взыскания на предмет залога. Поэтому неоднократно предпринимались меры по упрощению данной процедуры. В частности, ранее был принят Декрет Президента РБ от 27.01.2003 № 5 «Об упорядочении реализации заложенного имущества» (далее - Декрет № 5), а также Закон РБ от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке» (далее - Закон). С 4 мая 2010 г. вступил в силу Декрет Президента РБ от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» (далее - Декрет № 3). Чтобы лучше понять, что нового внес Декрет № 3, коротко остановимся на существовавшем до этого порядке обращения взыскания.

Обращение взыскания

С 2003 г. в Республике Беларусь существовали по сути 2 альтернативные друг другу процедуры обращения взыскания на предмер залога (в т.ч. ипотеки):

1) общая, установленная ГК;

2) специальная (банковская), установленная Декретом № 5 и ст.150 Банковского кодекса РБ. С момента вступления в силу Декрета № 3 Декрет № 5 признается утратившим силу.

Общая процедура также неоднородна и допускает как судебный, так внесудебный порядок. Выбор варианта зависит как от вида имущества, так и от соглашения сторон.

Первую группу составляют случаи, когда обращение взыскания осуществляется по решению суда (при этом может использоваться как общая процедура искового производства, так и в ряде случаев упрощенная - процедура приказного производства). Это самая многочисленная группа, поскольку судебный порядок применяется во всех случаях по умолчанию. Кроме того, существует имущество, в отношении которого альтернативные варианты договором не могут быть предусмотрены. Это случаи, когда:

1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа;

2) предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

3) залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно.

Ко второй группе относится недвижимость, для которой также предусмотрен судебный порядок, однако существует возможность его замены, т.е. если после возникновения оснований для обращения взыскания (после того, как срок исполнения обязательства наступил и стало ясно, что должник свое обязательство не исполнит) залогодатель и залогодержатель заключили нотариально удостоверенное соглашение, на основании которого и осуществляется обращение взыскания.

К третьей группе относится движимое имущество, для которого принцип свободы договора применяется в значительно большей мере:

1) если предмет залога находится у залогодателя, то судебный порядок применяется, если договором не предусмотрено иное;

2) если предмет залога передан залогодержателю, взыскание производится в порядке, который стороны самостоятельно определили в договоре, если законодательством не установлен иной порядок (примечание 1).

Применительно к ипотеке Закон устанавливает 2 варианта обращения взыскания - судебный и внесудебный. При этом Закон не отменяет собой ни общую процедуру, предусмотренную ГК, ни процедуру, установленную Декретом № 3 (примечание 2).

Следует отметить также, что в настоящее время законодательством предусмотрена также возможность взыскания задолженности по нотариально удостоверенным договорам залога на основании исполнительной надписи нотариуса (часть первая ст.25 Закона РБ от 24.11.1993 № 2586-XII «О залоге» (далее - Закон о залоге), п.1 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и иных должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2006 № 1737). Однако практика иногда трактует эти нормы ограничительно. В частности, в разъяснении ВХС РБ от 22.04.2004 № 06-07/1048 «Об обращении взыскания на заложенное имущество» данная норма фактически сведена только к случаям обращения взыскания ломбардами.

В случае судебного порядка как в отношении хозяйственного, так и гражданского процесса взыскание по требованиям залогодержателя может разрешаться как в рамках искового, так и приказного производства. Упрощенное (приказное производство) возможно в тех случаях, когда договор об ипотеке заключен в нотариальной форме (ст.116 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК), ст.394 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК)). Обратим внимание, что ставки госпошлины при обращении в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства значительно ниже, чем с исковых заявлений (всего от 3 до 5 базовых величин в зависимости от суммы взыскания), тогда как при обращении в общие суды ставки госпошлины для искового и приказного производства не дифференцированы (унифицированная ставка - 5 % от цены требования).

В соответствии с п.1 ст.40 Закона удовлетворение требований залогодержателя за счет имущества, являющегося предметом ипотеки, без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения между залогодержателем и залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом и иными законодательными актами.

При этом следует учитывать, что Закон не отменяет действия норм ГК, Декрета № 3, Указа Президента РБ от 22.11.2000 № 605 «О некоторых мерах по обеспечению государственных интересов при ипотеке предприятий», содержащих перечень случаев, когда обращение взыскания осуществляется исключительно на основании решения суда. Большинство из них перечислено в п.3 ст.40 Закона.

Соглашение об удовлетворении требований залогодержателя путем обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки, по предшествующей ипотеке действительно, если оно заключено при наличии письменного согласия на условия этого соглашения всех залогодержателей по всем последующим ипотекам.

В соответствии с п.3 ст.40 Закона удовлетворение требований залогодержателя в порядке, предусмотренном п.1 ст.40 Закона, не допускается в случае, если:

а) залогодатель отсутствует и установить его место нахождения невозможно;

б) для ипотеки имущества требуются согласие или разрешение иного лица или государственного органа;

в) предметом ипотеки является предприятие как имущественный комплекс;

г) предметом ипотеки являются недвижимые материальные историко-культурные ценности;

д) предметом ипотеки является имущество, находящееся в совместной собственности, и кто-либо из его собственников не дает в письменной форме согласия на удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке;

е) предметом ипотеки является имущество, ограниченно оборотоспособное;

ж) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, помимо перечисленных выше случаев, внесудебный порядок обращения взыскания не применяется, если объектом ипотеки выступает предприятие как имущественный комплекс (п.1 ст.51 Закона).

Внесудебный порядок допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения между залогодержателем и залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки. Такое соглашение может быть одного из двух видов:

1) предусматривающее реализацию имущества, являющегося предметом ипотеки;

2) договор купли-продажи, предусматривающий приобретение имущества, являющегося предметом ипотеки, залогодержателем для себя. Затем производится зачет покупной цены и обеспеченных ипотекой требований залогодержателя к должнику по обязательству, обеспеченному ипотекой.

Однако второй вариант не допускается в случаях:

а) приобретения залогодержателем земельного участка;

б) если ипотекой был обеспечен банковский кредитный договор.

Соглашения как первого, так и второго вида должны содержать существенные условия, перечисленные в п.5 ст.40 Закона:

1) наименование имущества, являющегося предметом ипотеки, на которое обращается взыскание, и стоимость этого имущества;

2) размер требований, обеспеченных ипотекой и подлежащих удовлетворению из стоимости имущества, являющегося предметом ипотеки;

3) способ реализации имущества, являющегося предметом ипотеки, или условия его приобретения залогодержателем;

4) все предшествующие и последующие ипотеки имущества, являющегося предметом ипотеки, и имеющиеся в отношении этого имущества у третьих лиц вещные права и права пользования.

Соглашение об удовлетворении требований залогодержателя путем обращения взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки, может быть признано судом недействительным по иску лица, чьи права нарушены этим соглашением.

Независимо от того, какой порядок применен сторонами, реализация предмета залога в рамках общей процедуры осуществляется с публичных торгов, организуемых в порядке, предусмотренном ХПК (ст.384-388), Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21, а если залогодатели - граждане, то ст.514-519 ГПК.

Альтернативная (банковская) процедура обращения взыскания, введенная Декретом № 5 до вступления в силу Декрета № 3, имела ограниченную сферу действия, поскольку не относилась:

а) к основным средствам залогодателя;

б) к имуществу, подлежащему взысканию на основании решения суда.

Следует отметить, что банки могут пользоваться и общей процедурой, регламентированной ГК.

Напомним, что к основным средствам, обращение взыскания на которое допускается только на основании судебного решения, относятся: здания, сооружения, включая ведомственные дороги; передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства и другие объекты в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденных постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (примечание 3). Необходимо помнить, что понятие «основные средства» значительно шире понятия «недвижимое имущество», которое применяется в ГК и Законе, в т.ч. в отношении договора об ипотеке.

Суть банковской процедуры согласно ранее действовавшему Декрету № 5 в том, что удовлетворение требования залогодержателя (кредитора) о погашении банковского кредита за счет заложенного имущества производилось без обращения в суд и проведения публичных торгов (примечание 4) на основании нотариально удостоверенного договора залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения установленных законодательством оснований для обращения взыскания на предмет залога. Банк был вправе реализовывать такое имущество самостоятельно. При этом договор не мог предусматривать переход права собственности на заложенное имущество к залогодержателю. Таким образом, процедура, предусмотренная Декретом № 5, весьма близка к внесудебному порядку, предусмотренному Законом.

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, платежи по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества, осуществляются в первоочередном порядке, причем они имеют приоритет перед другими платежами в рамках первой группы очередности.

Итак, что внес нового в процедуру обращения взыскания Декрет № 3?

Подпункт 1.2 п.1 Декрета № 3 предусматривает, что допускается удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного до либо после возникновения установленных законодательством оснований для обращения взыскания на заложенное имущество. При этом в таком соглашении должно содержаться условие о предоставлении права залогодателю, либо залогодержателю, либо иному лицу по выбору сторон осуществить от имени залогодателя продажу заложенного имущества в случае обращения взыскания на заложенное имущество для удовлетворения требования залогодержателя и не может предусматриваться переход права собственности на заложенное имущество к залогодержателю (примечание 5).

В случаях когда для залога в соответствии с законодательными актами требуется согласие (решение) лица или государственного органа, заключение соглашения, указанного в части первой подп.1.2 п.1 Декрета № 3, возможно только после получения в установленном порядке такого согласия (решения) этого лица или государственного органа.

Таким образом, фактически Декрет № 3 расширил сферу действия Декрета № 5 за счет того, что:

1) нормы Декрета № 3 могут применяться и к основным средствам;

2) соглашение между залогодателем и залогодержателем может заключаться как после, так и до возникновения просрочки и других оснований для обращения взыскания;

3) нормы Декрета № 3 распространяются не только на банки, но и на других залогодержателей.

Особенно значительным является то, что сейчас у банков появляется важный инструмент для исключения судебной процедуры, так как нотариально удостоверенное соглашение может заключаться параллельно с кредитным договором, т.е. являться одним из условий предоставления кредита.

Однако подп.1.3 п.1 Декрета № 3 предусматривает, что взыскание на заложенное имущество может быть обращено только по решению суда в случаях, когда:

1) залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно;

2) предметом ипотеки является имущество, находящееся в совместной собственности, и кто-либо из его собственников не дает в письменной форме согласия на удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке;

3) для ипотеки имущества требуется согласие (решение) иного лица или государственного органа;

4) предметом залога является имущество, относящееся к историко-культурным ценностям;

5) предметом залога является имущество, ограниченно оборотоспособное;

6) предметом залога является предприятие как имущественный комплекс.

По сути, в данном месте Декрет № 3 воспроизводит нормы п.3 ст.40 Закона, однако в отличие от последнего Декрет № 3 распространяется как на недвижимость, так и на движимое имущество.

Реализация предмета залога

Декрет № 3 развивает положения Декрета № 5 и других актов законодательства в части реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание без обращения в суд. Декрет № 3 предусматривает возможность продажи заложенного имущества на публичных торгах, а также без проведения публичных торгов.

На публичных торгах в порядке, установленном актами законодательства, осуществляется продажа заложенного имущества, на которое обращено взыскание без обращения в суд, залогодержателем, залогодателем или иным лицом, уполномоченным нотариально удостоверенным соглашением залогодержателя с залогодателем.

Однако такая продажа может быть совершена только банком-залогодержателем, если предметом залога являются земельный участок, находящийся в частной собственности, или право аренды земельного участка, в т.ч. с расположенными или возводимыми на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), либо капитальные строения (здания, сооружения) с одновременным залогом земельного участка, находящегося в частной собственности (права аренды земельного участка), на котором расположены эти капитальные строения (здания, сооружения), а также имущество, относящееся к основным средствам залогодателя.

Указанные положения обусловлены тем, что согласно Указу Президента РБ от 02.06.2009 № 276 «Об отдельных вопросах банковской деятельности и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» залогодержателями земельных участков, находящихся в частной собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога, могут быть банки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности в части осуществления банковской операции по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности (примечание 6). При этом Декрет № 3 ограничивает круг продавцов банками-залогодержателями не только в случае реализации земельных участков, но и других основных средств.

Кроме того, установлена возможность реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание без обращения в суд, по договору купли-продажи без проведения публичных торгов банком-залогодержателем, залогодателем или иным лицом, уполномоченным нотариально удостоверенным соглашением банка-залогодержателя с залогодателем, в случаях удовлетворения требований о погашении банковского кредита за счет заложенного имущества (но за исключением земельных участков, основных средств и иного имущества, указанного выше), что и ранее было предусмотрено Декретом № 5.

Залог товаров в обороте

Особой формой залога является залог товаров в обороте. Такой залог применяется к предметам залога, обладающими качествами серийности и быстрой заменимости. Нельзя понимать этот вид залога узко, с использованием бухгалтерского значения термина «товары». Залогодателем могут быть не только торговые организации, но и, к примеру, производственные, а предметом залога согласно п.1 ст.338 ГК могут выступать не только товарные запасы, но и сырье (в т.ч. природные ресурсы), материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и т.п.

Основная особенность данного вида залога состоит в том, что в залог принимается товарная масса в целом, а не отдельные предметы. Договор залога товаров в обороте должен определять вид заложенного товара, другие его родовые признаки, общую стоимость предметов залога, место, в котором они находятся, а также виды товаров, которыми может быть заменен предмет залога (ст.44 Закона о залоге). Залогодатель вправе свободно распоряжаться заложенным имуществом при условии равноценной замены обеспечения. Также данному виду залога чуждо «право следования»: с момента перехода товаров в собственность третьих лиц они перестают находиться в залоге (п.2 ст.338 ГК).

Лишь в случае нарушения залогодателем условий договора залогодержатель вправе наложить на заложенные товары свои знаки и печати и приостановить операции с ними.

Таким образом, залог товаров в обороте удобен прежде всего для залогодателя, так как не ограничивает движение оборотных активов. Определенные выгоды приносит он и залогодержателю, поскольку упрощается процедура передачи в залог.

Однако в действующем законодательстве содержится требование об указании вида заложенного имущества, ссылки на его род недостаточно. Чтобы устранить этот недостаток, Декрет № 3 предусматривает, что передача в залог любого движимого имущества, определенного родовыми признаками, может осуществляться в порядке, установленном законодательными актами для залога товаров в обороте.

Следует иметь в виду, что в гражданском праве нет четко установленного критерия имущества, определенного родовыми признаками, и этот термин трактуется ситуативно. В данный момент сложно прогнозировать, по какому пути пойдет практика (прежде всего судебная), но можно отметить, что род заложенного имущества определяется прежде всего договором залога, поэтому, по нашему мнению, в нем допустимы формулировки типа «любые товары, находящиеся на складе» или даже «любые основные средства, относящиеся к движимому имуществу» (примечание 7).

Данная норма Декрета № 3 изложена как дозволение, а не как обязанность сторон. В связи с этим, если залогодержатель захочет сохранить за собой право следования, он может заключить договор залога движимого имущества, определенного родовыми признаками, на иных условиях, чем залог товаров в обороте.

Право оперативного управления

В соответствии с подп.1.6 п.1 Декрета № 3 организации, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, если иное не предусмотрено Президентом РБ, а имущество, находящееся в частной собственности, - с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица.

Ранее согласно п.1 ст.279 ГК и п.1 ст.7 Закона учреждения, казенные предприятия и государственные объединения, которые обладают в отношении переданного им имущества правом оперативного управления, не имели права передавать в залог или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

В части государственного имущества можно ожидать внесения изменений в Указ Президента РБ от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

Внешние государственные займы

С другой стороны, исходя из подп.1.1 п.1 Декрета № 3 имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), не может являться предметом залога, в т.ч. ипотеки, до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту).

Под внешним государственным займом (кредитом) Положение о внешних государственных займах (кредитах), утвержденное Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252, имеет в виду привлечение займов:

а) Республикой Беларусь и Правительством РБ;

б) резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство РБ;

в) Правительством РБ, резидентами под гарантии Правительства РБ для предоставления их другим резидентам на условиях переуступки.

Очередность удовлетворения требований залогодержателей

В настоящее время действующим законодательством установлена различная приоритетность удовлетворения требований кредиторов:

1) при ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п.11 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1);

2) в рамках ликвидационной процедуры - согласно ст.144 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

3) в рамках исполнительного производства - на основании главы 37 ХПК и главы 37 ГПК;

4) в рамках текущей хозяйственной деятельности - в соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359.

Декрет № 3 изменил очередность, установленную Декретом № 1, переместив из четвертой в третью группу требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества. Таким образом, они становятся в одну группу с задолженностью по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды.

Вместе с тем это не распространяется на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), где по-прежнему сохраняется четвертая группа очередности.

Согласно п.2 Декрета № 3 договоры о залоге и соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенные до вступления в силу данного Декрета, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями Декрета № 3.

   

Примечание 1. Имеется в виду п.5 ст.339 ГК, предусматривающий реализацию вещи ломбардом на основании исполнительной надписи нотариуса.

Примечание 2. По этому вопросу см. также: письмо ВХС РБ от 24.08.2004 № 03-25/2263 «О взыскании задолженности по кредитам»; письмо ВХС РБ от 26.07.2002 № 03-25/1583 «Об удовлетворении требований залогодержателя (кредитора) из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда».

Примечание 3. См. п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118. Дополнительно о составе основных средств указано в главе 2 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6.

Примечание 4. Право самостоятельного обращения взыскания на предмет залога имел в свое время Госбанк СССР. В настоящее время в Польше банкам предоставлено право на основании банковских книг и иных документов самостоятельно выставлять исполнительные документы (ст.96 Банковского закона Польши).

Примечание 5. Возможность кредитора оставить предмет залога себе (лат. lex commissoria, англ. foreclosure) ограничивалась еще со времен римского права. В большинстве стран (за исключением англосаксонских) ограничивается она и по сегодняшний день по той причине, что размер задолженности и стоимость вещи, как правило, не совпадают (стоимость вещи чаще оказывается больше).

Примечание 6. Постановлением Совета Министров РБ от 28.10.2008 № 1599 «Об особенностях проведения публичных торгов (торгов) по реализации земельных участков, являющихся предметом ипотеки» установлены соответствующие особенности реализации земельных участков, выставленных на торги. Такого рода публичные торги (торги) по реализации земельных участков, являющихся предметом ипотеки, проводятся:

1) судебными исполнителями в отношении земельных участков, на которые обращено взыскание по решению суда;

2) банками-залогодержателями, залогодателями либо специализированными организациями, уполномоченными нотариально удостоверенным соглашением между залогодержателем и залогодателем об удовлетворении требований залогодержателя путем обращения взыскания на земельный участок, являющийся предметом ипотеки, в отношении земельных участков, на которые обращено взыскание на основании такого соглашения;

3) банками-залогодержателями от имени залогодателей в случае неисполнения залогодателем обязательства, обеспеченного ипотекой земельного участка.

Примечание 7. Можно говорить о появлении в белорусском законодательстве нового вида залога, известного в некоторых зарубежных странах под названием «плавающий залог» (англ. floating charge).

   

15.06.2010 г.

   

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук

 

От редакции: В Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 97-З (с 15 июля 2010 г.), от 16.07.2010 № 172-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 15.07.2010 № 167-З (с 3 февраля 2011 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 09.07.2012 № 388-З (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 02.06.2009 № 276 «Об отдельных вопросах ипотеки земельных участков и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 03.08.2010 № 402 (с 12 августа 2010 г.) и от 15.04.2013 № 186 (с 18 апреля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Гражданский процессуальный кодекс РБ от 11.01.1999 № 238-З на основании законов РБ от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.), от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.), от 07.01.2012 № 349-З (с 25 июля 2012 г.), от 26.05.2012 № 376-З (с 5 сентября 2012 г.), от 13.07.2012 № 411-З (с 20 января 2013 г.) и от 12.07.2013 № 55-З (с 3 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 22.07.2010 № 383 (с 1 октября 2010 г.), от 05.11.2010 № 571 (с 5 ноября 2010 г.), от 21.06.2011 № 261 (с 21 июня 2011 г.) и от 24.10.2011 № 482 (с 28 октября 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 11 ноября 2010 г. в подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 28.10.2008 № 1599 «Об особенностях проведения публичных торгов (торгов) по реализации земельных участков, являющихся предметом ипотеки» на основании постановления Совета Министров РБ от 02.11.2010 № 1610 внесено изменение.

С 27 ноября 2010 г. в подп.1.4.1 п.1 Декрета Президента РБ от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» на основании Декрета Президента РБ от 22.11.2010 № 9 внесено изменение.

В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.) и от 25.11.2011 № 322-З (с 6 июня 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь» на основании постановлений Пленума ВХС РБ от 04.03.2011 № 2, от 29.06.2011 № 16 и от 15.02.2012 № 2 внесены изменения и дополнения.

С 25 апреля 2011 г. Указ Президента РБ от 22.11.2000 № 605 «О некоторых мерах по обеспечению государственных интересов при ипотеке предприятия» на основании Указа Президента РБ от 19.04.2011 № 166 утратил силу.

В Указ Президента РБ от 18.04.2006 № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» на основании указов Президента РБ от 27.06.2011 № 275 (с 6 июля 2011 г.) и от 31.01.2013 № 47 (с 6 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 20 ноября 2011 г. перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов и должностных лиц, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2006 № 1737, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.11.2011 № 1518 изложен в новой редакции.

В постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» на основании постановлений Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 30.09.2011 № 162/101/45 и от 22.12.2012 № 117/80/37 (с 1 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. постановление Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 «Об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы» на основании постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 утратило силу.

С 6 июля 2012 г. Указ Президента РБ от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» на основании Указа Президента РБ от 04.07.2012 № 294 утратил силу.

С 1 января 2013 г. постановление Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 «О бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов» на основании постановления Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 утратило силу.

С 18 января 2013 г. Закон РБ от 24.11.1993 № 2586-XII «О залоге» на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388-З утратил силу.

С 22 января 2013 г. ст.150 Банковского кодекса РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З утратила силу.

С 25 января 2013 г. Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З утратил силу.

С 24 января 2014 г. в Закон РБ от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке» на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 54-З внесены изменения и дополнения.