Комментарий от 29.05.2009
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 4 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 и от 29 февраля 2008 г. № 3, признании утратившими силу Декрета Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 18 и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь». Изменения законодательства в области производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 4 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 и от 29 февраля 2008 г. № 3, признании утратившими силу Декрета Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 18 и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь». Изменения законодательства в области производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта

Комментируемый Декрет Президента РБ от 05.05.2009 № 4 (далее - Декрет № 4) вступил в силу 5 мая 2009 г. и внес изменения в правовое обеспечение государственного регулирования отношений в области производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Рассмотрим данные изменения более подробно.

1) Декретом № 4 исключены из Декрета Президента РБ от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Декрет № 11) практически все нормы, устанавливающие требования и обязанности в указанной сфере (за исключением отдельных норм в части лицензирования).

Вместе с тем это не означает, что исключенные из Декрета № 11 нормы также исключены и из законодательства.

В Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З), который вступил в силу с 4 марта 2009 г., перенесены все нормы, регулирующие производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, исключенные из Декрета № 11.

В частности, предусмотренные Декретом № 11 ограничения включены в ст.5 и 11 Закона № 429-З, согласно которым:

- право на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой, розничной торговли ими имеют только юридические лица;

- индивидуальным предпринимателям предоставляется право только на осуществление в Республике Беларусь розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания, а также импорта и (или) розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью не более 1 л (массой не более 1 кг);

- право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические лица или негосударственные юридические лица с долей государства в уставном фонде свыше 30 %;

- запрещается производство и оборот непищевой спиртосодержащей продукции (за исключением антисептических лекарственных и ветеринарных средств) и непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80 %, относящихся к непищевому этиловому спирту, без денатурирующих добавок и (или) компонентов, изменяющих органолептические свойства этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, непищевого этилового спирта;

- запрещается производство плодовых вин с использованием этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства;

- запрещается торговля составными спиртовыми полуфабрикатами для производства алкогольных напитков, кроме реализации этих полуфабрикатов юридическим лицам, имеющим право на производство таких напитков на основании соответствующего специального разрешения (лицензии), а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим указанные полуфабрикаты для производства иной пищевой продукции, если это предусмотрено техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации и технологической документацией;

- запрещается поставка и переработка на давальческих условиях сырья для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

- запрещается ввоз фракции головной этилового спирта и других побочных продуктов спиртовой промышленности с содержанием этилового спирта более 80 %, кроме ввоза указанных продуктов спиртовой промышленности юридическими лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта и использующими эти продукты для собственных нужд;

- запрещается ввоз, перемещение и (или) хранение алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками и (или) специальными марками, торговля этими напитками без нанесенных акцизных марок и (или) специальных марок, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- запрещается ввоз физическими лицами более 5 л (5 кг) непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции;

- запрещается производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 л (5 кг) непищевой спиртосодержащей продукции, более 5 л этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, более 5 л непищевого этилового спирта;

- запрещается продажа физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, и алкогольных напитков, в т.ч. собственного изготовления;

- запрещается перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики Беларусь (не для коммерческих целей) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 л алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками;

- запрещается перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики Беларусь (не для коммерческих целей) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 15 л алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность их приобретения, за исключением алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления;

- запрещается оптовая продажа этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 429-З.

Нормы, устанавливающие обязанность лицензирования деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также отдельные требования и условия при получении соответствующих специальных разрешений (лицензий), предусмотрены в пп.3 и 4 ст.5, ст.6-8 Закона № 429-З.

Однако при этом надлежит обратить внимание, что Декретом Президента РБ от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее - Декрет № 3) из Декрета № 11 не исключены нормы, определяющие условия и порядок аннулирования специальных разрешений (лицензий), - пп.17-23 Положения о государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, утвержденного Декретом № 11 (далее - Положение Декрета № 11). В настоящее время готовится единый законодательный акт Президента РБ по вопросам лицензирования, в который будут перенесены указанные нормы.

Сравнительная таблица норм, регулирующих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта Декрета № 11, включенных (перенесенных) в Закон № 429-З

 

Норма законодательства
Декрет № 11
Закон № 429-З
Понятийный аппарат Пункт 2 Положения Декрета № 11 Статья 2
Закона № 429-З
Требования, предъявляемые к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приборам их учета и средствам контроля Глава 3 Положения Декрета № 11 Глава 4
Закона № 429-З
Обязанность и порядок представления деклараций и балансов объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирт Пункты 42 и 43 Положения Декрета № 11 Статья 33 Закона № 429-З
Порядок установления квот на производство алкогольной продукции и непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции Пункт 44 Положения Декрета № 11 Статья 12 Закона № 429-З
Порядок маркировки алкогольных напитков акцизными, специальными, контрольными марками, специальными знаками Глава 5 и п.57 Положения Декрета № 11 Глава 6
Закона № 429-З
Предоставление права на осуществление импорта алкогольной продукции (за исключением алкогольных напитков) и непищевого этилового спирта только юридическими лицами - переработчиками указанных продукции и спирта Пункт 54 Положения Декрета № 11 Пункт 2 ст.5 Закона № 429-З
Порядок маркировки контрольными знаками сопроводительных документов при ввозе алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта ввозимой из государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическим пространстве от 26.02.1999, а также вывозе указанных товаров в названные государства.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. действие вышеназванного Договора приостановлено Договором о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества от 10.10.2014

Пункт 55 Положения Декрета № 11 Статья 22 Закона № 429-З
Требования обеспечения обязательного сопровождения ввозимой из государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также вывозимых этих товаров в указанные государства Пункт 56 Положения Декрета № 11 Пункт 1 ст.23 Закона № 429-З
Обязанность обеспечения обязательного сопровождения спирта этилового ректификованного технического, спирта этилового денатурированного, получаемого из пищевого или непищевого сырья, произведенных на территории Республики Беларусь, перемещаемого по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом в количестве более 100 дал Пункт 58 Положения Декрета № 11 Пункт 2 ст.23 Закона № 429-З
Требования к оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом Пункты 59-61 Положения Декрета № 11 Глава 8
Закона № 429-З
Порядок отпуска и получения спирта этилового, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья Пункты 61-71 Положения Декрета № 11 Глава 9
Закона № 429-З
Порядок производства, учета и торговли оригинальными алкогольными напитками в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций Глава 8 Положения Декрета № 11 Глава 10
Закона № 429-З

 

2) Декретом № 4 в Декрет № 3 (пп.1(1)-1(3)) перенесены нормы, закрепляющие за государством исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции (пп.2(1)-2(3) Декрета № 3). Данные нормы перенесены из Декрета № 11.

Указанные нормы получили закрепление в Декрете № 3 в целях недопущения противоречий норм Закона № 429-З и Закона РБ от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее - Закон № 347-З).

Так, согласно ст.16 Закона № 347-З право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров, которое реализуется уполномоченными Президентом РБ государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь. Перечень отдельных видов товаров, на осуществление внешней торговли которыми предоставляется исключительное право, определяется Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

Таким образом, в случае закрепления исключительного права государства на импорт алкогольной продукции только в Законе № 429-З (п.2 ст.5) данная норма вступает в противоречие со ст.16 Закона № 347-З.

3) Декретом № 4 из Декрета № 11 исключены нормы, касающиеся отдельных вопросов государственного регулирования рекламы. Так, в подп.2.3-1 п.2 Декрета № 11 было предусмотрено, что ограничения и запреты на рекламу алкогольных напитков и пива, установленные иными законодательными актами, не распространяются на:

- использование образов людей или животных, в т.ч. рисованных, мультипликационных (анимационных), в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков и (или) пива;

- рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в т.ч. их наименовании (фирменном наименовании), и зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) организаций системы образования, организаций здравоохранения.

Однако указанные нормы ранее были перенесены в Закон РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон № 225-З) (ст.17 и 18), следовательно, по-прежнему остаются в силе как составная часть данного Закона.

4) Декретом № 4 сняты ограничения и запреты на рекламу алкогольных напитков, установленные иными законодательными актами, на рекламу алкогольных напитков, размещаемую производителями этих напитков на своих сайтах в сети Интернет и содержащую информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков. В связи с этим Декрет № 3 дополнен п.2(4).

Законодательным актом, регулирующим рекламу, в т.ч. алкогольных напитков, является Закон № 225-З, согласно п.1 ст.17 которого запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, содержащей информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков.

Таким образом, с даты вступления в силу Декрета № 4 такой запрет не распространяется на рекламу, осуществляемую производителями алкогольных напитков на своих сайтах в сети Интернет.

С учетом внесенных изменений в Декрете № 11 остались только нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также правила аннулирования специальных разрешений (лицензий).

 

29.05.2009 г.

 

Яна Глинская, экономист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» на основании Закона РБ от 04.01.2010 № 109-З (с 5 февраля 2010 г.) и Закона РБ от 18.06.2013 № 36-З (с 30 декабря 2013 г.) внесены изменения и дополнения.