


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10». Заключаем инвестиционный договор с Республикой Беларусь
Принятие комментируемого Декрета (далее - Декрет № 4) обусловлено необходимостью корректировки норм Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10) согласно наработанной практике его применения, а также в целях стимулирования инвестиционной деятельности путем предоставления инвесторам, заключающим инвестиционный договор с Республикой Беларусь, дополнительных льгот.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента РБ от 12.11.2015 № 8. |
Дополнительные льготы и преференции для инвесторов
Со вступлением в силу Декрета № 4 (т.е. с 9 августа 2011 г.) инвесторы при условии заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь могут получить следующие дополнительные в сравнении с Декретом № 10 льготы и преференции:
1) право использования строительных и технических нормативов (нормативных правил) в случае применения проектной документации, разработанной в соответствии с зарубежными нормами проектирования и стандартами в области строительства, введенными в действие на территории Республики Беларусь, без адаптации к действующим в Республике Беларусь, но с проведением экспертизы и привязки (при необходимости) к местным условиям. В иных случаях требуется корректировка проектной документации, разработанной за рубежом с требованиями НПА, действующими в Республике Беларусь.
То есть если ранее инвестору требовалась фактически новая проектная документация на строительный объект, разработанная в соответствии со стандартами и нормами Республики Беларусь, при наличии уже имеющейся, разработанной в стране инвестора, то с предоставлением этой льготы проектная документация просто корректируется с учетом специфики конкретной местности в Беларуси, на которой планируется строительство объекта. Так, например, рельеф местности, в привязке которой разработана иностранная проектная документация, холмистый, а рельеф местности, на которой планируется построить объект в Республике Беларусь, - прямой склон. Соответственно этому и будут внесены корректировки в проектную документацию, например, в отношении фундамента.
2) вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, независимо от суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов. Порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость установлен ст.103 Налогового кодекса РБ (далее - НК).
В случаях, предусмотренных п.23 ст.107 НК, и в случаях, установленных Президентом РБ (в данном случае - Декретом № 4), вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
3) строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира. Получаемая при этом древесина реализуется в установленном законодательством порядке;
4) освобождение от проведения подрядных торгов при выборе генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом;
5) освобождение на период строительства, а также проведения проектных работ от уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
6) освобождение от отчислений в инновационные фонды;
7) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в связи с безвозмездной передачей имущества, если для реализации инвестиционного проекта инвестору безвозмездно предоставляется государственное имущество.
Внесение изменений в инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу Декрета № 4
С учетом части второй п.3 Декрета № 4 в инвестиционные договоры, заключенные до 9 августа 2011 г., могут быть внесены изменения, обеспечивающие реализацию положений Декрета № 4.
Однако это не означает, что у сторон инвестиционного договора, заключенного ранее названной даты, автоматически возникает право на его изменение. Часть вторая п.3 Декрета № 4 содержит условие, при котором внесение изменений и дополнений в заключенные инвестиционные договоры возможно только в случае необходимости обеспечить реализацию положений Декрета № 4. Следовательно, лишь в случае необходимости и обоснованности со стороны инвестора получения им дополнительных льгот, предоставляемых Декретом № 4, инвестор получает право на обращение в орган, с которым от имени Республики Беларусь им заключен инвестиционный договор, о внесении изменений и дополнений в него путем подписания дополнительного соглашения. Дополнительное соглашение подписывается в том же порядке, что и заключение инвестиционного договора.
Заключение инвестиционного договора несколькими инвесторами
Вместе с перечисленными выше льготами Декретом № 4 конкретизированы некоторые иные позиции Декрета № 10.
В частности, с учетом возникающих на практике вопросов относительно возможности заключения инвестиционных договоров с множественностью лиц как со стороны инвестора, так и уполномоченных государственных органов от имени Республики Беларусь конкретизировано право участия в инвестиционном договоре нескольких инвесторов. Дополнительно принятым в развитие норм Декрета № 4 постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (далее - постановление № 1058) регламентируется порядок обращения в государственный орган в целях подписания инвестиционного договора нескольких инвесторов, а также порядок принятия решения при участии в договоре нескольких государственных органов со стороны Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2016 г. взамен постановления № 1058 действует постановление Совета Министров РБ от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10». |
Такая корректировка снимает неоднозначное восприятие этой нормы, которое имело место ранее.
В настоящее время, если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение 2 и более инвесторами, то заявление может быть направлено одним из них с приложением документов, подтверждающих согласие каждого инвестора на заключение такого инвестиционного договора (часть третья п.3 Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением № 1058 (далее - Положение)). В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения 2 и более государственных органов и (или) исполнительных комитетов, то инвестор (инвесторы) вправе направить заявление одновременно в каждый такой государственный орган и (или) исполнительный комитет (часть вторая п.3 Положения). Таким образом, в этих случаях инвестору предоставлено право выбора государственного органа, в который он может обратиться для заключения инвестиционного договора. Кроме того, инвестор может выбрать официального инициатора заключения договора с Республикой Беларусь.
Обязательные условия инвестиционного договора
Указанные в Декрете № 4 условия инвестиционного договора являются обязательными. К таковым отнесены:
объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;
права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь - сторон инвестиционного договора;
ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;
требования о конфиденциальности информации;
порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора.
При определении обязательных условий инвестиционного договора также следует учитывать возможность применения ст.402 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), так как иные акты законодательства в силу нормы ст.6 Инвестиционного кодекса РБ являются источником регулирования правоотношений при заключении инвестиционного договора.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. действует Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях». |
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.402 ГК).
Таким образом, существенными могут быть также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Язык инвестиционного договора
Декретом № 4 откорректирован порядок составления инвестиционного договора в отношении языков. Ранее договор составлялся на русском или белорусском языке. После вступления в силу Декрета № 4 в случае, если инвестором является юридическое или физическое иностранное лицо, по соглашению сторон договор может быть составлен и на иностранном языке.
Порядок заключения инвестиционного договора
Если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом № 4, иными решениями Президента РБ и актами законодательства, то инвестиционный договор заключается республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству РБ, Управления делами Президента РБ (государственным органом), областным (Минским городским) исполнительным комитетом.
Если инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 4 и иными решениями Президента РБ, то инвестиционный договор заключается Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
Данными изменениями существенным образом упрощена процедура заключения договоров, если инвестор претендует только на льготы, установленные законодательством (в т.ч. Декретами № 10 и № 4).
Подробный порядок заключения инвестиционного договора закреплен в Положении. Положение сохраняет прежнюю дефиницию в выборе инвестором органа для заключения инвестиционного договора в зависимости от территории реализации инвестиционного проекта или сферы его реализации. В соответствии с п.3 Положения инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, обращается с заявлением в государственный орган в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики или в исполнительный комитет в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г.Минска). Государственный орган или исполнительный комитет должны обеспечить организацию работы по рассмотрению поступившего заявления в порядке, установленном Положением.
15.11.2011 г.
Татьяна Манцевич, юрист