Комментарий от 29.12.2014
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Расширение прав и ответственности руководителей организаций


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Расширение прав и ответственности руководителей организаций

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5), вступающий в силу с 1 января 2015 г., предусматривает целый комплекс мер, которые распространяются в равной мере на руководителей и работников организаций как государственной, так и частной форм собственности. Декрет № 5 называет одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций:

• обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;

• содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

• надлежащие условия труда работников.

 

Обратите внимание!

При аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку (оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации) соблюдения руководителем организации перечисленных выше критериев и учитывать их при принятии кадровых решений.

Права руководителей

Меры поощрения в контексте Декрета № 5 занимают совсем немного места. Среди них можно назвать разве что право устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет. Мера эта может затронуть лишь государственные организации, поскольку в частных существующие ограничения в части стимулирующих выплат касаются как раз руководителей, а не работников. Зато права руководителей в части взысканий расширены весьма существенно. Рассмотрим их в таблице 1.

Таблица 1

 
Права руководителей
по Декрету № 5 (п.3) по Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее - ТК)
Изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп.3.2 п.3).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. подп.3.2 п.3 Декрета № 5 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 (далее - Декрет № 1). Комментарий см. здесь
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст.32)
Применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3) К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания может применяться в т.ч. лишение премий. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами (ст.198)
Незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба (подп.3.4).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2021 г. Декретом от 12.10.2021 № 6 подп.3.4 п.3 Декрета № 5 дополнен словами «, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин». Комментарии см. здесь
Помимо случаев, предусмотренных законодательством (по требованию уполномоченных государственных органов), наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (ст.49)
Расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза (подп.3.5) Не предусмотрено. Уведомление профсоюза в настоящее время за 2 недели (ст.46)
Удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (подп.3.6) Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника (ст.408).
При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, - 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику (ст.108)

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июня 2021 г. в ТК внесены изменения Законом от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь.

С 24 октября 2021 г. Декретом № 6 п.6 Декрета № 5 дополнен подп.6.141: «нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных;». Комментарии см. здесь.

Новые права руководителей в области трудовой дисциплины

Меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом № 5 и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:

1) государственного органа (организации) - в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);

2) областных или Минского городского исполнительных комитетов - в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

3) иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).

 

Справочно

Перечень контролирующих надзорных органов определен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2021 г. следует руководствоваться перечнем № 510 с изменениями, внесенными Указом от 25.05.2021 № 196.

 

Обратите внимание!

Теперь областные (Минский городской) исполнительные комитеты могут применять меры дисциплинарной ответственности (в т.ч. увольнение) в отношении работников организаций частной формы собственности.

Обязанности руководителей

Руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить (п.4 Декрета № 5):

а) производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;

б) содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;

в) надлежащие условия труда работников;

г) закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника.

Невыполнение руководителем требований, перечисленных под пп.а)-в), является грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности. Сюда же относятся:

• сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий.

 

Обратите внимание!

Увольнение работника, например, по его заявлению либо по соглашению сторон при наличии возможности уволить его по статье может повлечь увольнение самого руководителя;

 

• иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.

Дискредитирующие обстоятельства

Декретом № 5 вводится новое основание досрочного расторжения трудовых договоров (контрактов) с работниками - дискредитирующие обстоятельства.

 

Справочно

От лат. credere - верить, dis - отрицательная приставка, т.е. дискредитация - утрата доверия. В ТК виновные действия, вызвавшие утрату доверия, являются только основанием для расторжения трудового договора с работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.

Таблица 2

 
Дискредитирующие обстоятельства
по Декрету № 5 (п.6) по ТК и другим законодательным актам
Неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание (подп.6.1) систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (абзац 4 ст.42 ТК)
Однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:
- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
- иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с Декретом № 5 и иными законодательными актами (подп.6.2)
- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (абзацы 5, 7-9 ст.42 ТК)
Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (подп.6.3) Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (абзац 5 ст.44 ТК)
Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (подп.6.4) Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (абзац 2 ст.47 ТК)
Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (подп.6.5) Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (абзац 3 ст.47 ТК)
Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (подп.6.6) Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п.4 ст.47 ТК)
Разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ (подп.6.7) Неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо разглашения коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ (п.6 ст.47 ТК)
Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда (подп.6.8) Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом) (абзац 3 подп.2.10 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29)).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом № 1. Комментарий см. здесь
Сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (подп.6.9)
-
Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий (подп.6.10) Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий (п.12 ст.47 ТК)
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц (подп.6.11) Неоднократное (т.е. два и более раза в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (абзац 4 подп.2.10 п.2 Декрета № 29)
Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц (подп.6.12) Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц (абзац 5 подп.2.10 п.2 Декрета № 29)
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (подп.6.13) Неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (абзац 6 подп.2.10 п.2 Декрета № 29)
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений (подп.6.14) Непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства (абзац 11 подп.2.10 п.2 Декрета № 29)
Нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (подп.6.15) Неподписание либо нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п.5 ст.47 ТК)
Разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты (подп.6.16) Разглашение сведений, составляющих государственные секреты (подп.1.5 п.1 ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе))
Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой (подп.6.17) Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой (подп.1.4 п.1 ст.40 Закона о госслужбе)
Грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей (подп.6.18) Грубое нарушение должностных обязанностей (подп.1.9 п.1 ст.40 Закона о госслужбе)
Совершение проступка, не совместимого с нахождением на государственной службе (подп.6.19) Совершение проступка, не совместимого с нахождением на государственной службе (подп.1.9 п.1 ст.40 Закона о госслужбе)
Лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени (подп.6.20) Вступление в законную силу обвинительного приговора суда (подп.1.12 п.1 ст.40 Закона о госслужбе)
Наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости (подп.6.23)
Представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности (подп.6.21) Нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу (подп.1.7 п.1 ст.40 Закона о госслужбе)
Непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений (подп.6.22)
-
Виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь явились основанием для увольнения с военной службы (службы) (подп.6.24)
-

Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам

Как видим из таблицы 2, абсолютное большинство из рассмотренных дискредитирующих оснований увольнения существовало и ранее. Однако не все из действующих оснований увольнения вошли в перечень дискредитирующих Декрета № 5 (например, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, не является дискредитирующим). Объяснение этому, видимо, в порядке применения и последствиях увольнения по дискредитирующим обстоятельствам.

Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам теперь является «несмываемым пятном» на работнике в течение 5 лет. В указанный срок такой работник не может быть назначен на руководящую должность в организациях как государственной, так и частной формы собственности без согласования такого назначения с соответствующим председателем исполнительного комитета либо главой администрации базового уровня. Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние 5 лет.

 

Справочно

Под руководящей должностью Декрет № 5 понимает должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (примечание к п.9). То есть речь идет не только о топ-менеджменте, но и о начальниках отделов, управлений и т.п.

 

Нарушение установленного порядка приема работников, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, может повлечь в свою очередь увольнение нового нанимателя в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

Наниматели теперь вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (п.11 Декрета № 5).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2021 г. наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса. При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

• характеристику с предыдущего места его работы;

• характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;

• сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно (п.11 Декрета № 5 в ред. Декрета № 6). Комментарии см. здесь.

 

29.12.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук