


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Расширение прав и ответственности руководителей организаций
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5), вступающий в силу с 1 января 2015 г., предусматривает целый комплекс мер, которые распространяются в равной мере на руководителей и работников организаций как государственной, так и частной форм собственности. Декрет № 5 называет одними из основных критериев оценки работы руководителей организаций:
• обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;
• содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;
• надлежащие условия труда работников.
![]() |
Обратите внимание! При аттестации руководителей организаций или при продлении либо заключении с ними контрактов на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку (оформляется документально и хранится в личном деле руководителя организации) соблюдения руководителем организации перечисленных выше критериев и учитывать их при принятии кадровых решений. |
Права руководителей
Меры поощрения в контексте Декрета № 5 занимают совсем немного места. Среди них можно назвать разве что право устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет. Мера эта может затронуть лишь государственные организации, поскольку в частных существующие ограничения в части стимулирующих выплат касаются как раз руководителей, а не работников. Зато права руководителей в части взысканий расширены весьма существенно. Рассмотрим их в таблице 1.
Права руководителей | |
по Декрету № 5 (п.3) | по Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее - ТК) |
Изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп.3.2 п.3). От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. подп.3.2 п.3 Декрета № 5 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 (далее - Декрет № 1). Комментарий см. здесь |
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст.32) |
Применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3) | К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания может применяться в т.ч. лишение премий. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами (ст.198) |
Незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба (подп.3.4). От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2021 г. Декретом от 12.10.2021 № 6 подп.3.4 п.3 Декрета № 5 дополнен словами «, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин». Комментарии см. здесь |
Помимо случаев, предусмотренных законодательством (по требованию уполномоченных государственных органов), наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника: 1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы; 2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда; 3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда; 4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (ст.49) |
Расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза (подп.3.5) | Не предусмотрено. Уведомление профсоюза в настоящее время за 2 недели (ст.46) |
Удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (подп.3.6) | Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника (ст.408). При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, - 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику (ст.108) |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июня 2021 г. в ТК внесены изменения Законом от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь. С 24 октября 2021 г. Декретом № 6 п.6 Декрета № 5 дополнен подп.6.141: «нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных;». Комментарии см. здесь. |
Новые права руководителей в области трудовой дисциплины
Меры дисциплинарной ответственности, установленные Декретом № 5 и иными законодательными актами, могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:
1) государственного органа (организации) - в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);
2) областных или Минского городского исполнительных комитетов - в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
3) иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации).
![]() |
Справочно Перечень контролирующих надзорных органов определен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2021 г. следует руководствоваться перечнем № 510 с изменениями, внесенными Указом от 25.05.2021 № 196. |
![]() |
Обратите внимание! Теперь областные (Минский городской) исполнительные комитеты могут применять меры дисциплинарной ответственности (в т.ч. увольнение) в отношении работников организаций частной формы собственности. |
Обязанности руководителей
Руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить (п.4 Декрета № 5):
а) производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину;
б) содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями;
в) надлежащие условия труда работников;
г) закрепление в должностных (рабочих) инструкциях работников с учетом специфики их трудовых функций обязанности по соблюдению технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (работ, услуг), а также по поддержанию чистоты и порядка на территории организации и непосредственно на рабочем месте работника.
Невыполнение руководителем требований, перечисленных под пп.а)-в), является грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности. Сюда же относятся:
• сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий.
![]() |
Обратите внимание! Увольнение работника, например, по его заявлению либо по соглашению сторон при наличии возможности уволить его по статье может повлечь увольнение самого руководителя; |
• иные противоправные действия (бездействие) руководителя организации, установленные законодательными актами.
Дискредитирующие обстоятельства
Декретом № 5 вводится новое основание досрочного расторжения трудовых договоров (контрактов) с работниками - дискредитирующие обстоятельства.
![]() |
Справочно От лат. credere - верить, dis - отрицательная приставка, т.е. дискредитация - утрата доверия. В ТК виновные действия, вызвавшие утрату доверия, являются только основанием для расторжения трудового договора с работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. |
Дискредитирующие обстоятельства | |
по Декрету № 5 (п.6) | по ТК и другим законодательным актам |
Неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание (подп.6.1) | систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (абзац 4 ст.42 ТК) |
Однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей: - прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; - совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; - нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников; - иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с Декретом № 5 и иными законодательными актами (подп.6.2) |
- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; - совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; - однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (абзацы 5, 7-9 ст.42 ТК) |
Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (подп.6.3) | Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (абзац 5 ст.44 ТК) |
Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (подп.6.4) | Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (абзац 2 ст.47 ТК) |
Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (подп.6.5) | Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (абзац 3 ст.47 ТК) |
Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (подп.6.6) | Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п.4 ст.47 ТК) |
Разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ (подп.6.7) | Неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо разглашения коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ (п.6 ст.47 ТК) |
Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда (подп.6.8) | Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом) (абзац 3 подп.2.10 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом № 1. Комментарий см. здесь |
Сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (подп.6.9) |
- |
Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий (подп.6.10) | Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий (п.12 ст.47 ТК) |
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц (подп.6.11) | Неоднократное (т.е. два и более раза в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (абзац 4 подп.2.10 п.2 Декрета № 29) |
Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц (подп.6.12) | Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц (абзац 5 подп.2.10 п.2 Декрета № 29) |
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (подп.6.13) | Неоднократное представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (абзац 6 подп.2.10 п.2 Декрета № 29) |
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений (подп.6.14) | Непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства (абзац 11 подп.2.10 п.2 Декрета № 29) |
Нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (подп.6.15) | Неподписание либо нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п.5 ст.47 ТК) |
Разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты (подп.6.16) | Разглашение сведений, составляющих государственные секреты (подп.1.5 п.1 ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе)) |
Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой (подп.6.17) | Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой (подп.1.4 п.1 ст.40 Закона о госслужбе) |
Грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей (подп.6.18) | Грубое нарушение должностных обязанностей (подп.1.9 п.1 ст.40 Закона о госслужбе) |
Совершение проступка, не совместимого с нахождением на государственной службе (подп.6.19) | Совершение проступка, не совместимого с нахождением на государственной службе (подп.1.9 п.1 ст.40 Закона о госслужбе) |
Лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени (подп.6.20) | Вступление в законную силу обвинительного приговора суда (подп.1.12 п.1 ст.40 Закона о госслужбе) |
Наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости (подп.6.23) | |
Представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности (подп.6.21) | Нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу (подп.1.7 п.1 ст.40 Закона о госслужбе) |
Непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений (подп.6.22) |
- |
Виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь явились основанием для увольнения с военной службы (службы) (подп.6.24) |
- |
Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам
Как видим из таблицы 2, абсолютное большинство из рассмотренных дискредитирующих оснований увольнения существовало и ранее. Однако не все из действующих оснований увольнения вошли в перечень дискредитирующих Декрета № 5 (например, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, не является дискредитирующим). Объяснение этому, видимо, в порядке применения и последствиях увольнения по дискредитирующим обстоятельствам.
Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам теперь является «несмываемым пятном» на работнике в течение 5 лет. В указанный срок такой работник не может быть назначен на руководящую должность в организациях как государственной, так и частной формы собственности без согласования такого назначения с соответствующим председателем исполнительного комитета либо главой администрации базового уровня. Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние 5 лет.
![]() |
Справочно Под руководящей должностью Декрет № 5 понимает должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (примечание к п.9). То есть речь идет не только о топ-менеджменте, но и о начальниках отделов, управлений и т.п. |
Нарушение установленного порядка приема работников, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, может повлечь в свою очередь увольнение нового нанимателя в связи с нарушением установленных правил приема на работу.
Наниматели теперь вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (п.11 Декрета № 5).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2021 г. наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса. При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать: • характеристику с предыдущего места его работы; • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них; • сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно (п.11 Декрета № 5 в ред. Декрета № 6). Комментарии см. здесь. |
29.12.2014
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук