Комментарий от 08.05.2015
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь». Оборот табачных изделий с 1 июля 2015 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Применяемый понятийный аппарат

Участники рынка табачных изделий

Запреты и ограничения

Декларирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий

Обязательное сопровождение перемещения табачных изделий

Контроль за производством и оборотом табачных изделий и табачного сырья

Государственное регулирование розничных цен на табачные изделия

Государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь». Оборот табачных изделий с 1 июля 2015 года

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. названный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания. 

 

С 1 июля 2015 г. существенно изменяются правовые условия деятельности, связанной с оборотом табачных изделий. С этой даты вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее - Декрет № 2), который вносит изменения и дополнения в декреты Президента Республики Беларусь по вопросам производства и оборота табачного сырья и табачных изделий.

Основные правила деятельности участников табачного рынка регулируются:

Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее - Декрет № 28);

Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденным Декретом № 28 (далее - Положение № 28).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2019 г. текст Декрета № 28 изложен в новой редакции Декретом Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2. Комментарии и разъяснение см. здесь.

Применяемый понятийный аппарат

Предусмотренные Декретом № 2 изменения и дополнения затронули понятийный аппарат Декрета № 28.

В частности, введены определения терминов:

• «акцизная марка Республики Беларусь» (абзац 2 подп.11 п.1 Декрета № 28);

• «специальная марка» (абзац 12 подп.11 п.1 Декрета № 28);

• «фальсифицированные табачные изделия» (абзац 13 подп.11 п.1 Декрета № 28).

Применяемый в Положении № 28 термин «потребительская тара (упаковка)» заменен термином «потребительская упаковка». Такая замена обусловлена необходимостью приведения норм Декрета № 28 в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769.

 

Справочно

Под потребительской упаковкой понимается упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю (абзац 9 ст.2 указанного выше технического регламента).

Участники рынка табачных изделий

Декретом № 2 ограничен субъектный состав участников рынка табачного сырья и табачных изделий.

Во-первых, право на осуществление экспорта, импорта, производства табачного сырья, табачных изделий, их хранения (как вида предпринимательской деятельности) предоставлено только юридическим лицам Республики Беларусь (часть вторая п.1 Положения № 28).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 октября 2015 г. часть вторая п.1 Положения № 28 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 06.10.2015 № 6 изложена в новой редакции.

 

Во-вторых, право на осуществление оптовой торговли табачными изделиями предоставлено следующим категориям субъектов:

• организациям - производителям табачных изделий при продаже табачных изделий собственного производства;

• организациям - заказчикам табачных изделий при продаже табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь по их заказам.

 

Обратите внимание!

Исходя из измененного Декретом № 2 определения термина «организация - заказчик табачных изделий», содержащегося в абзаце 10 подп.11 п.1 Декрета № 28, следует, что заказчиком табачных изделий может выступать только юридическое лицо Республики Беларусь. Ранее право выступать заказчиком табачных изделий было предоставлено и иностранным юридическим лицам, и иностранным организациям, созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь;

 

• государственным юридическим лицам Республики Беларусь;

• юридическим лицам Республики Беларусь, более 25 % акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности государства;

• юридическим лицам Республики Беларусь системы потребительской кооперации (часть третья п.1 Положения № 28).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 октября 2015 г. часть третья п.1 Положения № 28 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 06.10.2015 № 6 утратила силу.

 

В-третьих, право розничной торговли табачными изделиями предоставлено:

• юридическим лицам Республики Беларусь;

• индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь (часть четвертая п.1 Положения № 28).

Иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, утратили право на осуществление оборота табачных изделий в Республике Беларусь, а индивидуальные предприниматели утратили право на осуществление оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности).

В связи с изменениями субъектного состава участников табачного рынка внесены изменения в нормы, предусматривающие обязанность обеспечения проверки подлинности акцизных и (или) специальных марок, указания в сопроводительных документах на покупку (поставку) табачных изделий номера соответствующего специального разрешения (лицензии), внесения лицензиатов в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими.

Запреты и ограничения

Декретом № 2 внесен ряд изменений и дополнений в запрещающие положения:

1) в связи с изменениями субъектного состава участников табачного рынка уточнены нормы, запрещающие продажу (покупку) табачных изделий, а именно, в Республике Беларусь запрещается:

- оптовая продажа (мена) табачных изделий юридическим лицам, не имеющим права на осуществление оптовой и (или) розничной торговли, индивидуальным предпринимателям, не имеющим права на осуществление розничной торговли (абзац 2 подп.3.2 п.3 Декрета № 28);

- оптовая покупка на территории Республики Беларусь табачных изделий у юридических лиц, не имеющих права на осуществление производства этих изделий либо оптовой торговли данными изделиями (абзац 3 подп.3.2 п.3 Декрета № 28);

2) внесено дополнение в части состава сырья некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, производство и оборот которых на территории Республики Беларусь запрещен (абзац 4 подп.3.2 п.3 Декрета № 28).

Состав сырья запрещенных некурительных табачных изделий дополнен щелочным компонентом, к которому отнесены мел, известь или прочие щелочные компоненты;

3) введен запрет на имитацию внешнего вида и использование наименований видов табачных изделий в наименованиях (дополнительных наименованиях) производимых товаров, не являющихся табачными изделиями, а также на оптовую, розничную торговлю такими товарами (абзац 8 подп.3.2 п.3 Декрета № 28).

Под эту категорию товаров попадают так называемые электронные сигареты.

Юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам, иностранным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим на 1 июля 2015 г. остатки товаров, имитирующих внешний вид табачных изделий, или в наименованиях (дополнительных наименованиях) которых, используются наименования видов табачных изделий, предоставлено право реализовать данные остатки до 1 октября 2015 г. (п.3 Декрета № 2);

4) введен запрет на перевозку табачных изделий, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, в транспортных средствах, не оснащенных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абзац 9 подп.3.2 п.3 Декрета № 28).

Аналогичная норма введена в п.25 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий».

Декларирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий

Декретом № 2 внесены изменения в порядок представления деклараций об объемах производства и оборота табачного сырья и табачных изделий, предусмотренный в п.12 Положения № 28.

В частности, продлен срок для представления юридическими лицами, осуществляющими импорт табачного сырья, производство табачных изделий, их импорт и оптовую торговлю ими, в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет деклараций об объемах производства табачных изделий и деклараций об объемах оборота табачного сырья и табачных изделий: декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ранее - до 20-го числа).

Норма, устанавливающая обязанность индивидуальных предпринимателей представлять декларации об объемах оборота табачных изделий, Декретом № 2 исключена, поскольку индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять импорт и оптовую торговлю табачными изделиями.

Обязательное сопровождение перемещения табачных изделий

Декретом № 2 уточнено, что перемещаемые транзитом через территорию Республики Беларусь табачное сырье и табачные изделия подлежат обязательному сопровождению в установленном законодательством порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (при перемещении автомобильным транспортом) и военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перемещении железнодорожным транспортом), за исключением случаев их перемещения по территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (часть первая п.261 Положения № 28).

Контроль за производством и оборотом табачных изделий и табачного сырья

Положения Декрета № 28 о контроле за производством и оборотом табачных изделий, оборотом табачного сырья приведены в соответствие с действующим законодательством.

В частности, в п.27 Положения № 28 предусмотрено право введения налоговых постов на территории и (или) в помещениях организаций - производителей табачных изделий, их структурных подразделений, осуществляющих производство табачных изделий, по решению Совета Министров Республики Беларусь и в порядке, им установленном.

 

Справочно

В настоящее время действует Положение о порядке создания и организации работы государственных налоговых постов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2004 № 48.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 августа 2019 г. следует руководствоваться Положением № 48 с изменениями. внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2019 № 515.

 

Также приведены вопросы сферы контрольной деятельности за производством и оборотом табачных изделий, осуществляемой налоговыми органами и Министерством торговли Республики Беларусь, в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Контроль осуществляется за:

• соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот табачных изделий, оборот табачного сырья (Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах);

• оборотом табачных изделий в рамках осуществления контроля в сфере торговли, а также законодательства, регулирующего оказание услуг (Министерство торговли Республики Беларусь) (п.28 Положения № 28).

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» исключен из органов, осуществляющих государственный надзор за оборотом табачного сырья, нормированием его расхода, производством табачных изделий, а также за соблюдением порядка утверждения (согласования) рецептур указанных изделий и технологической документации на их производство.

Государственное регулирование розничных цен на табачные изделия

Декретом № 2 введен механизм государственного регулирования розничных цен на табачные изделия, а именно ограничен размер минимальной розничной цены за пачку сигарет с фильтром. Минимальная розничная цена за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром устанавливается в размере 80 % от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) (часть вторая п.29 Положения № 28).

Особенности применения ставок акцизов на сигареты с фильтром и порядок уведомления их плательщиками о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром и соответствии этих цен ценовым группам предусмотрены ст.1121 НК.

Так, производители и импортеры сигарет с фильтром заявляют:

• максимальные розничные цены за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром;

• соответствие этих цен одной из трех ценовых групп;

• дату начала применения этих цен.

Данную информацию Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь размещает в сети Интернет на официальном сайте по адресу http://www.nalog.gov.by/ru/tabake/.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли сигаретами с фильтром реализуют такие сигареты по ценам, не превышающим заявленные плательщиками в уведомлении (п.6 ст.1121 НК).

В свою очередь, Декретом № 2 введена норма, запрещающая реализацию табачных изделий по ценам ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен (часть третья п.29 Положения № 28).

Государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями

Декретом № 2 введен запрет на розничную торговлю табачными изделиями при осуществлении розничной торговли по образцам вне торгового объекта; методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям.

Нормы, предусматривающие перечень мест и форм, в которых запрещена розничная торговля табачными изделиями, приведены в соответствие с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

В перечень мест, на которых запрещена розничная торговля табачными изделиями, Декретом № 2 также включены торговые места на рынках. Однако данное дополнение не является новшеством, поскольку такой запрет уже установлен п.2 перечня запрещенных к продаже товаров, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686.

Введен также запрет на выкладку табачных изделий (их образцов) в витринах, на (в) ином торговом оборудовании. Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания, может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены (часть вторая п.31 Положения № 28).

 

08.05.2015

 

Яна Глинская, экономист