Комментарий от 03.03.2014
Автор: Шкирман С.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 3 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменения в порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 3 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменения в порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

Комментируемый Декрет (далее - Декрет № 3) внес ряд дополнений и изменений в утвержденные Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Декрет № 3 вступает в силу с 8 марта 2014 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. в Декрет № 1 на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения.

 

В приведенных ниже таблицах выполнено сравнение содержания названных выше положений до и после вступления в силу Декрета № 3. Исключенный текст обозначен зачеркнутым жирным шрифтом, дополненный или измененный - жирным шрифтом. В таблицах сравниваются лишь те фрагменты положений, которые претерпели изменения.

 

Таблица 1
 
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования
Текст, действующий до 8 марта 2014 г. Текст, действующий с 8 марта 2014 г.
3. Нормы настоящего Положения не применяются при государственной регистрации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). При этом государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений 3. Нормы настоящего Положения не применяются при государственной регистрации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). При этом государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений
7. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в пункте 8 настоящего Положения.
Объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
<...>
7. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в пункте 8 настоящего Положения. Уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях.
Объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.
При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
<...>
8. <...>
Уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями формируется в размере и сроки, определенные Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, а субъектов хозяйствования, указанных в пункте 2 настоящего Положения, - с учетом особенностей, установленных для них законодательством
8. <...>
Уставный фонд коммерческих организаций, указанных в пункте 2 настоящего Положения, формируется с учетом особенностей, установленных для них законодательством
9. Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, а также расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями, а также расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором-седьмом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названые горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах
9. Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка - коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом настоящего пункта;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором-седьмом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названые горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах
14. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
<...>
Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается
14. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
<...>

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, запрещается
16. <...>
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), допускается на основании судебного постановления хозяйственного суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами
16. <...>
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), допускается на основании судебного постановления экономического суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами
22. <...> Коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 настоящего Положения, обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения в соответствии с частью четвертой пункта 7 настоящего Положения.
<...>
22. <...> Коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 настоящего Положения, обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения в соответствии с частью пятой пункта 7 настоящего Положения.
<...>
24. <...>
Осуществление либо неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, может быть обжаловано в хозяйственный суд, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации
24. <...>
Осуществление либо неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, может быть обжаловано в экономический суд, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации
26. <...>
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.
<...>
При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации:
созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, в том числе в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации
26. <...>
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению экономического суда.
<...>
При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации:
созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, в том числе в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации
27. <...>
В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган рассматривает представление, указанное в части второй настоящего пункта, и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя
27. <...>
В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган рассматривает представление, указанное в части второй настоящего пункта, и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в экономический суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя
28. <...>
При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной. Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации
28. <...>
При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения экономическим судом решения о признании государственной регистрации недействительной. Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации

 

Таблица 2
 
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
Текст, действующий до 8 марта 2014 г. Текст, действующий с 8 марта 2014 г.
2. Нормы настоящего Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).
<...>
2. Нормы настоящего Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).
<...>
3. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
3.1. по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной.
<...>
3.2. по решению хозяйственного суда в случае:
непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подпункта 3.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
<...>
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части первой настоящего подпункта, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим настоящее Положение, и другими законодательными актами.
При обнаружении основания для ликвидации юридического лица, предусмотренного в абзаце шестом части первой настоящего подпункта, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица;
3.3. <...>
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего подпункта:
<...>
регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.
Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке
3. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
3.1. по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной.
<...>
3.2. по решению экономического суда в случае:
непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подпункта 3.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
<...>
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части первой настоящего подпункта, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим настоящее Положение, и другими законодательными актами.
При обнаружении основания для ликвидации юридического лица, предусмотренного в абзаце шестом части первой настоящего подпункта, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица;
3.3. <...>
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего подпункта:
<...>
регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения)
16. <...>
Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
<...>
В случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве)
16. <...>
Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, экономическим судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
<...>
В случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение экономического суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве)
17. <...>
В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями, в том числе находящейся в процессе ликвидации в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 настоящего Положения, регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд.
При принятии решения о ликвидации регистрирующим органом (в отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями - хозяйственным судом) ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган (хозяйственный суд) не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, не совершаются.
<...>
17. <...>
При принятии решения о ликвидации регистрирующим органом ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, не совершаются.
<...>
24. Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в хозяйственный суд 24. Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в экономический суд
25. <...>
Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
25. <...>
Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в экономический суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

В документе отдельно отмечено, что уставный фонд коммерческих организаций, объявленный на дату вступления в силу Декрета № 3 в иностранной валюте, и вклады в него при представлении в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с изменением размера уставного фонда, должны быть пересчитаны в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату фактического внесения этих вкладов.

Ликвидация коммерческих организаций, признававшихся до 24 января 2014 г. коммерческими организациями с иностранными инвестициями, решение о ликвидации которых принято до вступления в силу Декрета № 3, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Декрета № 3.

Совету Министров РБ, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам поручено в двухмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Декретом № 3 и принять иные меры по его реализации.

 

03.03.2014

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»