


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Новое Положение о ликвидации: сроки - короче, требования - жестче
24 января 2013 г. Президент РБ подписал Декрет № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 2).
В новой редакции изложены утвержденные Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1) Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о госрегистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее - Положение о ликвидации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Декрет № 1 на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
Декрет № 2 вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования - с 1 мая 2013 г.
Рассмотрим ниже изменения и дополнения, внесенные в Положение о ликвидации.
Расширен перечень оснований для ликвидации
Положение о ликвидации предусматривает различные основания для ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основания для ликвидации юридических лиц можно разделить на 3 группы:
1) ликвидация по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо соответствующего органа управления юридического лица;
2) ликвидация по решению хозяйственного суда;
3) ликвидация по решению регистрирующего органа.
Нововведения коснулись всех трех групп оснований.
Для 1-й группы новым стало условие ликвидации, закрепленное в части первой подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации, а именно «в связи с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством». По всей видимости, это был в определенном смысле «реверанс» в отношении либерализации порядка формирования уставного фонда коммерческих организаций, что закреплено в Положении о госрегистрации, в редакции Декрета № 2. Так, согласно части второй п.7 Положения о госрегистрации объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами.
Можно считать уже традицией, когда в сфере государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования взамен упрощения одних механизмов и требований происходит серьезное ужесточение ответственности за нарушение либеральных норм.
Указанное выше основание для добровольной ликвидации ввиду нарушения порядка формирования уставного фонда было включено также и во 2-ю группу - основания для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда (абзац 2 части первой подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации), вероятно для того, чтобы появилась некая вариативность при инициировании ликвидации юридических лиц. Так, при наступлении указанного основания законодатель, видимо, предоставляет шанс уполномоченным представителям юридического лица инициировать процесс ликвидации в добровольном порядке.
Аналогичным образом обстоит дело с еще одним новым основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда - в связи с признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной. Ранее это основание относилось к 1-й группе оснований, а сейчас его отнесли одновременно и к 1-й и ко 2-й группам.
Абсолютно новым основанием для принудительной ликвидации юридических лиц по решению хозяйственного суда стало нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (абзац 6 части первой подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации). Общая картина относительно проводимых ликвидаций юридических лиц такова, что достаточно часто указанные сроки не соблюдаются, порой ликвидация может затягиваться на годы. И, как правило, регистрирующие органы смотрели на такие нарушения сквозь пальцы. Однако в настоящее время появился инструмент в виде указанной нормы, который, полагаем, должен дисциплинировать как ликвидатора (ликвидационную комиссию), так и сами регистрирующие органы при контроле за соблюдением сроков ликвидации.
Более того, при обнаружении просрочки ликвидации у кредиторов такого юридического лица появилось право обращения в хозяйственный суд с иском о его ликвидации (часть третья подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации). Безусловно, данное право обращения в суд направлено как раз на большую защиту прав кредиторов, так как не менее часто процедура формирования тех же реестров требований кредиторов и составления промежуточного баланса, необходимых для того, чтобы приступить непосредственно к расчету с кредиторами (если у ликвидируемого юридического лица есть какое-то имущество), растягивается на год и более. Поэтому введение указанного права кредиторов можно оценить положительно. Однако непонятно: почему такое право будет отсутствовать у кредиторов индивидуальных предпринимателей, принявших решение о прекращении деятельности и нарушивших сроки данной процедуры?
Был дополнен также перечень оснований для ликвидации из 3-й группы (по решению регистрирующего органа). В большей степени обращают на себя внимание следующие 2 основания для такой принудительной ликвидации:
1) непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (абзац 4 части первой подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации);
2) осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (абзац 5 части первой подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации).
Если для реагирования на решение о постановке на профилактический учет законодатель отвел соответствующим должностным и иным указанным лицам некоммерческих организаций срок в 2 месяца с даты постановки на учет, то относительно осуществления тех или иных видов деятельности учреждения и ассоциации (союзы) должны задуматься заранее, насколько такие виды деятельности будут соответствовать уставным целям и предмету деятельности. По всей видимости, при создании таких организационно-правовых форм снова возникнет вопрос о включении в устав как можно большего количества целей и видов деятельности «про запас».
Необходимо отметить, что при наступлении одного из двух указанных оснований принудительной ликвидации сама процедура будет проходить в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии, а само решение о начале процедуры ликвидации будет приниматься регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа, что также стало нововведением (часть первая п.14 Положения о ликвидации).
Нельзя не упомянуть и о том, что у регистрирующего органа появится право по своему решению ликвидировать уже не только коммерческие организации, но и индивидуальных предпринимателей при внесении налоговым органом соответствующего представления (предложения), в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (абзац 3 подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации). Данное нововведение представляется вполне логичным, поскольку на практике достаточно часто встречаются подобные случаи. В результате у государственных органов появится законодательно урегулированная возможность доводить до логического завершения подобные дела, а не ждать годами, когда у индивидуального предпринимателя появятся денежные средства или иное имущество, чтобы рассчитаться по крайней мере с государством.
Уведомление регистрирующего органа о ликвидации
Декретом № 2 конкретизирован срок, в течение которого необходимо уведомить регистрирующий орган о начале процесса ликвидации. Так, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (часть вторая п.6 Положения о ликвидации).
До указанного нововведения (в т.ч. в настоящее время) все заинтересованные стороны в процессе ликвидации были вынуждены руководствоваться лишь нормой п.1 ст.58 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), предусматривающей что собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. При этом под сроком «незамедлительно» можно понимать что угодно и для каждого конкретного субъекта ввиду определенных обстоятельств данный срок мог быть индивидуален.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться ст.58 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З. |
![]() |
Обратите внимание! На сегодняшний день имеет место расхождение норм законодательства. Так, ГК возлагает обязанность по уведомлению регистрирующего органа на собственника имущества (учредителя, участников). В то же время и действующая редакция Положения о ликвидации (в редакции от 28.05.2012) (абзац 1 части первой п.7), и Положение о ликвидации (в редакции Декрета № 2) (часть вторая п.6) возлагают указанную обязанность на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), что, конечно, логично. |
Установлены сроки ликвидации
Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до 12 месяцев (часть третья п.6 Положения о ликвидации). Вопрос последствий несоблюдения таких сроков затронут выше (следует принудительная ликвидация по решению хозяйственного суда). Очевидно, что само нововведение направлено на улучшение общей картины по ликвидации субъектов хозяйствования в стране.
Можно отметить уже сложившуюся тенденцию по оптимизации законодательного регулирования процесса ликвидации субъектов хозяйствования, сравнив изменения, которые произошли, применительно к срокам по данной процедуре хотя бы за последние 3-5 лет.
Однако, как это обычно происходит, законодатель не преминул предусмотреть случаи, когда срок ликвидации (прекращения деятельности) фактически приостанавливается: это сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) (часть четвертая п.6 Положения о ликвидации). К указанным случаям, в частности, относится случай, когда субъект хозяйствования включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в его отношении не проведена (не завершена) (часть пятая п.16 Положения о ликвидации), и пр.
Применительно к нововведениям, вводимым Декретом № 2, можно отметить сокращение еще одного срока: с 3 до 2 рабочих дней сократился срок, в течение которого регистрирующий орган должен внести соответствующие данные в ЕГР о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и направить соответствующие уведомления в государственные органы и иные организации об этом (п.8 Положения о ликвидации). Срок начинает исчисляться с момента получения соответствующего уведомления о начале ликвидации (прекращения деятельности).
Однако далее все осталось без изменений: государственные органы и иные организации после уведомления регистрирующего органа о начале ликвидации по-прежнему в течение 30 рабочих дней представляют обратно регистрирующему органу информацию о наличии или отсутствии задолженности перед ними у ликвидируемого юридического лица, а также иные сведения (п.9 Положения о ликвидации). Однако тут имеются значительные резервы, за счет которых можно было бы оптимизировать процесс ликвидации субъектов хозяйствования. Полагаем, долго ждать этого не придется.
Требования к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору)
При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица (часть пятая п.6 Положения о ликвидации).
А в случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (часть шестая п.6 Положения о ликвидации).
Вполне логичные нововведения, которые позволят отстранить от непосредственного управления процессом ликвидации юридического лица тех, кто, по сути, привел данное юридическое лицо к финансовой несостоятельности. Более того, в настоящее время достаточно часто при добровольной ликвидации в качестве ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) выступает кто-либо из указанных выше лиц, что в будущем будет уже невозможно. В данной норме можно даже увидеть некий потенциал для развития института наемных ликвидаторов (по аналогии с институтом антикризисных управляющих). Тем более что требования к ликвидаторам на сегодня не такие строгие.
Ликвидация по доверенности
Актуальное нововведение закреплено в абзаце 1 части первой п.7 Положения о ликвидации, в соответствии с которым право представлять документы в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации по решению собственника имущества (учредителя, участников) юридического лица может быть у лица, действующего по доверенности (поверенного) от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Аналогичное нововведение закрепляется и в отношении процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в результате чего представлять документы в регистрирующий орган также сможет поверенный (часть вторая п.7 Положения о ликвидации). Указанные нововведения решают давно наболевшую проблему, и их можно оценить как положительные.
Скорректированы термины: запрещено не значит недопустимо. Установлен срок исковой давности привлечения к субсидиарной ответственности
Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п.10 Положения о ликвидации). В действующей редакции указанного пункта Положения о ликвидации вместо «запрещается» указано «недопустимо».
С точки зрения автора, указанная замена терминов произошла неслучайно и ее можно увязать с нововведением, закрепленным в части первой п.25 Положения о ликвидации, согласно которому собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. В результате видно, к каким последствиям могут привести в т.ч. и запрещенные операции по счетам ликвидируемых юридических лиц.
Установлен также срок исковой давности для привлечения указанных лиц к ответственности. Так, согласно части первой п.25 Положения о ликвидации кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.
При вступлении в силу данных норм Декрета № 2, полагаем, должна повыситься дисциплинированность лиц, осуществляющих, прежде всего, руководство ликвидацией субъектов хозяйствования, ввиду появившегося риска быть привлеченным к субсидиарной ответственности. В очередной раз прослеживается попытка улучшить ситуацию с защитой прав кредиторов ликвидируемых юридических лиц.
Уточнены нормы, касающиеся защиты прав кредиторов
Декретом № 2 введены некоторые уточнения относительно проведения работы с кредиторами при формировании реестра требований кредиторов в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами (часть вторая п.11 Положения о ликвидации). По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.
Напомним, что в соответствии с частью первой п.11 Положения о ликвидации требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
• в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
• в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, к первым двум очередям относятся самые незащищенные категории кредиторов. Однако вводимое уточнение по работе с кредиторской задолженностью по первым двум очередям нельзя назвать революционным, поскольку фактически вводимая норма легализует тот порядок, который применяется в настоящее время на практике, хотя соблюдается не всегда и не всеми.
Обращает на себя внимание другое. Указанная норма фактически дает право ликвидационной комиссии (ликвидатору) не уведомлять кредиторов третьей и четвертой очередей о включении их требований в реестр кредиторов, а точнее, не обязывает их это делать, что не может не настораживать, поскольку в данном случае на практике ликвидаторы могут действовать по следующему принципу: что делать необязательно, можно не делать.
Опубликование сведений о ликвидации
Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (http://www.justbel.info) с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу (п.12 Положения о ликвидации).
Нельзя не отметить, что указанное нововведение - ожидаемое и логичное развитие действующего порядка опубликования сведений о ликвидации субъектов хозяйствования, который нуждался в обновлении. Очевидно, что со вступлением в силу указанной нормы участники экономической деятельности смогут более оперативно получать и проверять информацию о своих кредиторах и контролировать ситуацию. Немаловажную роль будет играть и то, что данные на сайте будут обновляться ежедневно.
Моментом начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого субъекта хозяйствования будет считаться дата размещения сведений в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (часть третья п.12 Положения о ликвидации). В настоящее время срок начинает исчисляться с момента публикации таких сведений в печатном издании.
Определена дата исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Министерство юстиции РБ включает в ЕГР сведения об исключении из него субъектов хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом (часть вторая п.21 Положения о ликвидации). В настоящее время датой исключения субъектов хозяйствования из ЕГР признается дата внесения в последний соответствующей записи.
Соответственно юридическое лицо будет считаться ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя - прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении их из этого регистра (п.22 Положения о ликвидации). Вполне логичное развитие действующих норм Декрета № 1, хотя сути дела оно не меняет.
26.03.2013
Валерий Ловцов, старший юрист юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»