


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Государственная регистрация субъектов хозяйствования: очередной новый этап правового регулирования
Законодательство, регулирующее порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, изменено на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (вступает в силу с 1 мая 2013 г., далее - Декрет № 2).
![]() |
Обратите внимание! Изменениям подвергся не только сам порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, но и в определенной степени правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Декретом № 2 утверждены в новой редакции Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о регистрации) и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее - Положение о ликвидации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о регистрации и в Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. Комментарий см. здесь. |
Особенности правового статуса субъектов хозяйствования
Критерии сравнения | Декрет № 2 | Гражданский кодекс РБ (далее - ГК) |
Комментарий |
Наименование юридического лица | Наименование (фирменное наименование) унитарного предприятия (далее - УП), имущество которого находится в частной собственности юридического лица, не должно содержать указание на форму собственности (п.2 Декрета № 2) | 1. Наименование УП должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (п.1 ст.50 ГК). 2. Фирменное наименование УП должно содержать указание на форму собственности (п.3 ст.113 ГК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. в п.1 ст.50 и п.3 ст.113 ГК внесены изменения Законом РБ от 17.07.2018 № 135-З (далее - Закон № 135-З). Изменения не повлияли на суть материла |
Подлежит применению норма п.2 Декрета № 2. Более того, УП, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц и наименования (фирменные наименования) которых содержат указание на форму собственности, обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее 1 года с 1 мая 2013 г., внести в них изменения в части наименования |
Место нахождения юридического лица - частного унитарного предприятия (далее - ЧУП), крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) | Местонахождением может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества ЧУП, главы КФХ в одном из следующих случаев: - жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности); - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; - он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) (п.5 Положения о регистрации). Порядок взимания платы за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, прежний: как и ранее, он подлежит установлению Советом Министров РБ и распространяется как на УП, так и на КФХ |
Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.2 ст.50 ГК) | Нормы Декрета скорректированы с учетом положений Закона РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Сохранен подход в регулировании места нахождения УП и КФХ из Положения о регистрации (в редакции от 28.05.2012). Прежним остался запрет на осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением ЧУП, КФХ, без перевода этого помещения в нежилое |
Уведомление об изменении места нахождения юридического лица | В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции РБ (далее - Минюст) (п.22 Положения о регистрации) Обратите внимание! Исходя из содержания Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25, в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) содержатся записи помимо прочего о местонахождении юридического лица, изменении его местонахождения. Пунктом 15 названной Инструкции предусмотрено, что в случае изменения юридическим лицом местонахождения уведомление направляется в регистрирующий орган по новому местонахождению юридического лица в сроки, установленные законодательством |
В случае изменения места нахождения юридического лица такое юридическое лицо в порядке, установленном законодательными актами, обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление, если иное не установлено законодательными актами (п.3 ст.50 ГК) | Пункт 22 Положения о регистрации определяет порядок уведомления. Обратите внимание! На практике следует учитывать, что с 1 января 2013 г. в случае, если субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые органами Министерства по налогам и сборам РБ, Комитетом государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля), Министерством финансов РБ, суда и правоохранительных органов, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов, то данные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента РБ от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер |
Уставный фонд юридического лица | 1. Новый порядок внесения неденежного вклада - при формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. Но в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (часть третья п.7 Положения о регистрации). 2. Размер уставного фонда определяется самими коммерческими организациями. Для открытых акционерных обществ (далее - ОАО) и закрытых акционерных обществ (далее - ЗАО) установлены минимальные размеры: соответственно 400 и 100 базовых величин (далее - БВ) (п.8 Положения о регистрации), определяемые в белорусских рублях исходя из размера БВ, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган. Следует также учитывать, что особенности формирования уставного фонда ОАО и ЗАО определяются законодательством о ценных бумагах. 3. Объявленный в уставе (учредительном договоре) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором). Обратите внимание! Положение о регистрации в редакции от 28.05.2012 предусматривает обязанность формирования уставного фонда на дату осуществления государственной регистрации юридического лица в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не было установлено законодательными актами. Правила изменения размера уставного фонда: 1) в части уменьшения: коммерческие организации, сформировавшие в течение 12-месячного срока уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах (учредительных договорах), обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда; 2) в части увеличения: при представлении коммерческими организациями в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор), связанных с увеличением размера уставных фондов коммерческих организаций, уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями и (или) дополнениями, если иное не установлено законодательными актами |
Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (часть вторая п.2 ст.471 ГК). В частности, п.24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615, в соответствии с которым обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в т.ч. в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица | Подлежит применению норма части третьей п.7 Положения о регистрации |
Субсидиарная ответственность | Как и ранее, в Положении о регистрации установлено, что в уставе общества с дополнительной ответственностью (далее - ОДО) должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 БВ (п.21) | Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами (п.1 ст.94 ГК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. в п.1 ст.94 ГК внесены изменения Законом № 135-З: слова «учрежденное двумя или более лицами» исключены |
Применяются одновременно нормы ГК и Положения о регистрации |
Правоспособность юридического лица, индивидуального предпринимателя | Как и в Положении о регистрации в редакции от 28.05.2012, в Положении о регистрации прослеживается общая правоспособность субъектов хозяйствования (с учетом п.1 ст.45 ГК). Так, в уставе юридического лица (учредительном договоре) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности у юридического лица возникает право обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) (п.20 Положения о регистрации). Учитывая установленный в Положении о регистрации запрет для регистрирующих и иных государственных органов (организаций) требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности, следует сделать вывод о том, что и для индивидуального предпринимателя предусмотрено право на осуществление любых видов деятельности, которые могут быть и не указаны в свидетельстве о государственной регистрации |
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п.1 ст.45 ГК) |
- |
Уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) | Коммерческие и некоммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление по форме, установленной Минюстом, в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) |
- |
- |
Особенности государственной регистрации субъектов хозяйствования
1. Субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Декрета № 2, не изменился в сравнении с субъектным составом, приведенным в Положении о регистрации в редакции от 28.05.2012.
Субъекты государственной регистрации по-прежнему: создаваемые или реорганизуемые коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в т.ч. сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие (ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников) юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Особенность. В Положении о регистрации сохранен подход к государственным объединениям, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Положение о регистрации не распространяет свое действие на третейские суды, коллегии адвокатов, адвокатские бюро.
2. Место государственной регистрации (сохранена норма Положения о регистрации в редакции от 28.05.2012): юридическое лицо подлежит государственной регистрации по месту его нахождения, индивидуальный предприниматель - по месту жительства.
3. Регистрирующие органы: перечень уточнен (расширен) в Положении о регистрации в сравнении с ранее действовавшими нормами. Так, государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
- Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в т.ч. с иностранными инвестициями, а также расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
- Министерством финансов РБ - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в т.ч. с иностранными инвестициями, а также расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
- Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;
- администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах 2 и 3 настоящего пункта;
- администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка - коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, за исключением организаций, государственную регистрацию которых осуществляет Нацбанк РБ и Министерство финансов РБ;
- областными и Минским городским исполнительными комитетами - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- областными исполнительными комитетами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами - субъектов хозяйствования, не указанных выше.
![]() |
Справочно Областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах. |
4. Компетенция регистрирующих органов. Соответствующие нормы в Положении о регистрации уточнены в части разграничения полномочий Совета Министров РБ и Нацбанка РБ по утверждению порядка согласования наименований. Так, порядок согласования наименований, в т.ч. требования, предъявляемые к таким наименованиям, в отношении коммерческих и некоммерческих организаций устанавливается Советом Министров РБ, а в отношении наименований банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - Нацбанком РБ.
В остальном полномочия не изменились, и их перечень по-прежнему является открытым, поскольку регистрирующие органы выполняют иные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования (п.10 Положения о регистрации).
Алгоритм действий по государственной регистрации юридического лица
Шаг 1. До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:
1) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации.
![]() |
Справочно Порядок установлен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154; для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 07.12.2012 № 640.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2014 г. Положение № 154 на основании постановления Совета Министров РБ от 18.08.2014 № 799 изложено в новой редакции. Комментарий см. здесь; |
2) определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации;
3) принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор).
![]() |
Обратите внимание! С учетом того что уставный фонд по общему правилу может формироваться в течение 12 месяцев, к моменту государственной регистрации он может быть и не сформирован, а только объявлен в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации. |
Шаг 2. Представление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Форма подачи:
1) в документарной форме путем личного обращения;
2) в форме электронных документов, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью, посредством веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by) (на основании постановления Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 1164)).
Документы, представляемые для государственной регистрации:
1) заявление о государственной регистрации, подписываемое собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица.
![]() |
Справочно Форма заявления о государственной регистрации коммерческой организации установлена постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (приложение 1).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. следует применять форму заявления о государственной регистрации коммерческой организации в редакции постановления Минюста РБ от 20.02.2018 № 42. |
Подлинность подписей собственника имущества или учредителей (участников) юридического лица на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов. Если подписывают иные лица, подлинность их подписей должна быть засвидетельствована нотариально.
Особенности подписания заявления:
• если количество учредителей коммерческой, некоммерческой организации более 3, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации;
• если собственник имущества или учредитель (участник) - юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица;
• если собственник имущества или учредитель (участник) юридического лица - физическое лицо, заявление о государственной регистрации может быть подписано иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с доверенностью действовать от имени этого собственника имущества или учредителя (участника) юридического лица;
2) устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
4) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
5) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (3 БВ - для коммерческих организаций; 0,5 БВ - для некоммерческих организаций (подп.1.1, 1.2 п.1 приложения 22 к Налоговому кодексу РБ (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 приложения 22 к НК, изложенному в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З; |
6) оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
Плюс для государственной регистрации садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства - копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения.
![]() |
Обратите внимание! Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается. |
Сведения, которые подтверждаются в заявлении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), содержатся в п.19 Положения о регистрации. Указанные сведения - это одновременно и требования к собственникам имущества (учредителям, участникам) создаваемого юридического лица, а также гражданам, обратившимся за регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Перечень указываемых сведений в сравнении с Положением о регистрации в редакции от 28.05.2012 уточнен и дополнен.
В заявлении подтверждается, что: | |
Дополнение | - на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен |
- гражданин - собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений. Справочно Профилактика правонарушений - это система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с Законом РБ от 10.11.2008 № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст.1 указанного Закона). От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 апреля 2014 г. взамен Закона № 453-З принят Закон РБ от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Согласно абзацу 6 ст.1 нового Закона «профилактика правонарушений - деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства» | |
Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (часть первая п.26 Положения о регистрации). Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (часть вторая п.26 Положения о регистрации). Таким образом, если гражданин состоит на профилактическом учете, он не вправе выступать собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза). Одновременно Положение о ликвидации в качестве одного из оснований для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа предусматривает следующее: непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (подп.3.3 п.3) | |
Уточнение требования, в т.ч. в части срока, который с 3 лет сокращен до 1 года |
- на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства); - на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 1 года |
Дополнение | - на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет |
В остальном сведения, подтверждаемые в заявлении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), остались такими, как и в Положении о регистрации в редакции от 28.05.2012.
![]() |
Обратите внимание! В Положении о регистрации содержится императивная норма об указании иных сведений, предусмотренных формой заявления. |
Шаг 3. Принятие регистрирующими органами представленных документов, рассмотрение состава документов и содержания заявления о государственной регистрации, при необходимости разъяснение лицам, представляющим такие документы, правил их представления и оформления, предусмотренных законодательством.
Совершение действий, свидетельствующих о государственной регистрации:
1) в день подачи документов уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на уставе (учредительном договоре), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает 1 экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в ЕГР запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- представляет в Минюст необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР;
2) не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации, подлежит выдаче свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров РБ образца;
3) в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР регистрирующий орган выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в ЕГР датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.
Основания для неосуществления государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей:
• непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о регистрации;
• оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
• представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
![]() |
Обратите внимание! Приведенный перечень оснований носит закрытый характер, т.е. иных оснований для неосуществления государственной регистрации или отказа в государственной регистрации нет. |
Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из ЕГР.
Действия регистрирующего органа при неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей: уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.
Право на обжалование в хозяйственный суд осуществления либо неосуществления регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, принадлежит заявителям, а также лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации.
Алгоритм действий по государственной регистрации индивидуального предпринимателя
Шаг 1. Представление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Форма подачи:
1) в документарной форме путем личного обращения;
2) в форме электронных документов, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью, посредством веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by) (в соответствии с постановлением № 1164).
Документы, представляемые для государственной регистрации:
1) заявление о государственной регистрации, подписываемое гражданином, регистрирующимся в качестве индивидуального предпринимателя.
При подписании указанным лицом подлинность подписей на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов, если подписывают иные лица, - подлинность их подписей должна быть засвидетельствована нотариально;
2) фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
3) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (0,5 БВ - подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).
Основания для неосуществления государственной регистрации см. выше.
Внесение изменений и (или) дополнений в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) и их государственная регистрация
Основания для внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы для коммерческих и некоммерческих организаций:
• изменение наименования;
• смена собственника имущества;
• изменение состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат);
• отсутствие сформированного уставного фонда в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации коммерческой организации.
![]() |
Обратите внимание! Следует учитывать нормы ГК, поскольку в соответствии с п.3 ст.48 ГК изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. |
Основания для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя:
• изменение фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя,
• изменение местожительства индивидуального предпринимателя.
По указанным основаниям за государственной регистрацией соответствующих изменений и (или) дополнений коммерческие и некоммерческие организации обязаны обратиться в 2-месячный срок, а индивидуальные предприниматели - в месячный срок.
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе в связи с реорганизацией в форме выделения, преобразования и присоединения
Представление в регистрирующий орган таких документов, как:
1) заявление о государственной регистрации, подписываемое руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица;
2) изменения и (или) дополнения в 2 экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию коммерческой, некоммерческой организаций устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;
3) оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации, оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения, оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования;
4) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация;
5) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранное физическое лицо;
6) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (1 БВ - для коммерческих организаций, 0,25 БВ - для некоммерческих организаций (подп.1.5, 1.6 п.1 приложения 22 к НК)).
![]() |
Обратите внимание! В отличие от Положения о регистрации в редакции от 28.05.2012 в Положении о регистрации государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), допускается на основании судебного постановления хозяйственного суда в случаях и порядке, установленных законодательными актами. |
Государственная регистрация изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя
Представление в регистрирующий орган:
1. заявления о государственной регистрации, подписываемого индивидуальным предпринимателем;
2. оригинала свидетельства о государственной регистрации;
3. фотографии индивидуального предпринимателя;
4. оригинала либо копии платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (0,25 БВ - подп.1.7 п.1 приложения 22 к НК).
Зарегистрированными считаются:
1) юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР;
2) индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в ЕГР;
3) изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), - с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР;
4) изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи об их государственной регистрации в ЕГР.
Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
Тем самым момент государственной регистрации означает:
• для юридического лица: создание юридического лица (п.2 ст.47 ГК), возникновение правоспособности (п.3 ст.45 ГК);
• для индивидуального предпринимателя: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (п.1 ст.22 ГК);
• при внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы: соблюдение обязанности, установленной в части первой п.22 Положения о регистрации; изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п.3 ст.48 ГК);
• при внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя: соблюдение обязанности, установленной в части пятой п.22 Положения о регистрации.
Ответственность при осуществлении государственной регистрации
Как и Положение о регистрации в редакции от 28.05.2012, Положение о регистрации возлагает на собственников имущества (учредителей, участников) коммерческой, некоммерческой организации, руководителя (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуального предпринимателя ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (п.26 Положения о регистрации).
При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации:
• созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
• изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации (часть четвертая п.26 Положения о регистрации).
Последствия осуществления государственной регистрации, основанной на заведомо ложных сведениях (т.е. сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации, кроме описок в словах, пропуска слов, букв, цифр, ошибок в арифметических расчетах и подобных ошибок), представленных в регистрирующие органы:
1) деятельность таких субъектов хозяйствования незаконна и запрещается (является основанием для привлечения к административной ответственности по ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда;
2) в случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности;
3) собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 1 года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной.
![]() |
Обратите внимание! В Положении о регистрации уточнено содержание категории «доход». В доход включена сумма выручки за вычетом налогов (сборов), уплачиваемых с выручки, а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении. |
Аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя
По основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа (часть первая п.27 Положения о регистрации). К таким основаниям относятся:
• осуществление индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с НК плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии);
• неуплата (уплата не в полном объеме) индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с НК плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в установленном порядке, единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2014 г. следует руководствоваться п.2 Указа № 285 в редакции Указа Президента РБ от 16.05.2014 № 222. Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Предпринимательская деятельность с нарушением условия ее осуществления, предусмотренного в части первой п.2 Указа № 285, запрещается. |
При обнаружении указанных оснований:
• органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации;
• в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган рассматривает указанное представление и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя;
• в случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Последствия. Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации.
08.04.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь