


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 № 2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования: новый этап правового регулирования
В целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, защиты прав инвесторов и кредиторов в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1) комментируемым Декретом внесены изменения и дополнения, а Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1 (далее - Положение о ликвидации), изложено в новой редакции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Положением о ликвидации с учетом изменений, внесенных Декретом Президента РБ от 23.11.2017 № 7, порядок вступления в силу которых установлен в абзацах 4 и 5 п.12 Декрета № 7. |
Общие правила ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования
Схема 1 | ||||
Ликвидация | Прекращение деятельности | |||
▼ | ▼ | |||
Юридические лица | Индивидуальные предприниматели |
Субъекты ликвидации согласно Положению о ликвидации: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в т.ч. сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников.
Субъекты ликвидации, на которых не распространяется действие Положения о ликвидации: республиканские государственно-общественные объединения, фонды, религиозные организации, третейские суды, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, а также политические партии и другие общественные объединения, их союзы (ассоциации), союзы (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданные с участием общественного объединения (общественных объединений).
Основания для ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования
Таблица 1 | |
Основания для ликвидации (прекращения деятельности) | |
Юридическое лицо может быть ликвидировано: | Основания для принятия решения |
по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) | Основания для принятия решения - любые, в т.ч.: - истечение срока, на который создано это юридическое лицо; - достижение цели, ради которой оно создано; нарушение коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством; - признание хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной (подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации) |
НО: если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято указанными лицами, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, оно не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки | |
по решению хозяйственного суда (примечание 1) | - непринятие решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной; - осуществление деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов; - экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица; - уменьшение стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством; - нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации; - в иных случаях, предусмотренных законодательными актами |
Субъекты права на обращение с иском о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в суд: органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК), прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы (в пределах своей компетенции), если иное не предусмотрено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом № 1, и другими законодательными актами. Основания для обращения с иском о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя): все перечисленные выше для принятия решения хозяйственным судом, за исключением экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица (индивидуального предпринимателя), иных случаев, предусмотренных законодательными актами. Особенность (новые субъекты права на обращения в суд и основания, ранее не предусмотренные в законодательстве): при нарушении установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (прекращения деятельности) кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) | |
по решению регистрирующего органа | - неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; - внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием; - непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (новое основание для принятия решения о ликвидации); - осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (новое основание для принятия решения о ликвидации) (подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации). От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 2 части первой подп.3.3 п.3 Положения о ликвидации в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 (далее - Декрет № 2): «неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд;» |
Последовательность действий по ликвидации по решению регистрирующего органа (кроме основания, связанного с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием): 1) органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации по указанным выше основаниям; 2) регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения). При ликвидации (прекращении деятельности) в случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием действуют правила Указа Президента РБ от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания». От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. порядок признания задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, административным взысканиям, иным обязательным платежам в бюджет безнадежным долгом и ее списание отнесен к полномочиям Совмина (п.9 ст.42, ч.3 п.2 ст.44, пп.1 и 2 ст.47, подп.4.2 п.4 ст.70 НК с изменениями, внесенными Законом от 30.12.2022 № 230-З). Комментарий см. здесь |
Основания для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями
1. Решение собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (по указанным в таблице 1 основаниям).
2. Решение хозяйственного суда (по указанным в таблице 1 основаниям), в т.ч. в следующей ситуации: если органами КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговыми и иными уполномоченными органами направлено регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации, регистрирующий орган подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.
Основания для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
Основания для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя те же, которые рассмотрены в таблице 1 для юридических лиц, + аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании документального подтверждения факта смерти лица принимается решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) об исключении из него этого индивидуального предпринимателя (п.5 Положения о ликвидации).
Алгоритм ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации юридического лица.
Шаг 2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Особенности правового статуса ликвидационной комиссии (ликвидатора): со дня назначения к ней (нему) переходят полномочия по управлению делами юридического лица, выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.
Шаг 3. Распределение обязанностей между председателем (примечание 2) и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии), установление порядка и сроков ликвидации.
Правила определения сроков ликвидации (прекращения деятельности):
1) срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности); срок может быть продлен по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуального предпринимателя), но не более чем до 12 месяцев (новая норма);
2) сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой, восьмой п.16 Положения о ликвидации, не включаются в указанный срок ликвидации (прекращения деятельности).
Шаг 4. Письменное уведомление регистрирующего органа о ликвидации юридического лица (см. таблицу 2).
Таблица 2 | ||
Порядок уведомления регистрирующего органа о ликвидации юридического лица (сравнение норм законодательства) | ||
Положение о ликвидации | Гражданский кодекс РБ (далее - ГК) | Разрешение коллизии |
Письменное уведомление регистрирующего органа председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) о ликвидации в порядке, установленном Положением о ликвидации, в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица (часть вторая п.6) | Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в ЕГР сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58). От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться ст.58 ГК в ред. Закона от 13.11.2023 № 312-З |
Подлежит применению норма части второй п.6 Положения о ликвидации |
По мнению авторов, «порядок, установленный Положением о ликвидации», определен в п.7 Положения о ликвидации и включает личное обращение председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) (индивидуального предпринимателя) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) (индивидуального предпринимателя), в регистрирующий орган с представлением следующих документов:
для юридических лиц:
• заявления о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции РБ (далее - Минюст), с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, подписываемого председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора) (если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица).
![]() |
Справочно Форма заявления о ликвидации юридического лица установлена постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8) (приложение 5).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться вышеназванной формой в ред. постановления Минюста от 24.06.2024 № 42; |
• решения о ликвидации; если решение составлено на иностранном языке, оно должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
• легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенной копии указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями (часть первая п.7 Положения о ликвидации);
для индивидуального предпринимателя - заявления о прекращении деятельности по форме, установленной Минюстом, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, подписанного прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем.
![]() |
Справочно Форма заявления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя установлена в приложении 6 к постановлению № 8.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться вышеназванной формой в ред. постановления № 42. |
Действия регистрирующего органа при получении указанных документов приведены в схеме 2.
Схема 2 | |||||||
Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов: | |||||||
▼ | ▼ |
представляет в Минюст сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в ЕГР | направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах) (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах) уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) |
▼ | |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Правило: в случае направления налоговыми органами, органами ФСЗН, Белгосстраха в регистрирующий орган информации о невозможности представления справок, сведений эти документы должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 6 месяцев со дня получения уведомления регистрирующего органа.
Шаг 5. Опубликование сведений о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Сведения размещаются в сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (http://justbel.info) с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.
Срок для заявления требований кредиторов: не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.
Правило определения срока для заявления требований кредиторов: момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (п.12 Положения о ликвидации).
Шаг 6. Составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Шаг 7. Удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности.
Правило: осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п.10 Положения о ликвидации). Следовательно, при совершении сделок, не связанных с ликвидацией, такие сделки будут признаны ничтожными по части первой ст.170 ГК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. п.10 Положения о ликвидации после слов «операций по» дополнен словом «банковским» Декретом № 2. |
Денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица выплачиваются ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п.4 ст.59 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2014 г. п.4 ст.59 ГК после слова «комиссией» дополнен словом «(ликвидатором)» Законом от 11.07.2014 № 191-З. |
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с ГК в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства, а именно исходя из содержания постановления Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 16 «О некоторых вопросах продажи имущества ликвидируемого юридического лица». Соответственно, в случае если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства достаточны для удовлетворения требований кредиторов, то названное постановление не применяется. |
Таблица 3 | |
Очередность удовлетворения требований (сравнение норм законодательства) | |
Пункт 11 Положение о ликвидации | Пункт 1 ст.60 ГК |
В первую очередь | |
удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей | удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей |
Во вторую очередь | |
производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам | производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам |
В третью очередь | |
погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества | погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества |
В четвертую очередь | |
производятся расчеты с другими кредиторами | производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица |
Как видим, нормы Положения о ликвидации приведены в соответствие с нормами ГК.
Правила удовлетворения требований кредиторов:
1) ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей (п.11 Положения о ликвидации);
2) требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п.2 ст.60 ГК);
3) при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами (п.3 ст.60 ГК);
4) требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п.5 ст.60 ГК);
5) при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п.6 ст.59 ГК);
6) требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст.62 ГК. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п.6 ст.60 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 августа 2014 г. Законом № 191-З пп.4-6 ст.60 ГК после слова «комиссии» и «комиссией» дополнены соответственно словами «(ликвидатора)» и «(ликвидатором)». |
7) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК).
Полномочия кредиторов: в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п.4 ст.60 ГК).
Шаг 8. Составление ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 ноября 2024 г. следует руководствоваться п.5 ст.59 ГК в ред. Закона № 312-З. |
Шаг 9. Представление документов в регистрирующий орган:
юридическим лицом:
• печати организации либо заявления собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате;
• ликвидационного баланса, подписанного членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденного собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
• оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявления собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
индивидуальным предпринимателем:
• печати либо заявления об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате;
• оригинала свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявления о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
• уведомления о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Минюстом.
Шаг 10. Принятие регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.
Такое решение принимается при наличии в совокупности следующих условий:
1) субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы;
2) налоговыми, таможенными органами, органами ФСЗН, Белгосстрахом не представлены документы, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенных обязательств перед таможенными органами, информация о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не состояли на соответствующем учете (не были зарегистрированы);
3) соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования (п.16 Положения о ликвидации). До этого регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. В свою очередь архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Шаг 11. Представление регистрирующим органом в Минюст сведений для включения их в ЕГР и сообщение им об исключении субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы ФСЗН, государственной статистики, обособленные подразделения Белгосстраха.
Министерство юстиции включает в ЕГР сведения об исключении из него субъектов хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом (п.21 Положения о ликвидации).
Правила:
1) юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя - прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении их из этого регистра;
2) юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя), а индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации.
Ответственность:
1) собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов;
2) кредитор (кредиторы), органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.
Особенности при исключении субъекта хозяйствования из ЕГР:
1) в случае если субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в отношении его не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР до проведения и завершения указанной проверки;
2) в случае если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного 2-месячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Алгоритм ликвидации по решению регистрирующего органа
Схема 3 | ||||||
Основание для ликвидации 1: неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности |
► | Решение о начале процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа | ◄ | В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) вместе с этим представлением (предложением) направляются: - акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления этой организацией, индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления; - справка об отсутствии у данной организации, индивидуального предпринимателя задолженности | ||
перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей - также сведения о привлечении (непривлечении) индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам |
Правило: в случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием в отношении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя), находящейся (находящегося) в процессе ликвидации по данному основанию, регистрирующим органом принимается решение о внесении записи об исключении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) из ЕГР.
Схема 4 | |||||||
Основание для ликвидации 2: непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет |
|
| |||||
Основание для ликвидации 3: осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации |
|||||||
Особенность: ликвидация (прекращение деятельности) осуществляется в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.
Информирование: перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается), размещается Минюстом в сети Интернет на официальном сайте Минюста (http://www.minjust.by/).
Схема 5 | |||||||||
Уведомление: о принятом решении регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, Белгосстраха |
|
Действия: 1) после получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления осуществление операций по его счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются; 2) в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления в регистрирующий орган представляются: - налоговыми, таможенными органами, органами ФСЗН, Белгосстрахом - справки и сведения либо соответствующая | |||||||
информация, указанные в п.9 Положения о ликвидации; - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) - печати либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате, оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации |
Правило: при наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами исключение субъекта хозяйствования из ЕГР производится только после представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, Белгосстрахом документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами. В случае представления в регистрирующий орган указанными органами информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 6 месяцев со дня получения этими органами уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Если по истечении этого срока не представлены справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.
Схема 6 | |||||||||
Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам |
|
Архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса |
Правило: субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств (перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами), по истечении 3 лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из ЕГР.
![]() |
Обратите внимание! В случае если в течение 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности), исключение этого субъекта хозяйствования из ЕГР не производится. Субъект хозяйствования исключается из ЕГР при получении регистрирующим органом информации от указанных государственных органов о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности. |
Схема 7 | |||
Основание для ликвидации 4: внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием |
► | В случае внесения налоговым органом соответствующего представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении его из ЕГР | |
Особенность: ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в п.13 Положения о ликвидации, в регистрирующий орган (хозяйственный суд) не представляются, действия, предусмотренные в пп.8, 15 Положения о ликвидации, не совершаются; перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из ЕГР размещается Министерством по налогам и сборам РБ в сети Интернет на сайте данного министерства (http://www.nalog.gov.by).
Если субъект хозяйствования не получил до 1 февраля 2009 г. свидетельство о государственной регистрации, то он исключается из ЕГР по его заявлению без создания ликвидационной комиссии без представления документов, указанных в п.13 Положения о ликвидации, без совершения действий, предусмотренных в пп.8, 15 Положения о ликвидации.
Если индивидуальному предпринимателю вынесен приговор, связанный с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний, не позднее 3 рабочих дней со дня получения приговора суда уведомляют регистрирующий и налоговый органы о назначенном судом наказании с указанием его срока. На этом основании регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней вносит в ЕГР сведения о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя. По истечении срока наказания регистрирующий орган вносит сведения в ЕГР о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя. В период действия вынесенного индивидуальному предпринимателю приговора регистрационный номер в этом регистре за ним сохраняется.
Если индивидуальному предпринимателю вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, органы, исполняющие данное постановление, в течение 3 рабочих дней со дня изъятия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии) уведомляют регистрирующий и налоговый органы об исполнении этого постановления с указанием срока, на который произведено такое изъятие.
Примечание 1. Рассмотрение споров о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей отнесено к специальной подведомственности хозяйственного суда на основании ст.47 Хозяйственного процессуального кодекса РБ.
Примечание 2. Требования к председателю ликвидационной комиссии:
• при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица;
• в случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (часть шестая п.6 Положения о ликвидации).
18.06.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь