Комментарий от 07.07.2011
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования

Принятие Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива), а позднее и совместного постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 28.02.2011 № 251/6 «Об утверждении мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4» (далее - постановление № 251/6) позволяет констатировать, что процесс либерализации бизнеса и формирования новых условий его ведения в целом далек от своего завершения. Подтверждением тому стал разработанный Советом Министров РБ проект изменений в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450) (далее - Декрет № 1) (см.http://www.pravo.by/showtext.asp?1304692598150), а впоследствии - принятый Декрет Президента РБ от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 5) (примечание 1), которым не только введена фактически электронная регистрация субъектов хозяйствования, но и предусмотрен ряд либеральных норм, в частности, в отношении аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Далее проанализируем ряд новелл Декрета № 5, но забегая вперед, отметим, что законодатель изменил частично нормы Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о регистрации), и изложил в новой редакции Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1 (далее - Положение о ликвидации). В рамках данного материала акцент будет сделан на рассмотрении особенностей порядка государственной регистрации субъектов хозяйствования в рамках Декрета № 1 в редакции Декрета № 5.

Общие вопросы

1. В соответствии с нормами Декрета № 1 на банки, небанковские кредитно-финансовые организации возлагалась обязанность в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями направлять соответствующему налоговому органу сообщение об их открытии, в т.ч. в электронном виде (подп.2.4 п.2 Декрета № 1). Декрет № 5 расширил перечень органов, которым направляется указанное уведомление, включив соответствующий орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), а также указал, что не предъявляются счета, перечень которых определен Указом Президента РБ от 24.08.2006 № 515 «Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты». В то же время из норм подп.2.4 п.2 Декрета № 1 исключено направление уведомления в электронном виде.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2012 г. Указ № 515 на основании Указа Президента РБ от 25.04.2012 № 204 утратил силу.

 

2. Скорректирован упрощенный порядок ликвидации субъектов хозяйствования. Те из них, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято регистрирующим органом, хозяйственным судом до 1 февраля 2009 г. (вместо ранее установленной даты - до 1 января 2008 г.) и которые не имеют непогашенной задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по которым процесс ликвидации не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о государственной регистрации, несдачи на хранение документов, в т.ч. по личному составу, исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) путем принятия уполномоченным сотрудником регистрирующего органа решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъектов хозяйствования.

Такой же порядок «упрощенной» ликвидации по решению уполномоченного сотрудника регистрирующего органа установлен в отношении юридических лиц, созданных государственными органами, не приведших до 1 июля 2002 г. свои учредительные документы в соответствие с законодательством, в отношении которых имеются неисполненные судебные постановления хозяйственных судов о завершении ликвидационного производства либо приняты решения государственного органа о ликвидации, не имеющие непогашенной задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами.

Особенность инициирования упрощенной ликвидации состоит в том, что в качестве ее основания выступает направленное в регистрирующий орган письменное предложение государственного органа об исключении юридического лица из ЕГР.

Место нахождения и уставный фонд

1. Важным изменением является норма о месте нахождения коммерческих организаций.

Декретом № 1 предусмотрена норма о том, что жилое помещение могло выступать в качестве места нахождения только частного унитарного предприятия. В то же время часть вторая п.2 ст.7 Закона РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в т.ч. на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).

Декрет № 5 систематизировал положения Декрета № 1 и названного Закона, определив, что местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (п.5 Положения о регистрации, в редакции Декрета № 5).

2. Декретом № 5 в новой редакции изложены пп.7, 8 Положения о регистрации в части формирования уставных фондов коммерческих организаций. Законодатель переструктурировал их, определив в п.7 Положения о регистрации порядок формирования уставного фонда, а нормы-исключения из общего правила, касающиеся уставных фондов ряда специальных субъектов, объединил в п.8.

Так, коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением открытых акционерных обществ (ОАО) и закрытых акционерных обществ (ЗАО). Для них минимальные размеры по-прежнему составляют соответственно 400 и 100 базовых величин (п.8 Положения о регистрации, в редакции Декрета № 5).

Уставный фонд по-прежнему на дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), если иное не установлено законодательными актами. Данное правило Декретом № 5 распространено и на те организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов (ранее Декретом № 1 было установлено, что на момент осуществления государственной регистрации уставные фонды акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом п.2 Положения о регистрации соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством. Это вызывало многочисленные дискуссии о сроках формирования оставшейся части уставного фонда коммерческой организации).

На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.

Кроме ОАО и ЗАО нормы-исключения в части размеров уставных фондов касаются и специальных субъектов, перечень которых приведен в пп.2, 8 Положения о регистрации, и для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Для последних требования к определению минимального размера вклада иностранного инвестора и срокам формирования уставного фонда устанавливаются Инвестиционным кодексом РБ. Следует, однако, обратить внимание на тот факт, что одним из мероприятий по реализации положений Директивы, утвержденных постановлением № 251/6, предусмотрена отмена требования к размеру вклада в уставный фонд (20 тыс.долл. США) для признания юридических лиц в качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Срок реализации данного мероприятия - II квартал 2011 г., что предполагает внесение изменений в Инвестиционный кодекс РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен данного кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора.

Электронная регистрация субъектов хозяйствования

Декрет № 5 дополнил Положение о регистрации п.121, касающимся электронной регистрации. В соответствии с данным пунктом документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а в случаях и порядке, определяемых Советом Министров РБ, - посредством веб-портала ЕГР, владельцем которого является Министерство юстиции РБ (далее - Минюст).

Посредством веб-портала ЕГР в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются документы в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью.

В целях обеспечения государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, Министерство внутренних дел РБ предоставляет Минюсту доступ к автоматизированной системе «Паспорт» в порядке, определяемом соглашением между Минюстом и Министерством внутренних дел РБ.

Из содержания приведенного пункта предполагается разработка Советом Министров РБ порядка обращения за государственной регистрацией посредством веб-портала ЕГР. Однако остается открытым решение вопроса об использовании электронной цифровой подписи.

С точки зрения законодательства, электронная цифровая подпись - это последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности (ст.1 Закона РБ от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее - Закон № 113-З)).

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа (часть четвертая ст.23 Закона № 113-З).

Для того чтобы визуализировать электронную цифровую подпись, необходим личный ключ электронной цифровой подписи, т.е. последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи.

Иными словами, в рассматриваемом случае перед обращением в регистрирующие органы у заявителя уже должен быть личный ключ, который впоследствии будет использоваться при выработке электронной цифровой подписи. Поскольку Декрет № 5 не содержит ответа на вопрос, каким образом заявителю его можно получить, полагаем, он будет дан в разработанном Советом Министров РБ порядке обращения за государственной регистрацией.

Обращение за государственной регистрацией субъектов хозяйствования

1. В первую очередь следует отметить, что законодатель устранил существовавший пробел в отношении регистрации субъектов хозяйствования, создаваемых в результате реорганизации. Декрет № 5 изменил п.13 Положения о регистрации таким образом, что перечень документов для государственной регистрации установлен в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также для создаваемых в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния. Соответственно, для последних перечень документов, представляемых для государственной регистрации, расширен за счет оригинала свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации, оригинала свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения, оригинала свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования.

Дополнен п.15 Положения о регистрации в части документов, представляемых при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация либо иностранное физическое лицо. Таким документом является легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), либо копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

Применительно к недействительности государственной регистрации следует отметить, что п.25 Положения о регистрации дополнен частью, которой предоставляется право органам Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговым и иным уполномоченным органам в пределах своей компетенции обращаться в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя (а равно как и признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц).

2. Поскольку в соответствии с Декретом № 1 субъекты хозяйствования самостоятельно несут ответственность за достоверность представляемой для государственной регистрации информации, то помимо предусмотренных Декретом № 1 сведений, достоверность и соответствие законодательству которых подтверждается заявителем, Декретом № 5 предусмотрены еще 4 факта, которые должен подтвердить заявитель (см. п.18 Положения о регистрации, в редакции Декрета № 5), среди которых особо следует отметить следующий: на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Тем самым законодатель исключил возможность использования механизма реорганизации для целей избежания плановых проверок субъектов хозяйствования - юридических лиц.

3. Декретом № 5 уточнены случаи, когда коммерческие и некоммерческие организации обязаны внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации. При этом срок обращения остался прежним и составляет 2 месяца. Так, помимо смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации изменения должны быть внесены и представлены для государственной регистрации в случае изменения их наименования.

Также в соответствии с Декретом № 5 форма уведомления об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации будет устанавливаться Минюстом. Ранее уведомление по форме осуществлялось произвольно.

Кроме того, Минюст полномочен устанавливать форму уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации). Коммерческие и некоммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков) обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации указанное уведомление в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены). Тем самым в ЕГР, представляется, будет содержаться актуальная информация о руководителе юридических лиц для целей исключения возможных злоупотреблений.

С учетом введения электронной регистрации указанные выше уведомления могут представляться в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

4. Декретом № 5 уточнен перечень лиц, которые вправе обжаловать в хозяйственном суде осуществление либо неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей), - это в т.ч. лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации (п.23 Положения о регистрации, в редакции Декрета № 5).

5. Законодатель по содержанию Положения о регистрации с точки зрения нормотворческой техники уточнил норму подп.1.3 п.1, дополнив ее указанием на то, что подлежат государственной регистрации изменения, вносимые в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) коммерческих организаций.

Аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Процедура аннулирования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей претерпела изменения.

По основаниям, предусмотренным законодательными актами, в т.ч. Указом Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа.

При обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации.

В течение 5 рабочих дней регистрирующий орган рассматривает указанное выше представление и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В Декрете № 1 норма об уведомлении регистрирующим органом индивидуального предпринимателя отсутствовала, что потребовало дополнительных разъяснений Минюста (примечание 2).

Данный вопрос в контексте Декрета № 5 особо актуален, поскольку законодатель указал на то, что индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации (часть первая п.23 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5).

В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации. Обратим внимание, что до принятия Декрета № 5 при аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, не вправе были обращаться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании. Тем самым был установлен пожизненный запрет на осуществление предпринимательской деятельности.

 

Примечание 1. Изменения, внесенные данным Декретом в Декрет № 1, вступают в силу с 1 сентября 2011 г.

Примечание 2. Применение Декрета № 1 см. на официальном сайте Минюста http://minjust.by/ru/site_menu/egr_fag. Дата доступа - 14.06.2009.

 

07.07.2011 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президент РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.), от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.), от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) и от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения.