


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменение Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
В рамках данного комментария проанализируем нормы Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 5) (примечание), которым утверждена новая редакция Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1, Положение о ликвидации соответственно).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
Поскольку законодатель предложил новую редакцию Положения о ликвидации, анализ будет проведен в сравнительно-правовом аспекте с учетом норм Декрета № 1.
Круг субъектов, на которых распространяет свое действие новая редакция Положения о ликвидации, остался прежним. Это хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в т.ч. сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников, индивидуальные предприниматели. В отношении банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, государственных объединений по-прежнему установлено правило о применении Положения о ликвидации с учетом специфики деятельности указанных организаций.
Сохранился также перечень субъектов, в отношении которых не применимы нормы Положения о ликвидации (республиканские государственно-общественные объединения, фонды, религиозные организации, а также политические партии и другие общественные объединения, их союзы (ассоциации), союзы (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданные с участием общественного объединения (общественных объединений)).
Инициатива ликвидации (прекращения деятельности)
1. В соответствии с нормами Декрета № 5 инициатива ликвидации (прекращения деятельности) может исходить от собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), хозяйственного суда, регистрирующего органа.
Однако дополнительно установлены некоторые ограничения на принятие решения собственником имущества (учредителями, участниками) либо уполномоченным органом, т.е. в сфере добровольной ликвидации или самоликвидации. Так, согласно части второй подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации в случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято указанными субъектами, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. Как следствие, в части пятой п.16 Положения о ликвидации установлена норма: если субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято указанными субъектами или индивидуальным предпринимателем, включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в отношении него не проведена (завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) до проведения и завершения указанной проверки.
Механизм взаимодействия контролирующего органа и субъекта хозяйствования, в отношении которого принято решение о «самоликвидации», Декретом № 5 не установлен. Права на самоликвидацию собственника имущества, учредителей, участников либо уполномоченного органа никто не лишает. Данные субъекты вправе принять решение о ликвидации субъекта хозяйствования независимо от факта включения субъекта хозяйствования в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, но хронологически плановая проверка в отношении такого субъекта хозяйствования должна быть завершена ранее. Из Декрета № 5 не ясно, как необходимо организовать работу ликвидационной комиссии (ликвидатора) в данном случае. Вправе ли, например, ликвидационная комиссия (ликвидатор) удовлетворять имущественные претензии кредиторов ликвидируемого юридического лица, принимать претензии и т.п.?
Положение, к сожалению, не прояснило детально правовое положение ликвидационной комиссии (ликвидатора), хотя уточнило некоторые моменты, которые будут обозначены ниже. Кроме того, на практике необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) (ст.58, 59) и постановлением Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее - постановление Пленума ВХС № 18).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. следует руководствоваться текстом постановления Пленума ВХС № 18 в редакции постановления Пленума ВХС РБ от 24.04.2013 № 2. Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться ст.58 и 59 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З. |
В частности, в соответствии с п.18 постановления Пленума ВХС № 18 ликвидационная комиссия (ликвидатор), назначенная хозяйственным судом, обязана в соответствии с законодательством:
1) опубликовать в порядке, установленном законодательством, сообщение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, в котором указать порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (прекращении деятельности). Декретом № 5 порядок опубликования изменен, о чем будет отмечено ниже;
2) составить перечень кредиторов с указанием размера их требований;
3) письменно уведомить в срок, установленный хозяйственным судом, кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации (прекращении деятельности);
4) принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в т.ч. находящегося у третьих лиц;
5) принять все возможные меры к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности;
6) произвести опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества;
7) закрыть филиалы и представительства;
8) утвердить смету расходов по ликвидации (прекращению деятельности), в т.ч. по финансированию деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) на период ее работы;
9) составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами;
10) использовать в процессе ликвидации один текущий (расчетный) счет юридического лица (индивидуального предпринимателя) в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательством. Закрыть все другие счета ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях. Остатки денежных средств при закрытии счетов перечислить на основной текущий (расчетный) счет;
11) закончить текущие дела, в т.ч. увольнение работников с соблюдением их прав и законных интересов в соответствии с законодательством;
12) провести собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
13) представлять систематически хозяйственному суду с периодичностью, им установленной, информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности), о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет соответствующего лица;
14) представлять кредиторам, хозяйственному суду, регистрирующему и налоговому органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица (индивидуального предпринимателя), о ходе его ликвидации (прекращения деятельности);
15) сообщать в установленном порядке в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы в соответствии с подведомственностью, а также в хозяйственный суд сведения, выявленные в процессе ликвидации, о совершении преступления и принимать меры по возмещению ущерба за счет виновных лиц;
16) передавать на хранение документы юридического лица (индивидуального предпринимателя), подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;
17) осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.
Обратите внимание!
Согласно п.3 ст.58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Из случаев ликвидации юридического лица по решению хозяйственного суда (т.е. из подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации) исключен случай аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя, но одновременно в п.4 Положения о ликвидации закреплено правило о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Логика законодателя ясна: необходимо систематизировать основания для ликвидации отдельно для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей, поскольку в редакции Декрета № 1 (до внесения изменений) имелась техническая нормотворческая ошибка - аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа как основание прекращения его деятельности в подп.3.2 п.3 относилось к основаниям для ликвидации именно юридических лиц (абзац 1 п.3 Положения о ликвидации, утвержденного Декретом № 1). Следует иметь в виду, что при аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя окончательное решение о прекращении его деятельности по существу принимает хозяйственный суд.
Регистрирующие органы, как и ранее, полномочны принимать решения о ликвидации (прекращении деятельности) в случаях:
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности. Данное правило не касается случая, установленного частью пятой п.20 Положения о ликвидации, в отношении индивидуального предпринимателя;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями по-прежнему основаниями для ликвидации признаются решение собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.
Процедура ликвидации (прекращения деятельности): ликвидация по решению собственника имущества (учредители, участники) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)
Положение о ликвидации в новой редакции несколько изменило порядок назначения ликвидационной комиссии, перечень и содержание документов, представляемых для ликвидации.
При принятии решения о ликвидации в нем помимо назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), установления порядка и сроков ликвидации должны быть распределены обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) (часть первая п.6 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5). Ранее в соответствии с п.25 постановления Пленума ВХС № 18 распределение обязанностей между членами ликвидационной комиссии осуществлял ее председатель.
При ликвидации согласно Положению о ликвидации, в редакции Декрета № 5, в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляются:
- заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции РБ, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора.
Положением о ликвидации уточнено, что заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) - юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;
- решение о ликвидации. Новеллой можно назвать правило о решении, составленном на иностранном языке: оно должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, в сравнении с прежней редакцией Положения о ликвидации дополнен еще одним документом - легализованной выпиской из торгового регистра страны учреждения или иным эквивалентным доказательством юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется). Данный документ представляется в случае, если собственник имущества (учредители, участники) - иностранные организации.
Законодатель также уточнил, что при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности, подписываемое индивидуальным предпринимателем.
Положением дополнительно предусмотрены случаи, когда сведения, справки о деятельности субъекта хозяйствования от налоговых органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), таможенных органов, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия (БРУСП) «Белгосстрах» не могут быть предоставлены в силу отсутствия сведений о постановке на учет субъектов хозяйствования и по другим причинам.
В случае установления факта непостановки коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, отсутствия регистрации в БРУСП «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организации) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована).
При невозможности представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) справок, сведений, т.е. справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности:
- перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей - также сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
- перед ФСЗН;
- перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информации о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
- по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы 2-5 части первой п.9 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5),
этими органами (организацией) направляется в регистрирующий орган информация о невозможности представления соответствующих справок, сведений ввиду:
непредъявления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);
отказа от восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);
восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности), с последующим проведением такой проверки.
В случае направления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в регистрирующий орган информации о невозможности представления справок, сведений, указанных в абзацах 2-5 части первой п.9 Положения о ликвидации, эти документы должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 6 месяцев со дня получения уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) (п.9 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5).
Факт невозможности предоставления таких справок, сведений будет определять сроки ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования.
При представлении в регистрирующий орган налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) информации о невозможности представления справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 6 месяцев со дня получения этими органами (организацией) уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Если по истечении этого срока не представлены указанные в части первой п.9 Положения о ликвидации справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования (часть третья п.16 Положения о ликвидации).
Положение о ликвидации дополнено пунктом, касающимся порядка опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
Принципиальный момент - порядок опубликования сведений о ликвидации, который определяется Советом Министров РБ и фактически состоит в размещении соответствующей информации в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» и на сайте Министерства юстиции РБ, а поскольку из числа документов, представляемых ликвидационной комиссией в регистрирующий орган, исключена копия публикации о ликвидации в газете «Рэспублiка», процесс опубликования не будет зависеть от субъекта хозяйствования.
Сведения о ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, государственная регистрация которых осуществляется Национальным банком РБ, размещаются им в сети Интернет на сайте Национального банка РБ. Сведения о ликвидации страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственная регистрация которых осуществляется Министерством финансов РБ, размещаются им в сети Интернет на сайте Министерства финансов РБ (п.12 Положения о ликвидации).
Ликвидационная комиссия не обязана предоставлять в регистрирующий орган штампы организации, а только печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате. Аналогичный порядок предусмотрен и для индивидуальных предпринимателей (п.13 Положения о ликвидации). Однако для последних перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, дополнен уведомлением о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции РБ.
Процедура ликвидации (прекращения деятельности): ликвидация по решению регистрирующего органа, хозяйственного суда
Порядок и основания ликвидации по решению регистрирующего органа претерпели незначительные изменения. Причем ликвидационная комиссия не создается в двух случаях, когда решение о ликвидации принимает регистрирующий орган:
1) неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
2) внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Как и ранее, в случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом в отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями подается соответствующее заявление в хозяйственный суд (п.17 Положения о ликвидации).
Положение о ликвидации в новой редакции устанавливает специальные сроки для исключения субъектов хозяйствования из ЕГР. В соответствии с частью четвертой п.16 Положения о ликвидации субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по истечении 3 лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из ЕГР.
В отличие от прежних норм Положение о ликвидации дополнено нормами на случай обращения в регистрирующий орган кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования в процессе ликвидации. Если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев с момента получения данной информации.
При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного 2-месячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть шестая п.16 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5). Иными словами, если по истечении 2-месячного срока со дня поступления письменной информации от кредиторов о наличии у ликвидируемого субъекта непогашенной задолженности перед кредиторами не представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, субъект хозяйствования исключается из ЕГР как исполнивший надлежащим образом обязательства перед кредиторами.
Введены новые нормы о поступлении в регистрирующий орган письменной информации от органов Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции:
1) о выявленных фактах совершения правонарушений субъектами хозяйствования, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
2) о фактах совершения правонарушений их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования,
3) об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности).
Причем нормативно установлен срок для поступления такой информации: в течение 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). В данной ситуации исключение этого субъекта хозяйствования из ЕГР не производится (часть седьмая п.16 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5).
Однако если в регистрирующий орган поступили сведения о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлены субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документы, подтверждающие погашение задолженности, субъект хозяйствования исключается из ЕГР (часть восьмая п.16 Положения о ликвидации, в редакции Декрета № 5).
Примечание. Изменения, внесенные Декретом № 5, вступают в силу с 1 сентября 2011 г.
12.07.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета