Комментарий от 12.07.2011
Автор: Четверикова Е.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменения в процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Декрету Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Изменения в процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Издание Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 5) большинством средств массовой информации было прокомментировано исключительно как дальнейшая либерализация процедуры открытия бизнеса, выражающаяся в возможности осуществления электронной регистрации (без личного обращения в регистрирующий орган) и регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей лиц, государственная регистрация которых была аннулирована ранее. Однако в процедуре электронной регистрации не все так просто. Кроме того, Декретом № 5 введены дополнительные ограничения в рассматриваемой сфере. Рассмотрим такие изменения подробнее по этапам создания и государственной регистрации юридического лица.

Кто не может быть собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем

В настоящее время ограничения по данному вопросу содержатся в п.18 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации). Декретом № 5 в него внесены изменения и дополнения, которые расширяют перечень фактов-ограничений, соблюдение которых должно подтвердить лицо, обращающееся в регистрирующий орган за совершением того или иного действия, входящего в компетенцию данного органа. Среди изменений обращает на себя внимание то, что ранее собственник имущества (учредитель) коммерческой организации не должен был являться собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства), только в случаях государственной регистрации вновь создаваемых коммерческих организаций. Это ограничение не распространялось на создание коммерческих организаций в процессе реорганизации, и именно таким образом данное ограничение иногда можно было обойти: вместо создания нового юридического лица производилось выделение коммерческой организации из другой, уже существующей. Со вступлением в силу Декрета № 5 такая «уловка» станет невозможной.

Близкими к указанному ограничению по смыслу являются 2 вновь введенных. В соответствии с дополнениями в п.18 Положения о регистрации в заявлении о государственной регистрации также должно быть подтверждено, что:

- на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), не произведшего расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) прошло менее 3 лет;

- на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся ранее индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), не произведшим расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее 3 лет.

Учитывая, что в настоящее время все больше юридических лиц проходит через процедуру банкротства и далеко не всегда в этом виноваты лица, для которых Декрет № 5 ввел вышеуказанные ограничения, полагаем, что для кого-то они станут совершенно «незаслуженными». В то же время, учитывая специфику предпринимательской деятельности, ее рисковый характер и сложности мирового финансового рынка, законодатель оправданно стремится предупредить повторение случаев банкротства для защиты интересов кредиторов, работников юридического лица и, конечно же, бюджета Республики Беларусь.

Также Декрет № 5 последовательно придерживается принципа неотвратимости проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, включенных в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Такие юридические лица не могут обращаться в регистрирующий орган за государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации, и государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительный документ в связи с реорганизацией, до проведения (завершения) соответствующей проверки. Аналогичный запрет наложен на государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительный документ юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо, включенное в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Место нахождения юридического лица

В этой части необходимо отметить, что нормы о возможности нахождения частного унитарного предприятия в жилом помещении распространены и на крестьянское (фермерское) хозяйство. Оно может располагаться в квартире или жилом доме физического лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства при соблюдении следующих условий:

- жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

- он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Из п.5 Положения о регистрации исключено упоминание домовой книги, что приводит данный нормативный правовой акт в соответствие с Указом Президента РБ от 27.06.2011 № 276 «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросу отмены домовых книг».

Также обращает на себя внимание терминологическое изменение, внесенное в п.12 Положения о регистрации, который ранее упоминал «место размещения» юридического лица, в то время как по всему тексту Положения о регистрации фигурировало «местонахождение» юридического лица. Со вступлением в силу изменений понятийный аппарат данного нормативного правового акта в этой части будет приведен к единообразию. Вместе с тем иные законодательные акты (Гражданский кодекс РБ, Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», Налоговый кодекс РБ, Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и др.) оперируют понятием «место нахождения организации». Остается высказать пожелание о соблюдении белорусскими нормотворческими органами нормы части второй ст.32 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», которая устанавливает, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. Соответственно, и одно и то же понятие, на практике именуемое «юридический адрес», в различных нормативных правовых актах должно именоваться одинаково.

Формирование уставного фонда

Минимальные уставные фонды по-прежнему установлены только для открытых и закрытых акционерных обществ (400 и 100 базовых величин соответственно). При этом Декрет № 5 предусматривает, что на дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы, уставные фонды должны быть сформированы в размерах, определенных их уставами (учредительными договорами - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров). По сравнению с ранее действующей нормой на стадии создания это означает, что акционерные общества должны сформировать свои уставные фонды на дату государственной регистрации не просто в минимальном размере, а в полном объеме.

Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями вопросы формирования уставных фондов по-прежнему регулируются Инвестиционным кодексом РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен данного кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора.

Документы, представляемые для государственной регистрации

Новеллой Декрета № 5 является то, что в Положении о регистрации (в новой редакции) прямо указывается, при каких формах реорганизации порядок государственной регистрации (и, соответственно, перечень необходимых документов) соответствует созданию юридического лица, а при каких - внесению изменений в учредительный документ. К первому случаю относится реорганизация в форме выделения, разделения и слияния. Для государственной регистрации создаваемых таким образом юридических лиц в регистрирующий орган представляется полный пакет документов для регистрации нового юридического лица (установленный п.13 Положения регистрации), а в случае реорганизации в форме слияния либо разделения - еще и оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации.

В случае реорганизации в форме преобразования и присоединения в регистрирующий орган представляются документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительный документ юридического лица, включая оригинал свидетельства о государственной регистрации преобразуемой или присоединенной организации.

Ранее разграничение сущности процедуры реорганизации (создание нового юридического лица или изменение существующего) с точки зрения процедуры и пакета документов законодательно не производилось и определялось исключительно применительно к форме подаваемого в регистрирующий орган заявления на основании п.12 постановления Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 ноября 2014 г. следует руководствоваться п.12 постановления № 8 в редакции постановления Минюста РБ от 19.09.2014 № 197.

 

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), дополнен документами, подтверждающими правовой статус нового собственника имущества (участника) организации, а именно:

- легализованной выпиской из торгового регистра страны учреждения или иным эквивалентным доказательством юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества (участника) - иностранного юридического лица;

- копией документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества (участника) - иностранного физического лица.

Представление документов для государственной регистрации

В этом аспекте еще раз отметим, что с 1 сентября 2011 г. документы для государственной регистрации смогут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и посредством веб-портала ЕГР, владельцем которого является Министерство юстиции РБ. Тем не менее для этого необходимо, чтобы, во-первых, случаи и порядок осуществления такой процедуры были определены Советом Министров РБ (в настоящий момент соответствующий нормативный правовой акт отсутствует), а во-вторых, чтобы до реализации данного способа обращения в регистрирующий орган заявитель зарегистрировался в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи, поскольку именно с ее помощью подтверждаются целостность и подлинность документов, представляемых в регистрирующий орган (п.121 Положения о регистрации в новой редакции). В связи с этим вполне возможно, что на практике учредителям - физическим лицам будет удобнее все-таки лично обратиться в регистрирующий орган, чем стать владельцами личных ключей электронно-цифровой подписи, что также требует соблюдения определенных формальностей и затрат времени, возможно, больших, чем визит в исполнительный комитет.

Также отметим, что Декретом № 5 нормативно закреплена действовавшая на практике и ранее возможность подписания заявления о государственной регистрации от имени физического лица иным физическим лицом, уполномоченным на это доверенностью.

Изменения, подлежащие обязательной государственной регистрации

Действующая редакция Положения о регистрации говорит только об одном случае, когда обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительный документ организации, является обязательным. Это смена собственника имущества или изменение состава учредителей (участников) организации. Тем не менее исходя из других норм Положения о государственной регистрации можно сделать косвенный вывод о том, что государственная регистрация изменений необходима и в случае смены наименования. Декрет № 5 прямо закрепил это положение и определил, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения их наименования, смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат).

В случае изменения места нахождения организации по-прежнему будет достаточно направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление. Для совершения этого действия юридическому лицу также будет предоставлено 10 рабочих дней. Однако форма уведомления не свободная, а установленная Министерством юстиции РБ.

Новеллой является то, что в регистрирующий орган в такой же срок необходимо будет представлять уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации). Форма данного уведомления также устанавливается Министерством юстиции РБ. Более того, согласно части второй п.3 Декрета № 5 коммерческие и некоммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в которых назначение (замена) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) произведено с 1 февраля 2009 г. до 1 сентября 2011 г., обязаны до 1 января 2012 г. уведомить регистрирующий орган обо всех назначениях (заменах) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в указанный период времени. Следует положительно охарактеризовать данную норму, поскольку руководитель как лицо, без доверенности действующее от имени юридического лица, является весьма важной фигурой, о смене которой должен быть уведомлен регистрирующий орган с внесением сведений в ЕГР, информация из которого доступна контрагентам данного юридического лица и прочим заинтересованным лицам (особенно в ситуации отсутствия удостоверений руководителя коммерческой организации, отмененных в марте 2009 г.).

Уведомления об изменении места нахождения организации, о назначении (замене) руководителя также могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала ЕГР в порядке, определяемом Советом Министров РБ.

Обжалование действий (бездействия), связанных с государственной регистрацией. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной

Действующая редакция (часть четвертая п.23) Положения о регистрации предусматривает, что неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в хозяйственном суде. Декрет № 5 расширяет круг действий (бездействия) регистрирующего органа, которые могут быть обжалованы (речь идет об осуществлении либо неосуществлении государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей)), а также устанавливает, что правом обжалования будут обладать в т.ч. лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации. Обжалование также производится в хозяйственный суд.

Данная норма весьма интересна с учетом того, что государственная регистрация осуществляется по заявительному принципу, а заявители могут быть лицами недобросовестными и нарушить порядок создания юридического лица, что причинит ущерб интересам неких третьих лиц. Такие третьи лица по Декрету № 5 получают право обжаловать действия регистрирующего органа по осуществлению государственной регистрации данного юридического лица в хозяйственный суд. Здесь, однако, следует обратиться к нормам ХПК, из главы 25 которого следует, что в случае такого обжалования хозяйственный суд проверяет законность действий государственного органа. С учетом же заявительного принципа государственной регистрации ничего незаконного в действиях регистрирующего органа в данной ситуации не будет, т.е. предоставленное заинтересованным лицам право обжалования осуществления государственной регистрации во многих случаях все равно не позволит им защитить (восстановить) свои нарушенные права и законные интересы.

Указанная проблема могла быть во многом решена, если бы перечень лиц, имеющих право в соответствии с п.25 Положения о регистрации обращаться в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации недействительной, был дополнен лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления государственной регистрации. Такой вариант предусматривался одним из проектов Декрета № 5, однако в окончательной его редакции эта норма отсутствует.

Нормы о признании государственной регистрации недействительной ныне будут применяться к созданным юридическим лицам в т.ч. в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, а также к государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Из перечня органов, которые могут обращаться с соответствующими исками в суд, исключены регистрирующие органы. Некоторые регистрирующие органы и ранее на обращения заинтересованных лиц, содержащие сведения о нарушении порядка создания юридического лица и прошение подать иск в суд о признании государственной регистрации недействительной, отвечали отказом, чем нарушали п.25 Положения о регистрации. Теперь же регистрирующие органы получили законное основание для таких отказов.

Регистрация индивидуальных предпринимателей

Декретом № 5 установлено, что гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации. Ранее запрет на повторную государственную регистрацию при таком обстоятельстве был бессрочным.

Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из ЕГР.

Представление банками сведений об открытии текущих (расчетных) счетов

Также из Декрета № 5 следует, что банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями обязаны направить сообщение об их открытии не только налоговому органу, но и органу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ. Это позволит органам указанного Фонда оперативно получать информацию о новых счетах в банках, что позволит более эффективно взыскивать задолженности с неплательщиков.

Изменения и дополнения, внесенные Декретом № 5 в Положение о регистрации, вступают в силу 1 сентября 2011 г.

 

12.07.2011 г.

 

Евгения Четверикова, магистр юридических наук, заместитель директора, руководитель отдела корпоративной, налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.), от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) и от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения.