Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Основные направления либерализации экономики в 2011-2012 годах
31 декабря 2010 г. Президентом РБ была подписана долгожданная Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива).
В Директиве одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики признается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. При этом отмечено, что раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Поставлена задача существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Главный принцип Директивы сформулирован весьма обнадеживающе: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо.
Можно ли субъектам предпринимательской деятельности с 1 января 2011 года использовать в работе закрепленные в Директиве конкретные положения?
Директива - программный документ, в котором на концептуальном уровне изложены основные направления либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности.
На базе Директивы в течение I квартала 2011 г. следует ожидать появление плана мероприятий по реализации положений Директивы с указанием исполнителей и сроков исполнения. Надо полагать, что это будет план подготовки конкретных нормативных правовых актов по различным направлениям либерализации условий осуществления предпринимательской деятельности.
Поручение по разработке и утверждению названного плана мероприятий дано Совету Министров РБ совместно с Нацбанком РБ, областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - облисполком, Мингорисполком). При этом на Премьер-министра РБ, Председателя Правления Нацбанка РБ, председателей облисполкомов и Мингорисполкома возложена персональная ответственность за выполнение Директивы.
Таким образом, экономический эффект от выхода Директивы следует ожидать лишь после вступления в силу нормативных правовых актов, принятых в рамках исполнения разработанного и утвержденного плана мероприятий по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности. По оценкам специалистов, произойти это может не ранее чем через год.
Рассмотрим, какие важнейшие перемены ожидают бизнес-сообщество в процессе реализации положений Директивы.
В сфере ценообразования Директива предусматривает окончательный переход к рыночным механизмам формирования цен (тарифов)
В целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности в сфере ценообразования запланированы следующие важнейшие перемены:
- осуществление перехода к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);
- исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;
- недопущение межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);
- отмена предельных надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
Государственное регулирование цен будет сохранено только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
В сфере налогообложения будет расширен круг плательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения
В сфере налогообложения в числе прочего Директивой предписано:
- принимать меры по совершенствованию упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), предусмотрев уже на 2011 г. ее применение при размере валовой выручки не более 12 млрд.руб. нарастающим итогом в течение календарного года, а в последующие годы регулярно пересматривать предельные размеры выручки;
- предоставить право микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, вести упрощенный учет уплаты этого налога без обязательного ведения бухгалтерского учета;
- формировать инновационные фонды исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, имеющих долю государственной собственности в уставных фондах) государственных органов и государственных организаций, подчиненных Правительству РБ;
- обеспечить распределение пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками. В результате в пенсионной системе будет постепенно формироваться накопительная составляющая, что послужит стимулом для открытого декларирования более высоких доходов;
- предоставить субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты по созданию объектов придорожного сервиса, льготы по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) в течение 2 лет после окончания строительства таких объектов, другие льготы, аналогичные установленным для организаций, осуществляющих производственную деятельность в сельской местности, малых населенных пунктах;
- освободить инвесторов от уплаты земельного налога (арендной платы) за земельные участки, занятые под строительство объектов, на период срока строительства таких объектов, а также проведения проектных работ;
- проводить на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки.
В сфере бухгалтерского учета сделан акцент на внедрение международных стандартов, сокращение финансовой отчетности и количества обязательных для применения первичных учетных документов
В сфере бухгалтерского учета Директива указывает на необходимость:
- более широкого применения в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете и радикального сокращения финансовой отчетности;
- существенного сокращения перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них;
- увеличения предельного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих обязательному аудиту по критерию объема выручки.
Больше свободы в установлении условий оплаты труда
В сфере регулирования рынка труда Директива предписывает:
- придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
- расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности;
- расширить применение гибких форм занятости населения.
Упрощения в сфере соблюдения кассовой дисциплины
В сфере соблюдения кассовой дисциплины Директивой предусмотрена отмена требования по:
- обязательной сдаче субъектами предпринимательской деятельности наличной выручки в банк;
- согласованию лимитов остатка в кассе;
- целевому использованию наличной выручки субъектами малого предпринимательства.
Перемены в сфере подготовки и применения нормативных правовых актов
В Директиве указано на необходимость обеспечения стабильности законодательства и однозначного правового регулирования, а также повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В этих целях Директивой предусмотрено следующее:
- в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
- в случае принятия нормативных правовых актов (подготовки соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу нового порядка должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в новых условиях (как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня официального опубликования этих нормативных правовых актов). Исключение составляют случаи, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности;
- не допускать придание обратной силы нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность. Исключением могут быть акты, смягчающие или отменяющие ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающие условия такой деятельности;
- ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Мингорисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.
Изменения в сфере контрольной (надзорной) деятельности
Предусмотрено придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер и перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Для этого Директивой в числе прочего предусмотрено:
- проведение плановых проверок добросовестных субъектов предпринимательской деятельности не чаще 1 раза в 5 лет. Причем эти проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, а любое приостановление деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Приостановление деятельности может быть продлено лишь по решению суда;
- осуществление пересмотра существующей системы административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, в т.ч. путем:
снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
уменьшения размеров штрафов в 2 раза по административным правонарушениям при наличии смягчающих обстоятельств, к которым, в частности, отнесены случаи добровольного возмещения или устранения причиненного вреда, совершения физическим лицом административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
- исключение из статей главы 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) норм, предусматривающих конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение;
- приостановление привлечения к административной ответственности за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов до вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в ст.23.17 КоАП и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- расширение сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение по нарушениям формального характера, не влекущим неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или причинение иного материального вреда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. ст.23.17 КоАП исключена Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З. |
Гарантируется защита добросовестно приобретенного имущества и частной собственности
С целью защиты и развития частной собственности Директивой предписано гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом предусмотрено:
- исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;
- запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данная категория дел будет рассматриваться в судах в первоочередном порядке;
- запретить действия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;
- гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства.
Упрощения в процедуре отчуждения государственного имущества
Директивой также предусмотрено:
- создание в течение 2011 г. единой информационной базы о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечение к ней свободного и бесплатного доступа всем пользователям глобальной компьютерной сети Интернет;
- обеспечение по предложениям местных исполнительных и распорядительных органов отчуждения инвесторам (при реализации ими инвестиционных проектов) за одну базовую величину находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более 2 лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов;
- предоставление права преимущественного приобретения находящегося в государственной собственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее 3 лет, с рассрочкой платежа на 5 лет. При этом стоимость находящегося в государственной собственности объекта аренды (кроме земельных участков) должна быть уменьшена на затраты, понесенные арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств такого объекта, если указанные улучшения учтены при определении оценочной стоимости и арендатору эти затраты не возмещались;
- упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление нормы о том, что осуществление арендатором неотделимых улучшений арендованного государственного имущества не является основанием для увеличения арендной платы этому арендатору.
Либерализация в сфере контроля за безопасностью и качеством товаров
Директивой предписано перейти преимущественно к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности и качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество этих товаров.
При этом в Республике Беларусь будут признаваться выданные в государствах-участниках таможенного союза и странах, с которыми заключены соответствующие международные договоры, сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Иные важные изменения, предусмотренные Директивой
Директивой предписано кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. посредством реализации принципа «одно окно».
При этом планируется создание единого интернет-ресурса административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с обеспечением возможности бесплатного получения форм документов, требуемых для осуществления этих процедур.
Кроме того, в Республике Беларусь предусматривается появление возможности электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.
Указано на необходимость:
- усовершенствования системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности;
- обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела.
Обратите внимание!
До принятия по каждому положению Директивы конкретных нормативных правовых актов субъектам предпринимательской деятельности следует руководствоваться действующим законодательством.
14.01.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль
