


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Основные направления либерализации экономики в 2011-2012 годах
31 декабря 2010 г. Президентом РБ была подписана долгожданная Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива).
В Директиве одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики признается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. При этом отмечено, что раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Поставлена задача существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Главный принцип Директивы сформулирован весьма обнадеживающе: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо.
Можно ли субъектам предпринимательской деятельности с 1 января 2011 года использовать в работе закрепленные в Директиве конкретные положения?
Директива - программный документ, в котором на концептуальном уровне изложены основные направления либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности.
На базе Директивы в течение I квартала 2011 г. следует ожидать появление плана мероприятий по реализации положений Директивы с указанием исполнителей и сроков исполнения. Надо полагать, что это будет план подготовки конкретных нормативных правовых актов по различным направлениям либерализации условий осуществления предпринимательской деятельности.
Поручение по разработке и утверждению названного плана мероприятий дано Совету Министров РБ совместно с Нацбанком РБ, областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - облисполком, Мингорисполком). При этом на Премьер-министра РБ, Председателя Правления Нацбанка РБ, председателей облисполкомов и Мингорисполкома возложена персональная ответственность за выполнение Директивы.
Таким образом, экономический эффект от выхода Директивы следует ожидать лишь после вступления в силу нормативных правовых актов, принятых в рамках исполнения разработанного и утвержденного плана мероприятий по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности. По оценкам специалистов, произойти это может не ранее чем через год.
Рассмотрим, какие важнейшие перемены ожидают бизнес-сообщество в процессе реализации положений Директивы.
В сфере ценообразования Директива предусматривает окончательный переход к рыночным механизмам формирования цен (тарифов)
В целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности в сфере ценообразования запланированы следующие важнейшие перемены:
- осуществление перехода к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);
- исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;
- недопущение межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);
- отмена предельных надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
Государственное регулирование цен будет сохранено только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
В сфере налогообложения будет расширен круг плательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения
В сфере налогообложения в числе прочего Директивой предписано:
- принимать меры по совершенствованию упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), предусмотрев уже на 2011 г. ее применение при размере валовой выручки не более 12 млрд.руб. нарастающим итогом в течение календарного года, а в последующие годы регулярно пересматривать предельные размеры выручки;
- предоставить право микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, вести упрощенный учет уплаты этого налога без обязательного ведения бухгалтерского учета;
- формировать инновационные фонды исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, имеющих долю государственной собственности в уставных фондах) государственных органов и государственных организаций, подчиненных Правительству РБ;
- обеспечить распределение пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками. В результате в пенсионной системе будет постепенно формироваться накопительная составляющая, что послужит стимулом для открытого декларирования более высоких доходов;
- предоставить субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты по созданию объектов придорожного сервиса, льготы по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) в течение 2 лет после окончания строительства таких объектов, другие льготы, аналогичные установленным для организаций, осуществляющих производственную деятельность в сельской местности, малых населенных пунктах;
- освободить инвесторов от уплаты земельного налога (арендной платы) за земельные участки, занятые под строительство объектов, на период срока строительства таких объектов, а также проведения проектных работ;
- проводить на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки.
В сфере бухгалтерского учета сделан акцент на внедрение международных стандартов, сокращение финансовой отчетности и количества обязательных для применения первичных учетных документов
В сфере бухгалтерского учета Директива указывает на необходимость:
- более широкого применения в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете и радикального сокращения финансовой отчетности;
- существенного сокращения перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них;
- увеличения предельного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих обязательному аудиту по критерию объема выручки.
Больше свободы в установлении условий оплаты труда
В сфере регулирования рынка труда Директива предписывает:
- придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
- расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности;
- расширить применение гибких форм занятости населения.
Упрощения в сфере соблюдения кассовой дисциплины
В сфере соблюдения кассовой дисциплины Директивой предусмотрена отмена требования по:
- обязательной сдаче субъектами предпринимательской деятельности наличной выручки в банк;
- согласованию лимитов остатка в кассе;
- целевому использованию наличной выручки субъектами малого предпринимательства.
Перемены в сфере подготовки и применения нормативных правовых актов
В Директиве указано на необходимость обеспечения стабильности законодательства и однозначного правового регулирования, а также повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В этих целях Директивой предусмотрено следующее:
- в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
- в случае принятия нормативных правовых актов (подготовки соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу нового порядка должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в новых условиях (как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня официального опубликования этих нормативных правовых актов). Исключение составляют случаи, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности;
- не допускать придание обратной силы нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность. Исключением могут быть акты, смягчающие или отменяющие ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающие условия такой деятельности;
- ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Мингорисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.
Изменения в сфере контрольной (надзорной) деятельности
Предусмотрено придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер и перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Для этого Директивой в числе прочего предусмотрено:
- проведение плановых проверок добросовестных субъектов предпринимательской деятельности не чаще 1 раза в 5 лет. Причем эти проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, а любое приостановление деятельности может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Приостановление деятельности может быть продлено лишь по решению суда;
- осуществление пересмотра существующей системы административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, в т.ч. путем:
снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
уменьшения размеров штрафов в 2 раза по административным правонарушениям при наличии смягчающих обстоятельств, к которым, в частности, отнесены случаи добровольного возмещения или устранения причиненного вреда, совершения физическим лицом административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
- исключение из статей главы 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) норм, предусматривающих конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение;
- приостановление привлечения к административной ответственности за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов до вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в ст.23.17 КоАП и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- расширение сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение по нарушениям формального характера, не влекущим неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или причинение иного материального вреда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. ст.23.17 КоАП исключена Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З. |
Гарантируется защита добросовестно приобретенного имущества и частной собственности
С целью защиты и развития частной собственности Директивой предписано гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом предусмотрено:
- исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;
- запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данная категория дел будет рассматриваться в судах в первоочередном порядке;
- запретить действия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;
- гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства.
Упрощения в процедуре отчуждения государственного имущества
Директивой также предусмотрено:
- создание в течение 2011 г. единой информационной базы о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечение к ней свободного и бесплатного доступа всем пользователям глобальной компьютерной сети Интернет;
- обеспечение по предложениям местных исполнительных и распорядительных органов отчуждения инвесторам (при реализации ими инвестиционных проектов) за одну базовую величину находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более 2 лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов;
- предоставление права преимущественного приобретения находящегося в государственной собственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее 3 лет, с рассрочкой платежа на 5 лет. При этом стоимость находящегося в государственной собственности объекта аренды (кроме земельных участков) должна быть уменьшена на затраты, понесенные арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств такого объекта, если указанные улучшения учтены при определении оценочной стоимости и арендатору эти затраты не возмещались;
- упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление нормы о том, что осуществление арендатором неотделимых улучшений арендованного государственного имущества не является основанием для увеличения арендной платы этому арендатору.
Либерализация в сфере контроля за безопасностью и качеством товаров
Директивой предписано перейти преимущественно к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности и качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество этих товаров.
При этом в Республике Беларусь будут признаваться выданные в государствах-участниках таможенного союза и странах, с которыми заключены соответствующие международные договоры, сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Иные важные изменения, предусмотренные Директивой
Директивой предписано кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. посредством реализации принципа «одно окно».
При этом планируется создание единого интернет-ресурса административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с обеспечением возможности бесплатного получения форм документов, требуемых для осуществления этих процедур.
Кроме того, в Республике Беларусь предусматривается появление возможности электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.
Указано на необходимость:
- усовершенствования системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности;
- обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела.
Обратите внимание!
До принятия по каждому положению Директивы конкретных нормативных правовых актов субъектам предпринимательской деятельности следует руководствоваться действующим законодательством.
14.01.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист